Файл: Контрольная работа По теме Теория и методика музыкального воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Антюшина Екатерина Александровна
Контрольная работа
По теме: «Теория и методика музыкального воспитания»
Вариант № 7
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
г. Ростов-на-Дону
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Составить каталог методической литературы по теме: «Игра на детских музыкальных инструментах» -
Охарактеризуйте приемы обучения детец игре на детских музыкальных инструментах, используемые музыкальным руководителем в Вашем ДОУ. -
План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста об инструментах симфонического оркестра или оркестра русских народных инструментов.
1. Составить каталог методической литературы по теме: «Игра на детских музыкальных инструментах».
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.federalniy-zakon.ru/ дата обращения 22.2016. -
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования http://минобрнауки/documents/922. Дата обращения 21.02.2016. -
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория и методика музыкального образования. – М.: Академия, 2014. – 454 с. -
Амлинская Р.С. Музыкальные инструменты-игрушки в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010. – 242 с. -
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 2014. – 232 с. -
Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. – вып. 10. – 2005. – 178 с. -
Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.: Музыка, 2013. – 468 с. -
Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства // Избранные произведения. – М., 2010. – 343 с. -
Бонды С. М.О шумовых оркестрах в школе // Искусство в школе. — 2008. — №6. - С.12-16. -
Бороздимов А.А. Коллективное инструментальное музицирование на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы. — Калуга, 2007. – 174 с. -
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 2006. – 462 с. -
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 2014. – 190 с. -
Гольденберг Н.М. Яворский и музыкальное воспитание детей // Б. Яворский. Воспоминания, статьи и письма. — М., 2004. — Т. 1. — 334 с. -
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 233 с. -
Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. – 2012. - №3. – с.15-21. -
Дмитриева Л.Г. Творческое развитие младших школьников на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе. – 2009. – вып. 15. – с. 15-21. -
Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных. – Казань, 2009. – 342 с. -
Дябло Т.В. Методы формирования чувства мажора и минора у младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. — 2014. — Вып. 12. — С. 33—39. -
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 2009. – 288 с. -
Лаптев И.Г. Оркестр в классе. — М.: Владос, 1994 – 204 с. -
Лаптев И.Г. Тронуть струны разума и сердца // Музыка в школе. — 2012. — № 3. - С. 19-22. -
Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. – М., 2008. – 232 с. -
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 2007. – 328 с. -
Метлов В.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 2009. – 232 с. -
Петрова И.В. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников // Вопросы музыкальной педагогики. — 2006. — Вып. 7. — С. 38—51. -
Пятин В.А. Управление педагогическим процессом в современном мире. – М., 2008. – 294 с. -
Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. — М., 2011. – 290 с. -
Танько Т. Класс-оркестр // Искусство в школе. – 2014. – 31. – с.51-53. -
Теплов Б.М.Избранные труды. В 2-х т. — М., 2005. – 422 с. -
Тютюнникова Т.Э. Сто секретов музыки для детей. - СПб: ЛОИРО,2013 . – 190 с. -
Ушинский К.Д.Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. - М., 2010. - Т. 8, 9. -
. Шацкая В.Н. Музыка в школе и учитель // Музыка в школе. – 2009. - №6. – с.19-23. -
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. — М., 2008. – 344 с. -
Юзбашян Ю.В. Развитие музыкального мышления младших школьников. – Ереван. – 2009. – 356 с.
2. Охарактеризуйте приемы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, используемые музыкальным руководителем в Вашем ДОУ.
Музыкальный руководитель на базе МБДОУ № 12 использует несколько способов обучения на детских музыкальных инструментах:
-
По нотам. Это трудоемкий метод, и не все дети к дошкольному возрасту овладевают нотной грамотой. При использовании этого метода важно, чтобы дети понимали взаимосвязь между размещением нот на нотном стане и их звучанием в мелодии. -
Цифровая и цветовая методики. Суть ее в том, что каждому звуку присваивается знак - цвет или цифра, а интерпретация мелодии основана на воспроизведении последовательностей цифр или цветных знаков (кругов и т.п.). Такой подход дает очень быстрый эффект: ребенок хорошо запоминает мелодию, но развития слухового восприятия тона не происходит, т.к. здесь велика роль механического воспроизведения. -
Игра по слуху. Данный подход требует систематической работы по развитию представлений детей о высоте и длительности музыкальных звуков (используются соответствующие дидактические игры, музыкальная лесенка и др.) Данная методика предполагает расширение диапазона попевок, начиная с попевок на одном звуке.
