Файл: Рабочая программа кружка Задорные нотки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Задорные нотки»

6 класс

Пояснительная записка

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Общая характеристика программы

Программа рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю).. Группа занимается 1 раз в неделю. Возрастная характеристика группы- c 5 по 7 классы. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы – форма внеурочной деятельности. Такая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса. Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов , что позволяет формировать в единстве содержательные , операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами. Программа предназначена для детей учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы , и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.


Цель программы:

Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.

Задачи программы:

Образовательные:

Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

Привить навыки сценического поведения;

Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

Развить музыкально-эстетический вкус;

Развить музыкальные способности детей;

Занятия проводятся 1 час в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.

В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.

Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных.

Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблевого пения, для других мероприятий.

Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

Основные требования к уровню подготовленности обучающихся.

Должны знать и определять на слух:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;



- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов

- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;

- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;

- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);

- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);

- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

- - знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

- знать правила пения и охраны голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;


Учебный план

Занятия проводятся 1 час в неделю. Всего 34 часа

Тематическое построение программы позволит объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечит целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение , потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичным художественно- педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий

В 6 классе 34 часа распределены следующим образом:

Предполагаемая результативность курса:

К концу обучения учащиеся должны знать:

- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

Должны уметь:

- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения;

- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Календарно - тематическое планирование работы



Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Вводное занятие

1




2

Развитие музыкального слуха.

1




3

Индивидуальные занятия

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения.» работа над дикцией.

1




4

. Использование певческих навыков. Беседа знакомство, разучивание мелодии.

1




5

«Мамочка милая ,мама моя» работа над унисоном. Упражнения на дыхание.

1




6

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

Видео экскурсия.

1




7

Собственная манера исполнения вокального произведения «Песенка Красной Шапочки».

1




8

Практическое занятие.

Знакомство с песней «Песенка Красной Шапочки».

1




9

«Песенка Красной Шапочки». Работа над дикцией и артикуляцией.

1




10

«К нам приходит Новый год» знакомство и разучивание. Формирование чувства ансамбля.

1




11

Песня «Зимняя сказка». Формирование чувства ансамбля.

1




12

Песня «Зимняя сказка» разучивание, работа над устойчивым интонированием.

1




13

«Новогодний хоровод». знакомство и разучивание Формирование сценической культуры исполнения. Работа под фонограмму.

1




14

К нам приходит новый год» работа над выразительностью исполнения. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

1




15

Различные приёмы дыхания. «Вальс Снежинок» работа над произношением и унисоном.

1




16

Работа с фонограммой. Пение под фонограмму песни «Солдатушки-бравы ребятушки».

1




17

«Буду в армии служить» разучивание. Работа над звуковедением и чистотой интонирования

1




18

Пение скороговорок. «Буду в армии служить».Работа над ровным звучанием во всём диапазоне .

1




19

«Буду в армии служить». Работа над дикцией и артикуляцией.

1




20

Знакомство и разучивание «Блины».Колядки. Работа над особенностями произношения а вокализе.

1




21

Формирование чувства ансамбля. «Блины». Колядки. Вокальная работа.

1




22

«Блины».Колядки. Навыки пения

1




23

Знакомство и разучивание песни «Мамин праздник». Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

1




24

Формирование сценической культуры. «Мамин праздник».

1




25

Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. «Мамин праздник».

1




26

Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Знакомство и разучивание «Жила была пастушка»

1




27

«Жила была пастушка» Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

1




28

«Жила была пастушка» вокальная работа.

1




29

Различные приёмы дыхания .Знакомство и разучивание рус.нар. песни «Земелюшка-черноземь».

1




30

Пение скороговорок «Земелюшка-черноземь» работа над выразительным пением.

1




31

Пение скороговорок. Повторение пройденного материала.

1




32

Подготовка и подбор музыкального материала на концерт.

1




33

Обощение .

1




34

Урок-концерт

1