Файл: Задание к практическому занятию Философия и мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1231

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание к практическому занятию № 1. Философия и мировоззрение.
1. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:

а) «Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»;

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

в) «Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости»;

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».
Ответы:

«Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»

Согласен. Потому что философия соединяет факты в одну истину, ищет один ответ на всё, а наука разъединяет истину на отдельные разделы. По каждому факту может делаться отдельная наука, а та может включать ещё науки, и так до бесконечности.

Для Николая Александровича Бердяева основным предметом его интереса и центральной темой философской мысли всегда был человек, его природа, сущность, свобода, предназначение и цель его существования. То есть все вопросы, философское рассмотрение которых так или иначе указано нам разумом, сводятся, по сути, к вопросу о человеке.

Философствование Бердяева носило религиозно-экзистенциалистский характер, с явными признаками антропологизма, и было попыткой самовыражения с помощью образно-художественного языка, желанием передать внутренний личный опыт, настроение, непосредственное эмоциональное переживание.

У Бердяева человек представляет собой природное и сверхприродное существо. „Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное себя преодолевать, человек есть существо противоречивое, парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке
, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье“. Из этого следует, что отличительной особенностью «бердяевской» философии человека является сознательно принимаемый парадоксализм, акцент на несовместимости основных его определений.
«Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»

На мой взгляд философия есть познавательный выход из мировой данности, прозрение, преодолевающее мировую необходимость.

Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости. Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости. Философия есть искусство, а не наука.

Не согласен. Философия и наука, и мировоззрение! Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру. Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания". Но философия - это и наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т. п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. Философия и Наука - две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ - она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т. п.
«Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости»

Так и понимаю. Философ свободен размышлять о чем угодно (его ум сообразуется лишь с одними законами логики), а разум ученого-естественника и даже гуманитария всегда стеснен пределами избранного ими предмета, который в свою очередь обусловлен жесткими законами материального мира.

Бердяев воспринял идею автономии воли, согласно которой ничто внешнее, никакие авторитеты не могут служить законом для моей воли, воля свободна только тогда, когда сама ставит над собой закон, которому затем и подчиняется. Человеческое „Я“ заявляет Бердяев, стоит выше суда других людей, суда общества и даже всего бытия, потому что единственным судьей является тот нравственный закон, который составляет истинную сущность „Я“ который это „Я“ свободно признает. Заимствовав у Иммануила Канта принцип автономии, свободного признания над собой нравственного закона, Бердяев отверг сам этот нравственный закон, требование подчинения своеволия единичного человека долгу - руководствоваться правилом: не делай другому того, чего, ты не хотел бы, чтобы делали тебе. Для Бердяева подчинение всякому закону, в том числе нравственному, есть рабство. Бердяев отвергает трактовку свободы как подчинения всеобщему нравственному закону: ведь именно в подчинении вообще, безотносительно к какому бы то ни было содержанию, а тем более в подчинении всеобщему началу русский философ видел рабство, несвободу. Согласно Бердяеву, „философское

познание - человеческое познание, в ней всегда есть элемент человеческой свободы“, „если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения“. Свобода - в том, чтобы никому и ничему не подчиняться - таково глубочайшее убеждение Бердяева, таков его этический принцип.
«Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости»

Философия никогда не была приспособлением к необходимости Заветной целью философии всегда было познание свободы=невозможно познать свободу без реальности. Это как на земле жить жизнью рая, да ещё уверовать в это совершенно. Это схоже с шизофренией Свобода — это понятие прижизненное реальное и оно или есть на земле при жизни реально либо её нет нигде.

Бердяев полностью не согласен с традиционным определением человека как разумного существа, поскольку свести человека к разуму - значило бы лишить его уникальности, неповторимости, а значит, личности. Личность у Бердяева рассматривается как категория религиозно - духовная. По мнению философа, „существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает верховную ценность Бога. Личность есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, в сущности, не входит в этот ряд“. Поэтому он не приемлет нравственный разум идеализма в качестве высшего закона для человека, ибо всякий закон есть детерминация, а личность, считает он, должна быть свободна. Именно в свободе он видел главную характеристику личности, и личность не просто обладает свободой, но она и есть сама свобода. Человек как существо свободное, обладает творческой свободой. Здесь человек у Бердяева рассматривается не только как творец мира, но в известном смысле как творец самого себя. Творчество у философа становится теургическим актом, которому в последний период жизни он придает эсхатологический характер. Предназначение человека, таким образом, состоит в стремлении к духовной свободе, отказ от всякого принуждения, террора и насилия. В этом смысле Бердяев выступает не только ярким представителем русской религиозно - философской традиции, но и выразителем русской души, отразившей в себе всю духовную атмосферу начала ХХ века в России. Он также является живым свидетелем и участником того, что происходило в России, которое было пережито, осмыслено и передано через его философскую позицию, дух бунтарства и анархизма.

Задание к практическому занятию № 2. Философия развития.
1. Известный древнегреческий афоризм призывает:

«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.


б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?
2. Как-то во дворике Парижского университета у «ангельского доктора» Фомы Аквинского вышел спор о том, есть ли у крота глаза. Каждый стоял на своем истово и непоколебимо. Но тут садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми, да и предложи свои услуги:

– Хотите, – сказал он, я вам – сей же миг принесу живого крота. Вы посмотрите на него, на том и разрешится ваш спор.

– Ни в коем случае! Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли в принципе у принципиального крота принципиальные глаза.

Какой способ мышления высмеивается в этом историческом анекдоте?
Ответы:

«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.

б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектическая картина мира – это особый высокоорганизованный вид знаний, их синтез путем широких философских обобщений на базе интегративных понятий, касающихся всех форм бытия (и материи), с учетом иерархии бытия и принципа историзма

Закон «Причина и следствие» – философские категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Ничто в мире не существует «само по себе», а появляется в силу ряда причин. Под причиной (лат. 
causa) понимается явление или фактор, который вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление или комплекс явлений. Последнее называется следствием. Следствие – производное от причины. Причинно-следственная связь носит всеобщий и объективный характер, т. е. не зависит от нашего сознания.

Примером является перефразированное выражение из Евангелия от Матфея: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»
Как-то во дворике Парижского университета у «ангельского доктора» Фомы Аквинского вышел спор о том, есть ли у крота глаза. Каждый стоял на своем истово и непоколебимо. Но тут садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми, да и предложи свои услуги:

Хотите, – сказал он, я вам – сей же миг принесу живого крота. Вы посмотрите на него, на том и разрешится ваш спор.

Ни в коем случае! Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли в принципе у принципиального крота принципиальные глаза.

Какой способ мышления высмеивается в этом историческом анекдоте?

Диалектический способ мышления. Для этого нужны две стороны. Каждая сторона находит противоречия в посылках противника и преодолевая эти противоречия приближается к истине.

Методологическая роль диалектики заключается в том, чтобы распознать общие алгоритмы изучаемых объектов, понять, как они развиваются. В результате этого процесса постигается сущность предмета. Кроме того, способ помогает разобраться самому исследователю в собственном мышлении. Посредством диалектических алгоритмов субъект может последовательно выстраивать личные суждения, отсеивать обнаруженные ошибки и заполнять пробелы. Логические схемы позволяют делать обобщающие выводы и систематизировать результаты.
Задание к практическому занятию № 3. Сознание как философская категория

1. Является ли труд главной причиной возникновения мышления у человека? Какие еще концепции генезиса сознания вы знаете?

2. Можно ли считать творчество главным отличием человеческого сознания от машинного интеллекта? Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна о том, что машина будет в состоянии решать какие угодно проблемы, но никогда не сумеет поставить хотя бы одну.