Файл: Учебные материалы по дисциплине Логистика в торговле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Учебные материалы
по дисциплине
«Логистика в торговле
»
Содержание
Вопрос 1. Понятие коммерческой деятельности. ......................................................... 1
Вопрос 2. Развитие коммерции в России. ..................................................................... 7
Вопрос 3. Формирование ассортимента товаров. ....................................................... 12
Вопрос 4. Коммерческие сделки на рынке товаров и услуг. ..................................... 15
Вопрос 5. Логистика в оптовой и розничной торговле. ............................................. 20
Литература: ..................................................................................................................... 30
Вопрос 1. Понятие коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность – это вид предпринимательской деятельности. Коммерция – в переводе с латинского языка означает торговля, но является понятием более широким.
Одним из источников возникновения логистики с исторической точки зрения можно считать торговлю, так как купцы с древних времен организовывали перемещение партий товаров между регионами.
Еще одна точка зрения в отношении формирования логистики как сферы хозяйственной деятельности и собственно термина «логистика», представленное в немецкой литературе. Всем известно такое слово, как лоджия. Во французской транскрипции слово логистика звучит как
«лоджистик», что в переводе на русский язык означает «дом или домашнее хозяйство». Так вот, во французской армии логисты- снабженцы именовались «лоджистиками», а в русской царской армии - квартирмейстерами.
Исходной позицией в этом направлении может служить также управление домашним хозяйством, и при ближайшем рассмотрении мы можем увидеть, что в любом современном домашнем хозяйстве (и в городе и в сельской местности) присутствует множество процессов, связанных с управлением материальными потоками и запасами.
Применение концепции логистики при анализе функционирования домашних хозяйств заключается в нахождении новых путей повышения эффективности использования торгового и производственного капитала, формирования ассортимента розничной торговой сети, а также в обеспечении конкурентоспособности всех участников сферы товарного обращения.
В России чаще главными логистами в семье являются хозяйки, так как они планируют поставки и закупки продуктов питания. Это ежедневная работа, которая на первый взгляд кажется простой, но на самом деле, как и на предприятиях, требует точных расчетов и своевременного пополнения запасов. И здесь также есть материальные и связанные с ними финансовые и информационные потоки.


2
Коммерческая деятельность направлена на организацию актов купли-продажи с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей. В современной литературе часто смешивают понятия: предпринимательство, коммерческая деятельность и торговля, что необоснованно, так как каждое их этих понятий имеет свою область применения (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение предпринимательства, коммерческой
деятельности и торговли
Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предприниматель создает предприятие и осуществляет текущее управление его хозяйственной деятельностью.
Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство, то есть одна из сторон предпринимательской деятельности.
В сравнении с торговлей, коммерческая деятельность понятие экономически более широкое и представляет собой обширную сферу деятельности предприятий, направленную на организацию процессов купли-продажи товаров. В основе торговли всегда лежит коммерческая деятельность, но не все виды коммерческой деятельности сводятся только к торговле.
Из этого вытекает, что коммерческая работа в сфере товарного обращения понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара.
Чтобы акт купли-продажи состоялся, специалисту коммерции необходимо изучить спрос населения и рынок сбыта товаров, наладить с поставщиками и покупателями хозяйственные связи, организовать транспортировку товаров, а также рекламно-информационную работу по сбыту или продаже товаров.

3
Кроме знаний в области экономики и управления, специалист коммерции должен обладать рядом специфических навыков в области делового общения и переговоров, уметь принимать нестандартные решения при закупке и продаже товаров.
Профессиональная деятельность специалиста коммерции осуществляется в сфере товарного обращения, которая начинается со сбыта готовой продукции производственными предприятиями и заканчивается продажей товаров конечным покупателям в розничной торговле. Специалист коммерции на основе профессиональных знаний должен обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.
Объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере товарного обращения.
Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров
(рис. 2).
Рис. 2. Объект и предмет коммерческой деятельности
Основные виды коммерческой деятельности:
 организационно-коммерческая;
 товароведно-экспертная;
 маркетинговая;
 торгово-экономическая;
 аналитическая;
 торгово-закупочная;
 внешнеторговая.