Ценным репертуаром для данного вида деятельности образцы детского фольклора (заклички, потешки, колыбельные, песенки), попевки из «Музыкального букваря». Попевки, которые ребенок должен подбирать, должны быть хорошо знакомы ребенку – он должет свободно их петь, хорошо представлять соотношения звуков этой мелодии по высоте и длительности. Для этого используется предметное (наборы предметов разной длины – длительности, и раположенности по вертикали – высота), и двигательное (отхлопывание ритма, показ высоты рукой) моделирование высоты и длительности звуков. После этого ребенок готов подбирать попевку, в которой первый звук указывается педагогом или помечается нужная пластина.
-
Формы организации коллективного музицирования (оркестр)
Кроме индивидуального музицирования, в дошкольном возрасте детям доступно и коллективное. Это может быть:
-
ансамбль – участвуют одинаковые или однотипные инструменты. Как правило, звуковысотные. -
шумовой оркестр, в котором участвуют игрушки и инструменты, не имеющие звукоряда. Этот оркестр доступен уже детям младшего возраста, исполняя произведение, дети выделяют сильную долю, акценты, в среднем и старшем возрасте – воспроизводят ритм. -
смешанный оркестр, в котором участвуют и звуковысотные, и шумовые инструменты. Предварительная работа подразумевает индивидуальное разучивание партий, затем игру в ансамблях, и лишь потом – объединенный смешанный оркестр.
Обучение элементам нотной грамоты органично связано с игрой на звуковысотных инструментах.
Программой «Пралеска» предусмотрено знакомство детей 3-4 лет со звуками до,ре,ми,фа первой октавы, детей 4-5 лет – звуками соль, ля, си первой и «до» второй октавы. Дети 5-6 лет овладевают исполнением последующих звуков второй октавы – это обогащает их возможности в музицирования и инструментальном творчестве.
В процессе ознакомления с нотной грамотой дошкольники должны овладеть знаниями о названиямиях нот и их последовательности, расположении на нотном стане, расположении соответствующего звука на звуковысотных музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон), по возможности чисто интонировать звук, обозначенный нотой, исполняя его на инструменте, «сольфеджировать» в старшем возрасте (петь с называнием нот) небольшие попевки на одном или нескольких звуках.
В рамках нашего ДОУ используются разнообразные игровые приемы: названия нот связываются с понятными детям картинками по принципу ребуса: «Домик», «Речка», «Медведь», линейки пентаграмма — пути, по которым «ходят» персонажи и т. д. Широко применялась наглядная наглядность: звонкие и глухие лестницы, фланель с посохом и съемными нотами, приемы моделирования звуковысотных отношений - с помощью предметных моделей (вертикальные объекты - кузнечик прыгает по цветам разной высоты, птица, примостившаяся на ветвях дерева, и др.) или моторные (показ шага с помощью одной руки на уровне пояса до макушки, сидя на корточках или на цыпочках и т. д.).
Важно показать учителю и упражнять детей в игре на инструменте, пропевании звуков нот.
В аранжировке очень эффективны сюжетно-музыкальные и развивающие игры. Примеры таких игр есть у Ходонович Л.С. Обучение элементам нотной грамоты - трудоемкий процесс, осуществляется на систематических подгрупповых занятиях (группа делится на 2-4 подгруппы).
3.План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста об инструментах симфонического оркестра или оркестра русских народных инструментов.
Конспект непосредственной учебной деятельности в области музыки (подготовительная группа)
Предмет: «Симфонический оркестр»
Цель: Обогащение представлений детей о симфоническом оркестре.
