Файл: Программа внеурочной деятельности Подготовка к егэ по русскому языкудля учащихся 11 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»для учащихся 11 класса  

2022-2023уч.год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11 классе разработана на основе примерной программы по русскому языку, демонстрационного варианта ЕГЭ-2022.ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический и практический материал, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.Программа предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).  

Место курса в образовательном процессе. Внеурочное занятие «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии,  пунктуации и стилистики

.Цели и задачи курса:Ø      обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5-11 классов  согласно новым   требованиям экзаменационных тестов;Ø      скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;Ø      подготовить   учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;Ø      развивать   познавательную   деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;Ø      выработать   навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;Ø      целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;Ø      формировать
умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;Ø      учить любой диалог вести этически корректно.



Ученики должны

иметь представление

-   о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать

-   сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

-   содержание заданий ЕГЭ;

уметь

-   применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

·   понимать и интерпретировать текст;

·   создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

-   аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;

-   проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

-   проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;

-   использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка;

-   создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

·   формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;

·   формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором

прочитанного текста.


Содержание программы


Введение - 1 час. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Подготовка к итоговому сочинению – 6часов.Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений .Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. Сочинение по одному из направлений.

Подготовка к заданиям 1-26 – 12 часов Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 22, 23, 25)Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 6, 24, 26)Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 7, 8)Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 8, 26)Орфография. Орфографические нормы. (Задания 9 - 15) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 16 – 21)



Подготовка к сочинению уровня С – 5 часов. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы обоснования собственного мнения.   Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Комплексная подготовка к ЕГЭ – 10 часа

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.



Календарно-тематическое планирование



п/п.

Название темы.

Требования к уровню знаний.

Вид работы

1

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией  ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Знать: ДВ ЕГЭ.

Уметь: заполнять бланки.

 

2-3

Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.

 

 

2-5

Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.

 

сочинение

6-7

Сочинение по одному из направлений.

 

сочинение

8-9

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Знать: орфоэпия,

орфоэпические

нормы.

Уметь: ставить ударение в словах.

Выполнение задания 4

10-11

Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы.  Синонимы, антонимы.

Знать: лексика,

лексические нормы,

паронимы.

Уметь: работать со словом.

Выполнение заданий 5,6,24,26

12-13

Лексические выразительные средства.

Знать: понятия по теме «Лексика», виды тропов.

Уметь: находить лексические выразительные средства в текстах.

Выполнение задания 26

14

Фразеология.

Знать: фразеологизм.

Уметь: находить фразеологизмы.

Выполнение задания 26

15-16

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм.

Выполнение задания 7

17-18

Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение.

Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции

Выполнение заданий 16-21

19

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

Знать: синтаксические, грамматические нормы.Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм.

Выполнение задания 8

20

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.

Знать: стилистические фигуры.Уметь: находить фигуры в тексте.

Выполнение задания 26

21

Орфография. Орфографические нормы.

Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике.

Выполнение заданий 9-15

22

Пунктуация. Пунктуационные нормы.

Знать: пунктуация, пунктуационные нормы.

Уметь: применять пунктуационные правила на практике.

Выполнение заданий 16-21

23

РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Знать: способы и средства связи

предложений в тексте.

Уметь: определять способы и средства

связи предложений в тексте.

Выполнение заданий 2,25

24

РР. Текст. Стили и типы речи.

Знать: текст, стили и типы речи.Уметь: определять типы и стили речи.

Выполнение задания 22,23

25

РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.

Знать: тема, проблема, идея текста.Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста.

Работа с текстом.

26

РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

Знать: комментарий, виды комментариев.

Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме.

Работа с комментариями.

27

РР. Выявление и формулировка авторской позиции.

Знать: авторская позиция.

Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию.

Работа с текстом.

28

РР. Способы обоснования собственного мнения.

Знать: способы обоснования собственного мнения. Уметь: обосновывать собственное мнение.

Работа с текстом.

29

РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения.

Работа с текстом.

30

РР.   Практикум по написанию сочинения.

Уметь: писать сочинение по данному тексту.

Сочинение.

31

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ.

Тренинг.

32

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ.

Тренинг.

33-34

Диагностическая работа в формате ЕГЭ.

 

Диагностическая работа.



Учебно–тематический план

п/п.

Название темы.

Количество часов.

Уроковразвития речи.

Контрольные работы.

 

Введение

1

 

 

1.

Подготовка к итоговому сочинению

6




 

2.

Подготовка к заданиям 1-26

12

 

 

3.

Подготовка к сочинению (Задание 27)

5




 

4.

Комплексная подготовка к ЕГЭ.

10

 

4

 

Итого

34




4






















 



       





Формы и методы, технологии обучения.

Для реализации данного курса используются следующие технологии: здоровьесберегающая технология, важная составляющая часть которой – это рациональная организация урока, кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разрядка, чередуются разные виды деятельности.

Применение ИКТ улучшает качество усвоения материалов урока, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Данные технологии используются в связи с возрастными и психологическими особенностями старшеклассников, с новыми требованиями ФГОСТ. 
Методы и формы обучения: работа со словарями, диалог, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, тестирование, диагностические работы, фронтальный опрос, групповая работа, парная работа, сочинение.

 

Учебно-методическое  обеспечение.

1.    Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы.    Единый государственный экзамен 2022. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2018.3.    ЕГЭ-2021. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2021 .4.    Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2021.5.    Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2019.

 

Материально-техническая база.

·    компьютер

·    проектор

·    экран

·    интерактивная доска

        Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1.    ФИПИ. Открытый банк заданий.

2.    http://www.ctege.info

3.    http://uchimcauchitca.blogspot.se/_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)

и другие.