4
Выделяют также разновидности коммерческой деятельности.
Во-первых, закупка товаров с целью их дальнейшей перепродажи.
Работа, связанная с закупками, включает следующие основные операции:
 планирование закупок;
 организация приобретения товаров и доставка их на предприятие;
 регулирование размеров материальных запасов.
Во-вторых, продажа товаров или услуг. Функцию продажи выполняет специальная служба предприятия, которая организует выполнение следующих операций:
 формирование партий отгрузки;
 продвижение товара на рынок;
 поиск клиентов;
 оформление отношений с покупателями (клиентами).
В современных условиях успех этой деятельности зависит от использования маркетинга и логистики.
В-третьих, торгово-посредническая деятельность на потребительском рынке, то есть, оптовая и розничная торговля. Участие посредников в товародвижении является необходимым условием, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару.
Коммерческая деятельность является необходимым условием обеспечения конечных потребителей товарами и услугами в сфере товарного обращения и связана с выполнением следующих операций:
 у изготовителей – подготовка продукции к отправке, ее документальное оформление, отпуск и отгрузка;
 на складах посредников – приемка товаров, хранение, формирование комплектных партий, отгрузка;
 в магазинах – приемка товаров по количеству и качеству, хранение, размещение на прилавках, продажа товаров конечным покупателям.
Торговля
– особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи товаров и представляющая собой совокупность операций, направленных на обеспечение покупателей в процессе торгового обслуживания.

5
Торговля служит источником поступления денежных средств в государственный бюджет и является основой финансовой стабильности государства. Современная торговая деятельность осуществляется в сфере товарного обращения специализированными оптовыми и розничными торговыми предприятиями, следовательно, различают оптовую и розничную торговлю.
Оптовая торговля – это реализация товаров крупными партиями для дальнейшей перепродажи. Товары при этом в конечное потребление не поступают.
Розничная торговля – это реализация товаров конечному потребителю для личного или семейного использования, что является завершающим звеном в сфере товарного обращения. На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота финансовых средств, вложенных в производство и создается экономическая основа для возобновления производства.
По характеру выполняемых операций процессы, совершаемые в сфере товарного обращения, можно подразделить на два основных вида: коммерческие и технологические (рис. 3).
Рис. 3. Коммерческие и технологические процессы в сфере товарного
обращения
Коммерческие процессы связаны с куплей-продажей товаров или не связаны, но обеспечивают непрерывность торгового процесса и не имеющие производственного характера.


6
Коммерческие процессы можно подразделить на следующие разновидности:
 изучение и прогнозирование покупательского спроса;
 выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
 установление рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая заключение договоров на поставку товаров, разработку и представление заявок и заказов на товары, организацию контроля за выполнением договорных обязательств, различные формы коммерческих расчетов;
 организация и проведение оптовых закупок товаров у разных поставщиков (на оптовых ярмарках, товарных биржах, аукционах, у изготовителей продукции, торговых посредников);
 организация оптовой и розничной продажи, включая формы и методы продажи товаров;
 рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;
 формирование торгового ассортимента на складах и в магазинах;
 управление товарными запасами.
Технологические процессы – это процессы, связанные с движением товара и являющиеся продолжением процессов производства в сфере товарного обращения (перевозка, хранение, погрузка, разгрузка, упаковка, фасовка, подсортировка). Они представляют собой единство трех элементов:
 живого труда;
 средств труда;
 предметов труда.
Живой труд в сфере товарного обращения может осуществляться работниками с разным уровнем образования.
Средствами труда в торговле служат вещи, при помощи которых человек воздействует на предмет своего труда и видоизменяет его. К средствам труда относят орудия труда, а также торговые здания, склады и транспорт. Орудиями труда в торговле являются кассовые аппараты, торгово-технологическое оборудование и др.
К предметам труда относят находящиеся в обращении товары и тару.
Кроме коммерческих и технологических процессов в торговле выполняются также дополнительные торговые услуги, так как осуществление актов купли-продажи сопровождается разнообразными операциями по обслуживанию покупателей.

7
По своему функциональному содержанию дополнительные торговые услуги могут быть отнесены как к технологическим, так и к коммерческим процессам. Услуги оказываются как изготовителями и оптовиками (к примеру, для розничного предприятия), так и по отношению к конечному потребителю. Конечному покупателю могут оказываться следующие услуги: доставка товаров на дом, установка и настройка оборудования, прием заказов и т.д.
Коммерческая деятельность является важнейшей составляющей сферы товарного обращения. Результат деятельности коммерческой службы предприятия – получение прибыли и удовлетворение потребностей покупателей.
Вопрос 2. Развитие коммерции в России.
Исторически в человеческом обществе из предпринимательства, коммерческой деятельности и торговли первой возникла торговля, которая как процесс обмена излишками продукции, известна с каменного века. Вначале обмен носил натуральный характер, но с возникновением денег установились товарно-денежные отношения и получила развитие коммерческая деятельность.
Развитие коммерции и коммерческих отношений осуществлялось параллельно с предпринимательством, так как коммерческая деятельность является частью предпринимательства. Таким образом, исторически торговля является более древней по отношению к коммерческой деятельности и предпринимательству. С учётом особенностей исторического развития России можно выделить три периода в развитии коммерции и предпринимательства:
 первый период до 1917 года;
 второй период: 1917 год – 1991 год;
 третий период – 1991 год по настоящее время (рис. 4).
Рис. 4. Периоды и этапы развития коммерческой деятельности в
России


