Файл: Программа внеурочной деятельности Подготовка к егэ по русскому языкудля учащихся 11 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»для учащихся 11 класса
2022-2023уч.год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11 классе разработана на основе примерной программы по русскому языку, демонстрационного варианта ЕГЭ-2022.ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический и практический материал, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.Программа предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).
Место курса в образовательном процессе. Внеурочное занятие «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики
.Цели и задачи курса:Ø обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5-11 классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;Ø скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;Ø подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;Ø развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;Ø выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;Ø целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;Ø формировать
умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;Ø учить любой диалог вести этически корректно.
Ученики должны
иметь представление
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
· понимать и интерпретировать текст;
· создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
· формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
· формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором
прочитанного текста.
Содержание программы
Введение - 1 час. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению – 6часов.Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений .Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-26 – 12 часов Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 22, 23, 25)Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 6, 24, 26)Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 7, 8)Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 8, 26)Орфография. Орфографические нормы. (Задания 9 - 15) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 16 – 21)
Подготовка к сочинению уровня С – 5 часов. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы обоснования собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 10 часа
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п. | Название темы. | Требования к уровню знаний. | Вид работы |
1 | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Знать: ДВ ЕГЭ. Уметь: заполнять бланки. | |
2-3 | Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. | | |
2-5 | Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. | | сочинение |
6-7 | Сочинение по одному из направлений. | | сочинение |
8-9 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Знать: орфоэпия, орфоэпические нормы. Уметь: ставить ударение в словах. | Выполнение задания 4 |
10-11 | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы. | Знать: лексика, лексические нормы, паронимы. Уметь: работать со словом. | Выполнение заданий 5,6,24,26 |
12-13 | Лексические выразительные средства. | Знать: понятия по теме «Лексика», виды тропов. Уметь: находить лексические выразительные средства в текстах. | Выполнение задания 26 |
14 | Фразеология. | Знать: фразеологизм. Уметь: находить фразеологизмы. | Выполнение задания 26 |
15-16 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 7 |
17-18 | Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. | Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции | Выполнение заданий 16-21 |
19 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: синтаксические, грамматические нормы.Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 8 |
20 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | Знать: стилистические фигуры.Уметь: находить фигуры в тексте. | Выполнение задания 26 |
21 | Орфография. Орфографические нормы. | Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике. | Выполнение заданий 9-15 |
22 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | Знать: пунктуация, пунктуационные нормы. Уметь: применять пунктуационные правила на практике. | Выполнение заданий 16-21 |
23 | РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Знать: способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте. | Выполнение заданий 2,25 |
24 | РР. Текст. Стили и типы речи. | Знать: текст, стили и типы речи.Уметь: определять типы и стили речи. | Выполнение задания 22,23 |
25 | РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | Знать: тема, проблема, идея текста.Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста. | Работа с текстом. |
26 | РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | Знать: комментарий, виды комментариев. Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме. | Работа с комментариями. |
27 | РР. Выявление и формулировка авторской позиции. | Знать: авторская позиция. Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию. | Работа с текстом. |
28 | РР. Способы обоснования собственного мнения. | Знать: способы обоснования собственного мнения. Уметь: обосновывать собственное мнение. | Работа с текстом. |
29 | РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения. | Работа с текстом. |
30 | РР. Практикум по написанию сочинения. | Уметь: писать сочинение по данному тексту. | Сочинение. |
31 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. |
32 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. |
33-34 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. | | Диагностическая работа. |
Учебно–тематический план
№ п/п. | Название темы. | Количество часов. | Уроковразвития речи. | Контрольные работы. | ||
| Введение | 1 | | | ||
1. | Подготовка к итоговому сочинению | 6 | | | ||
2. | Подготовка к заданиям 1-26 | 12 | | | ||
3. | Подготовка к сочинению (Задание 27) | 5 | | | ||
4. | Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 10 | | 4 | ||
| Итого | 34 | | 4 | ||
| | | | | | |
Формы и методы, технологии обучения.
Для реализации данного курса используются следующие технологии: здоровьесберегающая технология, важная составляющая часть которой – это рациональная организация урока, кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разрядка, чередуются разные виды деятельности.
Применение ИКТ улучшает качество усвоения материалов урока, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Данные технологии используются в связи с возрастными и психологическими особенностями старшеклассников, с новыми требованиями ФГОСТ.
Методы и формы обучения: работа со словарями, диалог, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, тестирование, диагностические работы, фронтальный опрос, групповая работа, парная работа, сочинение.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Единый государственный экзамен 2022. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2018.3. ЕГЭ-2021. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2021 .4. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2021.5. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2019.
Материально-техническая база.
· компьютер
· проектор
· экран
· интерактивная доска
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. ФИПИ. Открытый банк заданий.
2. http://www.ctege.info
3. http://uchimcauchitca.blogspot.se/_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
и другие.