Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

104
По предмету труда "Человек-природа"
+
+
+
+
+
"Человек-техника"
+
+
+
+
+
+
+
"Человек-знаковые системы"
+
+
+
+
+
+
"Человек- художественный образ"
+
+
+
+
+
+
+
"Человек-человек"
+
+
+
+
+
По признаку основных орудий (средств) труда
Ручной
+
+
+
+
+
+
Машинно-ручной
+
+
+
+
Связанный с преобладанием функциональных средств труда
+
+
+
+
+
+
Связанный с применением автоматических и автоматизированных систем
+
+
+
+
+
По уровню квалификации
Любой уровень квалификации
+
+
+
+
+
+
Неквалифицированный труд
+
По сфере производства
В сфере жилищно- коммунального хозяйства
+
+
+
+
+
На крупных промышленных предприятиях
+
+
+
На мелких промышленных предприятиях
+
+
+
+
+
+
+
В художественных промыслах
+
+
+
+
+
В сфере обслуживания
+
+
+
+
+
+
На транспорте
+
+
В связи
+
+
+
+
В торговле и родственных сферах производства
+
+
+
+
В сельском и лесном хозяйстве
+
+
+
В строительстве
(квалифицированный труд)
+
+
+
В строительстве
(неквалифицированный труд)
+
+

105
3.
Организация деятельности обучающихся с НОДА. Методы и
приемы обучения.
Реализация предметной области «Технология» при наличии специальных условий, созданных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, может осуществляться в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (АООП ООО НОДА), программы дополнительного образования, а также при организации сетевого взаимодействия с различными государственными или муниципальными образовательными организациями, иными юридическими лицами [ст.15 Федерального закона от 29 декабря
2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»].
Использование ресурсов организаций дополнительного образования, центров технологической поддержки образования, детских технопарков,
«Кванториумов», центров молодежного инновационного творчества, площадок промышленного производства, специализированных центров компетенций, других организаций, осуществляющих обучение по программам профессионального образования и профессионального обучения, а также государственных и частных корпораций, их фондов и образовательных программ особенно актуально для расширения границ информированности и перспектив дальнейшего профессионального образования, трудоустройства и обеспечения автономности лиц с НОДА.
При организации сетевой формы реализации модулей учебного предмета «Технология» разрабатываются рабочие программы, в которых учитываются федеральные и региональные требования и рекомендации в сфере образования, Устав и локальные правовые акты образовательной организации. Рабочие программы учебного предмета «Технология» рассматриваются на заседании методического совета образовательной организации, утверждаются к реализации приказом директора. Для


106 реализация образовательных программ в сетевой форме между организациями заключается договор, в котором закрепляются принципы их взаимодействия и особенности реализации образовательной программы.
Основными частями договора являются требования к способу реализации сетевого взаимодействия и материально-техническому обеспечению образовательного процесса, требования по обеспечению архитектурной доступности и безопасности пребывания обучающихся с НОДА вне стен школы. При реализации программ предметной области «Технология» для обучающихся с НОДА сетевая организация образовательной деятельности может рассматриваться в качестве оптимальной и эффективной формы достижения качественных результатов по освоению данной программы.
С целью обеспечения эффективности освоения обучающимися с НОДА предметной области «Технология» могут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Объем использования ДОТ при реализации предметной области «Технология» для обучающихся с НОДА образовательная организация определяет самостоятельно [2].
Преподавание модулей предметной области
«Технология» предполагает использование активных методов обучения с целью освоения обучающимися с НОДА инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных учебных задач, а также применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в учебно- исследовательской и проектной деятельности. Методы активного обучения позволяют мотивировать обучающихся с НОДА к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе изучения инвариантной и вариативной части модулей предметной области
«Технология».
Среди основных методов, обеспечивающих эффективность освоения материала предметной области «Технология» обучающимися с НОДА можно отметить проведение деловых игр, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций и решение кейсов, мастер-классы, тренинги. Данные

107 виды учебной деятельности предполагают использование интерактивных досок, дисплеев, проекторов, конструкторов, объектов робототехники и др.
Такой подход позволяет обеспечить разноуровневость заданий и доступность учебного материала для обучающихся с разной степенью выраженности двигательных затруднений.
Так, например, для изучения модулей «Компьютерная графика», «3D- моделирование, прототипирование и макетирование» следует предусмотреть наличие персональных компьютеров и возможности их индивидуальной настройки в соответствии с особенностями нарушения двигательных функций обучающихся при наличии гиперкинезов, спастических нарушений моторики рук, проблем с захватом и удержанием предметов. Рекомендуется использовать специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста или изображения с помощью клавиатуры или мыши. Рекомендуется использовать специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, предотвращающей случайное нажатие соседних клавиш), специальные сенсорные мыши: джойстики, роллеры, головную мышь, выносные кнопки для облегчения ввода информации. Выбор правильного расположения компьютера и оптимизацию зрительного восприятия необходимо осуществлять совместно со специалистом (неврологом, офтальмологом).
Организация современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий, обеспечат достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения.


