Файл: Требований к способам, с помощью которых обеспечивать вариативность программ, не было.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС

Сравнение действующих и обновленных ФГОС

Параметр сравнения

ФГОС 2009/2010

ФГОС 2021




Требования к условиям реализации программ обучения

Требований к способам, с помощью которых обеспечивать вариативность программ, не было.

Не уделено внимание дистанционному

обучению.

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий:

Подробных норм не было.
Информационно-образовательная среда:

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет ресурсам, коллекциям медиа-ресурсов.
Обеспечение учебниками и учебными пособиями:

Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде.
Деление учеников на группы:

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы.

Психолого-педагогические условия:

Требований было меньше.


Закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников.

Определены три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ: 

Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. 

Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. 

Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
В качестве общесистемных требований к реализации программы начального общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования(п. 34.4).

Прописаны требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий.

Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий:

Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО).

Информационно-образовательная среда:

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО).

Обеспечение учебниками и учебными пособиями:

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО).
Деление учеников на группы:

Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы (с учётом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей) (п. 20 ФГОС НОО).

Психолого-педагогические условия:

В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО).




Требования к структуре основной образовательной программы

Данный раздел включает:

  • программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО;

  • рабочую программу воспитания;

  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО;

  • программу коррекционной работы.


Основная образовательная программа начального общего образования включает:
1. Целевой раздел

- пояснительная записка;

- планируемые результаты;

- система оценки

2. Содержательный раздел

- программа формирования УУД;

- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

- рабочая программа воспитания;

- программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни;

- программа коррекционной работы

3. Организационный раздел

- учебный план;

- план внеурочной деятельности;

- календарный учебный график;

- календарный план воспитательной работы;

- система условий реализации программы.

Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО).Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
Добавлены рабочие программы учебных модулей.
Программа начального общего образования (термин) включает:
1. Целевой раздел

- пояснительная записка;

- планируемые результаты;

- система оценки

2. Содержательный раздел

- рабочие программы учебных предметов, учебных

курсов (в том числе внеурочной деятельности),

учебных модулей;

- программа формирования УУД;

- рабочая программа воспитания

3. Организационный раздел

- учебный план;

- план внеурочной деятельности;

- календарный учебный график;

- календарный план воспитательной работы;

- характеристика условий реализации программы
Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках математики, окружающего мира.
В содержательный раздел ООП вводится программа с единым названием «Программа воспитания», она заменяет Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни.

Требования к результатам обучения

Требований было меньше, формулировки представлены в обобщенном виде.
Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы.
Направления развития личности:


  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное


Личностные и метапредметные результаты описывались обобщённо.
Акцент сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми.
Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.



Определены и конкретизированы требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков.
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным.
Добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики.
Установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин.
Чёткость деления УУД и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности.
ФГОС устанавливает конкретизированные требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования (личностным, метапредметным, предметным)

Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины.
Научно-методологической основой для разработки требований является системно-деятельностный подход.
Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части.
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

  • Овладение универсальными учебными познавательными действиями

  • Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

  • Овладение универсальными учебными регулятивными действиями


Предметные результаты освоения программы начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования.
Требования к предметным результатам:

  • формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений;

  • формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования;

  • определяют минимум содержания начального общего образования;

  • усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки.


Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)