Файл: Предпроектная стадия разработки. Техническое задание на разработку основные разделы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Второе направление предусматривает изучение и описание организационно-функциональной структуры объекта (как правило, относится к аппарату управления). При этом изучаются функции, выполняемые в структурных подразделениях, хозяйственные процессы и процедуры, выявляются комплексы задач, обусловленные выполняемыми функциями, процессами и процедурами, определяется состав входной и выходной информации по каждой задаче. В таб. 1. приведен фрагмент составления программы.

Таблица 1 Программа обследования

N

п /п

Наименование вопроса

Источник

информации

Получатель

информации

1

Цель функционирования объекта

Руководитель предприятия

Руководитель

проекта

2

Основные параметры

объекта

Руководитель предприятия

Руководитель

проекта

3

Организационная

структура объекта

Секретарь

руководителя

Зам. руководителя проекта




. . . .







 Третье направление предусматривает изучение и описание структуры информационных и (или) материальных потоков: состава и структуры компонентов потоков, структуры компонентов, частоты их возникновения, объемов за определенный период, направления движения потоков, процедур обработки, в которых участвуют эти компоненты. Источником сведений являются получаемые от специалистов предметной области интервью, экономическая документация и результаты расчетов. Описание информационной структуры выполняется на уровне экономических документов и показателей.

Для организации труда проектировщиков во время выполнения сбора материалов обследования и его последующего анализа необходимо выполнение операции П 6 ─ разработки «Плана-графика выполнения работ на предпроектной стадии» (Д 6.1), фрагмент которого представлен в табл. 2.

Таблица 2. План-график выполнения работ на стадии сбора материалов обследования

N

п /п

Наименование Работы

Код рабо ты

Исполнитель

Дата

начала

Длитель-ность

выпол-

нения

Дата

окончания


1

Определение

целей и

параметров

предприятия

001

Руководите

ль проекта

Серов М .Р .

01.03.99

2

02.03.99

2

Определение

организационной

структуры предприятия

002

Заместитель

руководите

ля проекта

Иванов

И .П .

03.03.99

1

03.03.99




. . .



















. . .

















 «План-график» служит инструментом для планирования и оперативного управления выполнением работ на предпроектной стадии.

Последней операцией (П 7), выполняемой проектировщиками на этом этапе является проведение сбора и формализации материалов обследования, в процессе реализации которой члены бригад должны проинтервьюировать специалистов подразделений изучаемой предметной области, собрать сведения обо всех объектах обследования, в том числе о предприятии в целом, функциях управления, методах и алгоритмах реализации функций, составе обрабатываемых и рассчитываемых показателей; собрать формы документов, отражающих хозяйственные процессы и используемые классификаторы, макеты файлов, сведения об используемых технических средствах и технологиях обработки данных; проконтролировать вместе с пользователем их правильность и сформировать отчет об обследовании и выполнить другие работы.



Рис. 4. Формы документов для формализации материалов обследования

Сбор материалов обследования следует проводить с помощью стандартных форм и таблиц, которые удобно читать и обрабатывать (рис. 4).

Вся получаемая документация разбивается на три группы. В первую группу входят документы, содержащие описание общих параметров экономической системы (Д 7.1), ее организационной структуры, матричную модель распределения функций, реализуемых каждым структурным подразделением. В частности, общие параметры должны содержать: наименование объекта и его принадлежность (например, принадлежность предприятия министерству, объединению, корпорации и т.п.); тип объекта (например, тип предприятия, группа предприятий, режимы работы); виды и номенклатура продукции или услуг; виды и количество оборудования и материальных ресурсов; категории и численность работающих и т.д.

Описание организационной структуры (Д 7.2) должно включать состав и взаимосвязь подразделений и лиц, реализующих функции и задачи управления. Описание производственной структуры объекта должно отражать состав и взаимосвязь подразделений, реализующих производство товаров или услуг. Описание функциональной структуры призвано отображать распределение функций, хозяйственных процессов и процедур управления между составляющими организационной структуры и должно предполагать проведение классификации процедур, связанных с обработкой данных, с осуществлением коммуникации между сотрудниками или с принятием управленческих решений.



В эту группу входит также форма описания общих характеристик функций управления экономической системой, хозяйственных процессов и процедур, реализующих эти функции (Д 7.3). Эта форма включает отражение следующих параметров: наименование каждой функции, процесса и процедуры, описание экономической сущности задач, решаемых при выполнении процедуры, связанной с обработкой информации; состав процедур обработки информации, реализуемых каждой задачей; взаимосвязь задач, стоимостные затраты, связанные с реализацией каждой задачи.

Описание материальных потоков (Д 7.2) предполагает отображение маршрутов движения средств, предметов и продуктов труда, рабочей силы между подразделениями производственной структуры и будет включать: описание видов продукции или услуг, ресурсов; описание технологических операций, их частоту и длительность выполнения; объемы перемещаемых ресурсов, продукции или услуг, используемые средства транспортировки.

Далее следует вторая группа форм, формализующих материалы обследования по каждому структурному подразделению, имеющая в своем составе, помимо форм, аналогичных тем, которые входят в первую группу, формы описания информационных потоков по подразделениям (Д 7.4), которые осуществляют связь задач внутри каждого подразделения между собой, а также связи между подразделениями.