8
Каждый период характеризуется особенностями, связанными с историческим развитием России.
В эволюции коммерческой деятельности и предпринимательства можно выделить шесть последовательных этапов.
Этап
1.
Зарождение.
Основой хозяйственной жизни
Древнерусского государства, созданного в конце XI века, являлись торговля, ремесла и промыслы (звероловство, бортничество). Оплотом торговли на Руси были города, где сосредотачивались торговцы. Вокруг городов возникали торговые поселения, называемые погостами, где совершались коммерческие сделки и заключались договоры. Погосты были прообразом ярмарочной торговли, которая затем получила развитие в России. Купцы или торговые люди в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. К XI веку на Руси появился первый свод законов, где регламентировались такие вопросы как денежные займы, торговые кредиты, порядок взыскания долгов с несостоятельного должника и др.
Этап 2. Становление. На этом этапе зарождается ярмарочная торговля и возникает знаменитая Нижегородская ярмарка. В середине 16 века создаются первые акционерные общества. Значительного развития внутренняя и внешняя торговля достигла при Петре I. В 1703 году в
Санкт-Петербурге была открыта первая биржа.
Этап 3. Бурный рост. Начинается после отмены крепостного права в 1861 году. В этот период развивается промышленность и торговля, поэтому возникает необходимость в новых знаниях в области коммерческой деятельности.
Открываются специализированные коммерческие учебные заведения. Купцы отправляют на учёбу своих детей за границу.
Этап 4. Стабильное развитие – от начала ХХ века до 1917 года.
Россия становится мировым лидером во многих отраслях промышленности и этому способствует развитие коммерческой деятельности в работе предприятий. Характерной чертой отечественного предпринимательства в это время было распространение благотворительности среди купцов.
Этап 5. Ликвидация. В России после революции 1917 года ликвидируются рыночные отношения, коммерческое предпринимательство становится вне закона. Некоторое оживление в области торговли и коммерческого предпринимательства наблюдалось в период нэпа с 1921 по 1926 год, но затем в конце 20-х годов частная торговля полностью ликвидируется.

9
В период советской власти отмечается резко негативное отношение государства к частной торговле. В СССР частное коммерческое предпринимательство было уголовно наказуемым. На первом месте было государственное управление торговлей, административно-командные методы, жесткая централизация управления и планирования. На уровне отдельных предприятий отсутствовала свобода выбора поставщиков и покупателей товаров, а все решения принимались извне.
Этап 6. Возрождение. Начиная с 90-х годов ХХ века в Российской
Федерации принимаются законы, определяющие правовые, экономические и социальные основы создания частных торговых предприятий, меры государственной поддержки и регулирования коммерческого предпринимательства.
При переходе предприятий на полную хозяйственную самостоятельность, с развитием рыночных отношений внедряются принципы коммерческой работы, которые характеризуются следующим:
 свободой выбора поставщиков при закупке товара;
 множеством поставщиков;
 экономическим равноправием партнеров;
 саморегулированием процессов купли-продажи товаров;
 свободой ценообразования;
 конкуренцией предприятий;
 строгой ответственностью сторон за выполнение принятых обязательств.
Переход России от планово-распределительной системы к рыночным условиям характеризовался стихийностью, поэтому до сегодняшнего дня остаются актуальными разработка стратегии развития торговли и подготовка специалистов в области коммерции.
Развитие торгового предпринимательства в России связывают с появлением в Х – ХI веках торговых посредников: купцов, прасолов, офеней (коробейников).
Купечество – это особый социальный слой в царской России, занимающийся торговлей в условиях частной собственности. Купцы выполняли функцию посредников между производителем и потребителями товаров или между производителями разных видов продукции.
В Древней Руси различали два вида крупных посредников. Купец, то есть местный житель, занимающийся торговлей и гость, торгующий с другими городами и странами.