Задания:
- Образовательные:
- формировать музыкальную и общую культуру детей;
- способствовать единству восприятия искусств: музыки и архитектуры /Эрмитаж/;
- Расширить, закрепить и обогатить знания об симфоническом оркестре через его тесную связь с театром, оперой и балетом, творчеством композиторов;
- научиться слушать классическую музыку в исполнении симфонического оркестра, активно анализируя ее выразительные особенности через слово, импровизационное движение, инструментальную импровизацию;
Разработка:
- развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей;
- продолжать развивать музыкальность через музыкально-дидактические игры, играя в оркестре;
- стимулировать импровизированные способы передачи музыкальных образов /решение поисковых ситуаций/;
Образовательные:
-воспитывать музыкальную культуру, эстетические чувства.
Предварительная работа:
1. Прочитать сказки «Золотой петушок», «О царе Салтане», «Снегурочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и прослушать музыкальные фрагменты из опер и балетов;
2. Посмотреть одноименные мультфильмы;
3. Рассматривание картин и иллюстраций;
4. Слушайте музыку и смотрите видео;
5. Ознакомление с музыкальными инструментами симфонического оркестра;
6. Посещать занятия в музыкальной школе;
7. Изготовление нотных книг «О симфонии», «Петя и волк», «Солнечный Моцарт», «Глухой музыкант», «Первая русская симфония» и др.;
8. Музыкально-дидактические игры «Определи композитора», «Назови инструмент», «Что звучит» и др.;
9. Рисование на тему «Рисуем музыку»;
10. Беседы о видах театра и театральных жанрах;
11. Использование музыкальных фрагментов в театральной деятельности;
12. Постановка детских опер, музыкальных сказок, инсценировок: «Кошкин дом», «Петух», «Котята-поварята», «Репка» и др.
Ход активности:
музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель: Сегодня я приглашаю вас послушать прекрасную старинную музыку, созданную хорошо знакомым вам австрийским композитором (прослушав фрагмент «Детской симфонии» И. Гайдна).
Что вы можете сказать об этой музыке?
/высказывания детей/.
И кто знает, как называется эта замечательная музыка, кто ее написал?
/ответы детей/.
Найдите среди этих портретов портрет Й. Гайдна.
/дети находят/.
Гайдн написал более ста симфоний: «Медведь», «Учитель музыки», «Детская».
Что еще вы знаете? («Прощание»)
Но Андрей знает историю его создания. Скажи мне, пожалуйста.
/дети слушают/.
Сегодня у нас есть редкая возможность послушать эту симфонию и увидеть, как музыканты в старинных костюмах исполняют ее в Эрмитаже.
Обычно, чтобы попасть на симфонический концерт, слушатели покупают билеты, и вместо билетов я предлагаю вам представить свои знания о симфоническом оркестре и его инструментах. Готовый?
/дети заявляют о своей готовности/.
Симфонический оркестр — самый богатый по составу инструментов, он может исполнять разную музыку и передавать самые тонкие нюансы настроения.
Давайте послушаем музыкальные произведения и назовем их. /звучат музыкальные фрагменты в интерпретации симфонического оркестра. /Дети называют их/.
- «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского.
- «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.
Симфонический оркестр может раскрыть почти все, что может передать красочная человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать гром, чирикать, как птица. А все потому, что в оркестре присутствуют голоса различных инструментов.
Предлагаю вам сыграть в игру «Назови инструмент». Внимательно прослушайте характеристики музыкального инструмента и покажите карточку - ответ. /У каждого ребенка есть набор карточек, изображающих инструменты симфонического оркестра/.
Знаете ли вы звучание инструментов? (игра «Узнай по тембру»: воспитатель показывает карточку с изображением инструмента, если ребенок правильно называет инструмент. Если ответ неверный, попроси помощи у ребят /.
Всем известно, что инструменты оркестра сгруппированы в определенные группы.
Какие инструменты входят в струнную группу? Дух? Из дерева? А в бронзовой группе бронза? /Ответы детей, проиллюстрирован экран/.
Какую группу я не назвал? /Дети звонят/.
Оркестр — это благоустроенное государство, у которого есть свои законы, свой король, который им управляет. Они называют это... (ответ ребенка). Он может заставить оркестр играть так, как он хочет, не издавая ни единого звука. Просто используйте палочку. Встряхните его – и мы перенесемся в сказочный мир оперы, балета, симфонии. Можем ли мы с вами играть в этом оркестре? Потому что? /Ответы детей/.