Файл: 6. Восстановительные и реабилитационные мероприятия после физических нагрузок самостоятельные занятия физическими упражнениями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 6. Восстановительные и реабилитационные мероприятия после физических нагрузок. самостоятельные занятия физическими упражнениями

Цель занятия: приобретение знаний об особенностях организации самостоятельных занятий физическими упражнениями; медико-биологических и психологических средствах восстановления, формирование умений применять полученные знания.

Задание 1. Оцените функциональное состояние своего организма, выполнив следующие функциональные пробы: проба Ромберга, пальценосовая проба, кистевая динамометрия, проба Штанге, пульсометрия.

- Проба Ромберга - сохранение устойчивой позы более 15 с без тремора оценивается — хорошо;

- Пальце-носовая проба (оценивается динамическая координация). Я нахожусь в исходном положении стоя, руки в стороны, глаза закрыты, не открывая глаза, быстро коснулся указательным пальцем сначала одной, затем другой руки кончика своего носа, оценка – все хорошо.

- Кистевая динамометрия, измерение силы мышц сгибателей пальцев проводится ручным динамометром

нахожусь в положении стоя захватываю рукой динамометр циферблатом к ладони, измерение повторил 2—3 раза и записывают лучший результат – средние показатели силы правой кисти 30-40 кг.

- Проба Штанге — задержка дыхания на вдохе, после 5—7 мин отдыха в положении сидя делаем полный вдох и выдох, а затем снова вдох и закрываем нос и рот. Фиксируем время от момента задержки дыхания до прекращения пробы – получилось задержать дыхание на вдохе 40—50 с.

- Пульсометрия - в покое пульс равен 60—80 уд./мин.
Задание 2. Составьте и заполните таблицу «Медико-биологические и психологические средства восстановления после физических нагрузок».

Ответ:









медико-биологические и психологические средства восстановления. .




Описание




1




Педагогические средства восстановления




Основными являются педагогические средства, обеспечивающие эффективное протекание восстановительных процессов за счет рационального планирования учебно-тренировочного процесса, включающего оптимальное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, мезо- и макроциклах, волнообразность и вариативность нагрузок, широкое использование переключений на другие виды деятельности, введение разгрузочных, адаптационных и восстановительных микроциклов, индивидуализацию средств и методов подготовки и многое другое.




2




Гигиенические средства восстановления




Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности широко применяются в подготовке спортсменов. Полноценное сбалансированное питание, рациональный образ и режим жизни, использование естественных сил природы, гидропроцедуры, самомассаж и др. наряду с педагогическими должны быть основными, одинаково необходимыми для всех занимающихся на всех занятиях и этапах подготовки занимающихся.




3




Медико-биологические средства восстановления




Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением. Медико-биологические средства восстановления и повышения работоспособности включают в себя следующие основные группы: фармакологические средства восстановления, кислородотерапию, теплотерапию. Фармакологические средства в спортивной медицине применяются в следующих целях: для улучшения восстановительных процессов; после больших тренировочных и соревновательных нагрузок; для повышения устойчивости и сопротивляемости организма; для профилактики перенапряжений, а также лечения различных заболеваний. Они способствуют улучшению многих психофизиологических функций организма, повышению иммунитета, совершенствованию нервной и эндокринной регуляции, активизации ферментативных систем организма.




4




Психологические средства восстановления.




Психологические средства и методы восстановления в последнее время получают все большее распространение. Они направлены на снижение уровня нервно-психической напряженности и утомления в наиболее трудные периоды тренировки, в ответственных соревнованиях и включают приемы психопрофилактики, психотерапии и психогигиены, такие как: внушение, аутогенная и психорегулирующая тренировка, сон-отдых, приемы мышечной релаксации и пр. Немаловажное значение имеет создание благоприятного психологического фона в коллективе как в условиях тренировок и соревнований, так и в быту и на отдыхе. Восстановительные средства рекомендуется использовать в комплексе, причем воздействия глобального характера должны предшествовать локальным. При планировании восстановительных комплексов следует иметь в виду, что эффективность одних и тех же процедур при многократном использовании значительно снижается, поэтому рекомендуется чередовать их таким образом, чтобы они повторялись в недельном цикле не менее двух-трех раз. Восстановительные мероприятия проводятся главным образом в двух случаях: в условиях соревнований, когда необходимо обеспечить быстрое и по возможности полное восстановление специальной работоспособности к следующей схватке, дню соревнований в повседневном учебно-тренировочном процессе, как для совершенствования общей и специальной выносливости (в соответствующий период тренировки), так и для повышения эффективности тренировочной работы.





Задание 3. Опишите алгоритм составления индивидуальной оздоровительной программы.

Ответ:


Алгоритм составления индивидуальной программы



Для составления программы необходимо учитывать состояние здоровья, пол, возраст, физическую подготовленность, уровень теоретических знаний, двигательную активность и мотивацию каждого конкретного человека.

Процесс коррекции физической подготовленности по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), состоит из трёх этапов. На первом этапе целью занятий в СМГ является восстановление здоровья, устранение приобретенных вследствие болезни нарушений, предупреждение рецидивов заболевания, а также возможных осложнений болезни. Для обеспечения быстрейшего восстановления нарушенных заболеванием функций необходимо повысить адаптационные способности организма студента к восприятию физических упражнений за счёт доступных ему форм двигательной активности, поэтому занятия на первом этапе содержат немало элементов лечебной физической культуры.

Целью второго этапа на фоне достигнутых результатов является постепенная и осторожная тренировка нарушенных в ходе заболевания функций, обеспечивая восстановление общей работоспособности организма.

На третьем этапе решаются задачи коррекции наиболее важных физических способностей, обеспечивающих высокий уровень специальной работоспособности студентов. Правильно, на научной основе составленная индивидуальная программа способна обеспечить полную компенсацию имеющихся нарушений. При ее составлении необходимо учитывать следующие закономерности:




  1. постепенность в повышении уровня физической нагрузки и её систематичность;




  2. адекватность физической нагрузки уровню здоровья;




  3. всесторонняя направленность средств оздоровительной тренировки;




  4. рациональное сочетание тренировочных средств различной направленности и ритмичность нагрузки.




Коррекционная направленность процесса физического воспитания с активным участием самого человека позволит организовать целенаправленное воздействие на физическую подготовленность, активизировать двигательную активность. Участие в составлении по предложенному алгоритму и реализации индивидуальных программ коррекции физической подготовленности, имеющих мотивационный программно-целевой подход, даст возможность обеспечить саморазвитие, самовоспитание и самореализацию самого человека.

Алгоритм составления индивидуальной программы представляет собой замкнутый, циклический процесс, состоящий из пяти блоков:








Диагностический

Блок






Информационный

блок



























Целевой

Блок

























Деятельностный

Блок





















Контролирующий

Блок