Форма описания документопотоков включает следующие характеристики: наименование входных документов, количество их экземпляров, объемные данные по каждому документопотоку, перечень информационных файлов, где используются эти документы; носитель, на котором хранятся данные, время создания, время использования, перечень полей файлов, выходные документы, получаемые на основе информации файлов.

Третья группа документов содержит описание компонентов каждого информационного потока, включая документы, информационные файлы, процедуры обработки и характеристики этих компонентов.

Формы характеристик документов включают: наименование подразделения, тип документа (первичный, промежуточный или результатный), назначение документа, наименование документа, периодичность создания или время использования. Форма описания документов содержит: перечень показателей; описание структуры документов; перечень реквизитов; распределение реквизитов по разделам документа; типы реквизитов.

Форма характеристик процедур обработки данных включает: наименование подразделения, где используется процедура, задачу, в которую входит данная процедура; входную информацию, ее объемы; используемые файлы и их объемы; частоту обращения процедуры к файлу; блок-схему процедуры; выходные данные процедуры. Форма описания процедур обработки содержит: наименование задачи;
операции процедуры; количество операций; используемую технику; стоимостные и временные затраты.

Полученное в результате проведенной формализации описание объекта содержит исходные данные для проектирования ЭИС и определяет параметры будущей системы. Так, материальные потоки обусловливают объемы обрабатываемой информации, состав первичных данных, периодичность и сроки сбора, их источники, необходимые для разработки информационной базы. Функциональная структура объекта определяет комплексы автоматизируемых задач управления, для каждого из которых указывают: состав входных и выходных показателей; периодичность и сроки их формирования; процедуры использования данных показателей; распределение функций и процедур между персоналом и техническими средствами. Организационная структура объекта служит основанием для выделения лиц, определяющих условие решения задач обработки информации, а также получателей выходных показателей и документов.

На основе формализованного описания предметной области выполняется этап «Анализ материалов обследования», целью которого являются:

  • сопоставление всей собранной об объекте информации с теми требованиями, которые предъявляются к объекту, определение недостатков функционирования объекта обследования;

  • выработка основных направлений совершенствования работы объекта обследования на базе внедрения проекта ЭИС, выбор направлений проектирования (выбор инструментария) и оценка эффективности применения выбранного инструментария;

  • обоснование выбора решений по основным компонентам проекта ЭИС и определение общесистемных, функциональных и локальных требований к будущему проекту и его частям.

Рассмотрим технологическую сеть анализа материалов обследования (рис. 5), в которой в каждой из технологических операций используются документы обследования (Д 1.1 - Д 1.5).



Рис. 5. Схема процесса выполнения работ на этапе анализа материалов обследования:

Д 1.1. ─ общие параметры (характеристики) экономической системы;

Д 1.2. ─ методы и методики управления (алгоритм расчета экономических показателей);

Д 1.3. ─ организационная структура экономической системы;

Д 1.4. ─ параметры информационных потоков;

Д 1.5. ─ параметры материальных потоков;


U 1.1. ─ универсум факторов выбора;

Д 1.6 ─ обоснование и список объектов автоматизации;

U 2.1. ─ универсум факторов выбора задач;

Д 2.1. ─ обоснование списка задач по каждому подразделению (объекту автоматизации);

U 3.1. ─ универсум технических спедств;

U 3.2. ─ факторы отбора КТС;

Д 3.2. ─ обоснование выбора КТС;

U 4.1. ─ универсум операционных систем;

U 4.2. ─ критерии отбора;

Д 4.1. ─ обоснование выбора ОС;

U 5.1. ─ универсум способов организации ИБ;

U 5.2. ─ универсум программных средств ведения ИБ;

U 5.3. ─ факторы выбора;

Д 5.1. ─ обоснование выбора и описание организации ИБ и программного средства;

U 6.1. ─ универсум методов и программных средств разработки;

Д 6.1. ─ обоснование выбора метода проектирования и инструментального средства;

Д 7.1. ─ ТЭО;

Д 7.2. ─ ТЗ.

 Анализ материалов обследования позволяет проектировщикам выделить и составить список автоматизируемых подразделений (П 1). На выбор объектов автоматизации оказывает влияние ряд факторов (U1.1), например, такие как:

  • количество формализуемых функций в каждом конкретном подразделении;

  • количество связей этого подразделения с другими подразделениями;

  • важность этого подразделения в процессах управления объектом;

  • степень подготовленности подразделения для внедрения ЭВМ и др.

Согласно этим факторам выделяют список наиболее важных подразделений (Д 1.6). Например, для предприятия такими подразделениями являются отделы технико-экономического планирования, оперативного управления основным производством, технической подготовки производства, материально-технического снабжения, реализации и сбыта готовой продукции, бухгалтерия.

При выявлении списка автоматизируемых задач (Д 2.1) на операции П 2, для которых необходимо разработать проекты, проектировщики принимают к сведению следующие факторы, представленные универсумом (U2.1):

  • важность решения задачи для выполнения основных функций управлени, деловых процессов и процедур в данном подразделении;

  • трудоемкость и стоимость расчета основных показателей данной задачи за год;

  • сильная информационная связь рассматриваемой задачи с другими задачами;

  • недостаточная оперативность расчета показателей;

  • низкая достоверность получаемых данных;

  • недостаточное количество аналитических показателей, получаемых на базе первичных документов;

  • неэквивалентный метод расчета показателей и др.