ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Задорные нотки»
6 класс
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Общая характеристика программы
Программа рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю).. Группа занимается 1 раз в неделю. Возрастная характеристика группы- c 5 по 7 классы. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы – форма внеурочной деятельности. Такая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса. Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов , что позволяет формировать в единстве содержательные , операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами. Программа предназначена для детей учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы , и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.
Цель программы:
Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Занятия проводятся 1 час в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблевого пения, для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Основные требования к уровню подготовленности обучающихся.
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;
- - знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;
Учебный план
Занятия проводятся 1 час в неделю. Всего 34 часа
Тематическое построение программы позволит объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечит целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение , потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичным художественно- педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий
В 6 классе 34 часа распределены следующим образом:
Предполагаемая результативность курса:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
Должны уметь:
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения;
- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Календарно - тематическое планирование работы
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Развитие музыкального слуха. | 1 | |
3 | Индивидуальные занятия Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения.» работа над дикцией. | 1 | |
4 | . Использование певческих навыков. Беседа знакомство, разучивание мелодии. | 1 | |
5 | «Мамочка милая ,мама моя» работа над унисоном. Упражнения на дыхание. | 1 | |
6 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Видео экскурсия. | 1 | |
7 | Собственная манера исполнения вокального произведения «Песенка Красной Шапочки». | 1 | |
8 | Практическое занятие. Знакомство с песней «Песенка Красной Шапочки». | 1 | |
9 | «Песенка Красной Шапочки». Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |
10 | «К нам приходит Новый год» знакомство и разучивание. Формирование чувства ансамбля. | 1 | |
11 | Песня «Зимняя сказка». Формирование чувства ансамбля. | 1 | |
12 | Песня «Зимняя сказка» разучивание, работа над устойчивым интонированием. | 1 | |
13 | «Новогодний хоровод». знакомство и разучивание Формирование сценической культуры исполнения. Работа под фонограмму. | 1 | |
14 | К нам приходит новый год» работа над выразительностью исполнения. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 1 | |
15 | Различные приёмы дыхания. «Вальс Снежинок» работа над произношением и унисоном. | 1 | |
16 | Работа с фонограммой. Пение под фонограмму песни «Солдатушки-бравы ребятушки». | 1 | |
17 | «Буду в армии служить» разучивание. Работа над звуковедением и чистотой интонирования | 1 | |
18 | Пение скороговорок. «Буду в армии служить».Работа над ровным звучанием во всём диапазоне . | 1 | |
19 | «Буду в армии служить». Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |
20 | Знакомство и разучивание «Блины».Колядки. Работа над особенностями произношения а вокализе. | 1 | |
21 | Формирование чувства ансамбля. «Блины». Колядки. Вокальная работа. | 1 | |
22 | «Блины».Колядки. Навыки пения | 1 | |
23 | Знакомство и разучивание песни «Мамин праздник». Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. | 1 | |
24 | Формирование сценической культуры. «Мамин праздник». | 1 | |
25 | Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. «Мамин праздник». | 1 | |
26 | Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Знакомство и разучивание «Жила была пастушка» | 1 | |
27 | «Жила была пастушка» Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 1 | |
28 | «Жила была пастушка» вокальная работа. | 1 | |
29 | Различные приёмы дыхания .Знакомство и разучивание рус.нар. песни «Земелюшка-черноземь». | 1 | |
30 | Пение скороговорок «Земелюшка-черноземь» работа над выразительным пением. | 1 | |
31 | Пение скороговорок. Повторение пройденного материала. | 1 | |
32 | Подготовка и подбор музыкального материала на концерт. | 1 | |
33 | Обощение . | 1 | |
34 | Урок-концерт | 1 | |
|