108
1   2   3   4   5   6   7   8

4.
Специальные условия обучения технологии обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Занятия предметной области «Технология» с обучающимися с НОДА проводятся в специально оборудованных мастерских, кабинетах, на специально оборудованных производственных площадках. Для обеспечения ориентировки в здании и выбора оптимальных маршрутов передвижения обучающихся с НОДА, а также для их безопасности желательно размещать мастерские и кабинеты не выше второго этажа здания, в котором проходит обучение. Помещение, в котором обучаются дети с НОДА необходимо оборудовать системой визуальной, звуковой и тактильной информации, так как у большинства детей с НОДА отмечаются нарушения зрения и слуха. В образовательной или иной (при реализации сетевой модели обучения) организации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА к помещениям мастерских и кабинетов: широкие (не менее 85-90 см.) дверные проемы, пандусы, поручни, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное и реабилитационное оборудование.
Кабинеты и мастерские должны быть оборудованы необходимыми минимальными техническими средствами обучения и контроля знаний обучающихся, учебно-лабораторным оборудованием, демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом, адаптированным под структуру нарушений и отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с НОДА. С целью предупреждения травматизации обучающихся с НОДА мастерские и кабинеты следуют оснастить специально оборудованными рабочими местами, необходимыми инструментами, приспособлениями, образцами, таблицами поэтапного выполнения работы, соответствующими их возрастным и двигательным особенностям. При наличии у обучающегося выраженных двигательных расстройств, тяжелых поражений моторики рук его рабочее место должно быть специально

109 организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
При организации учебного места следует учитывать возможности и особенности общей и тонкой моторики, а также другие сопутствующие нарушения.
При изучении всех модулей рабочей программы предметной области
«Технология» рекомендуется:
− обеспечить личную и пожарную безопасность обучающихся с
НОДА при работе с механическими и электрическими приборами и инструментами;
− использовать специальное оборудование, позволяющие удерживать предметы и манипулировать ими с минимальными усилиями: утяжелители, снижающие проявления тремора при выполнении трудовых действий; резаки и ножницы разных конфигураций
(облегчающие возможность использования, для использования в правой и левой руке); специальные утяжеленные линейки, держатели для бумаги, насадки на карандаши и ручки, облегчающие их использование и иные специализированные приспособления;
− предусмотреть наличие персональных компьютеров и технических приспособлений, индивидуально настраиваемых под особенности двигательной сферы обучающихся с НОДА;
− использовать специальные возможности имеющихся операционных систем и программное обеспечение, специально разработанное для лиц с двигательными нарушениями;
− проводить выполнение практических заданий под наблюдением учителя.
При наличии у обучающегося выраженных двигательных затруднений при работе с компьютером рекомендуется использовать:
− специальные клавиатуры для лиц с двигательными нарушениями и специальные мыши (джойстики, роллеры, головную мышь, выносные кнопки)


110
− индивидуально настраиваемые функции компьютера (уменьшение скорости движения курсора; увеличение размера курсора; предупреждение залипания клавиш; отключение автоповтора; вывод на экран виртуальной клавиатуры; уменьшение скорости двойного щелчка; увеличение области просмотра и др.).
При освоении предметной области «Технология», как и при освоении других предметных областей АООП основного общего образования обучающимися с НОДА, необходимо строгое соблюдение рекомендаций специалистов по обеспечению здоровьесберегающего режима: чередование нагрузки и отдыха (20 минут нагрузки / 5 минут отдыха), использование динамических пауз с лечебно-коррекционными мероприятиями, соблюдение ортопедического режима в соответствии с индивидуальными рекомендациями лечащего врача.
При организации работы обучающихся с НОДА в мастерских, лабораториях, специализированных учебных кабинетах, размещении в них оборудования, станков и инструментов, организации рабочих мест обучающихся необходимо руководствоваться действующим Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [3] и существующими требованиями по использованию оборудования, которым оснащены кабинеты и мастерские; и соблюдению правил электробезопасности.
Проведение практической работы обучающимися с НОДА осуществляется после полного усвоения ими цели и последовательности предстоящей деятельности и мер техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Для оперативного реагирования на

111 затруднения обучающихся педагогу необходимо осуществлять наблюдение за ходом выполнения практического задания. В случае необходимости педагог должен приостановить или прекратить выполнение задания для дополнительного инструктажа или оказания индивидуальной помощи. Не допускается привлекать обучающихся с НОДА к работам с вредными или опасными условиями труда.
Специальные учебники для изучения предметной области
«Технология» обучающимися с НОДА не разработаны. В рамках основного общего образования образовательная организация использует УМК, входящие в федеральный перечень учебников, допущенный к использованию в текущем учебном году, учебные и учебно-методические пособия и иные материалы с учетом специальных образовательных потребностей этой категории обучающихся.
При организации сетевого сотрудничества с иными организациями, осуществляющими обучение по отдельным модулям адаптированной рабочей программы основного общего образования предметной области
«Технология» для обучающихся с НОДА, полный объем условий организации и осуществления обучения прописывается в заключенном между ними договоре о сотрудничестве.
Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной рабочей программы основного общего образования предметной области
«Технология» должны обладать компетенциями, позволяющими им организовать эффективное и безопасное обучение данной категории обучающихся, подтвержденными документами о повышении квалификации установленного образца в объеме не менее 72 часов в области инклюзивного образования обучающихся с НОДА, выданными организациями, имеющими лицензию на проведение данного вида образовательной деятельности, не более трех лет тому назад. Определяющими профессиональными качествами учителя технологии, работающего с детьми с НОДА, являются:
− знания об особых образовательных потребностях обучающихся;