Файл: Требований к способам, с помощью которых обеспечивать вариативность программ, не было.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС
Сравнение действующих и обновленных ФГОС | |||
Параметр сравнения | ФГОС 2009/2010 | ФГОС 2021 | |
Требования к условиям реализации программ обучения | Требований к способам, с помощью которых обеспечивать вариативность программ, не было. Не уделено внимание дистанционному обучению. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: Подробных норм не было. Информационно-образовательная среда: Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет ресурсам, коллекциям медиа-ресурсов. Обеспечение учебниками и учебными пособиями: Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде. Деление учеников на группы: Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы. Психолого-педагогические условия: Требований было меньше. | Закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Определены три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ: Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников. Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут. В качестве общесистемных требований к реализации программы начального общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования(п. 34.4). Прописаны требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий. Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО). Информационно-образовательная среда: Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО). Обеспечение учебниками и учебными пособиями: Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО). Деление учеников на группы: Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы (с учётом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей) (п. 20 ФГОС НОО). Психолого-педагогические условия: В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО). | |
Требования к структуре основной образовательной программы | Данный раздел включает:
Основная образовательная программа начального общего образования включает: 1. Целевой раздел - пояснительная записка; - планируемые результаты; - система оценки 2. Содержательный раздел - программа формирования УУД; - программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; - рабочая программа воспитания; - программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы 3. Организационный раздел - учебный план; - план внеурочной деятельности; - календарный учебный график; - календарный план воспитательной работы; - система условий реализации программы. | Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО).Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Добавлены рабочие программы учебных модулей. Программа начального общего образования (термин) включает: 1. Целевой раздел - пояснительная записка; - планируемые результаты; - система оценки 2. Содержательный раздел - рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; - программа формирования УУД; - рабочая программа воспитания 3. Организационный раздел - учебный план; - план внеурочной деятельности; - календарный учебный график; - календарный план воспитательной работы; - характеристика условий реализации программы Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках математики, окружающего мира. В содержательный раздел ООП вводится программа с единым названием «Программа воспитания», она заменяет Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни. | |
Требования к результатам обучения | Требований было меньше, формулировки представлены в обобщенном виде. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Направления развития личности:
Личностные и метапредметные результаты описывались обобщённо. Акцент сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. | Определены и конкретизированы требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков. Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. Установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Чёткость деления УУД и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности. ФГОС устанавливает конкретизированные требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования (личностным, метапредметным, предметным) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. Научно-методологической основой для разработки требований является системно-деятельностный подход. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
Предметные результаты освоения программы начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования. Требования к предметным результатам:
Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.) |