Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ,
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, ЗРЕНИЯ,
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Москва, 2021

2
УДК 376.3
ББК 74.5
Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области
«
Технология» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] /Под ред. Е.А. Кинаш – М.:
ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. – 123 с.
Кинаш Е.А. – к.п.н., доцент, ст. науч. сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО»; Мартынова И.И. – к.п.н., ст. науч. сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО» (Введение. Пояснительная записка).
Волох Т.П. - директор МБОУ "Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам" г. Сергиев-Посад, Изотова В.И. - учитель, Лукьянова М.Г. – учитель,
Князева Н.А.- учитель, Пискунова И.А.- учитель МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7» г. Сергиев-Посад (1 глава).
Отдельнова Н.С., научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП РАО» (2 глава).
Болдинова О.Г., и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «ИКП РАО», Иванова Е.А., к.психол.н., старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «ИКП РАО», Шалган Н.П., директор ГБОУ СО
«Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна», Балан С.И., зам.директора по воспитательной работе, учитель обществознания ГБОУ СО
«Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна», Зеленцова Е.А., зам.директора по учебной работе ГКОУ «Нижегородская областная специальная
(коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей»; Телешева С.В., зам.директора по воспитательной работе, к.п.н. ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» г. Кисловодска; Рыбкина А.Н., педагог дополнительного образования
ГКОУ
«Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» г. Кисловодска; Шамсиева Т.В., учитель технологии ГБОУ Республики Марий Эл «Савинская школа-интернат»; Захарова М.С., методист ГБОУ Республики Марий Эл «Савинская школа-интернат»; Осипенко В.А., учитель технологии КГОБУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат III–IV видов» г. Артем Приморского края (3 глава).
Крутякова Е.Н., к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «ИКП РАО» (4 глава).
Методические рекомендации адресованы педагогам, реализующим адаптированные программы предметной области «Технология» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (с умственной отсталостью) (5-9 классы), нарушениями слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата. Раскрыты пути и условия реализации АООП предметной области «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся разных нозологий.
ISBN 978-5-907436-44-2
©ФГБНУ «ИКП РАО», 2021


3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................... 5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .............................................................................................. 7
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОО, РЕАЛИЗУЮЩИХ
АООП ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ................................................................... 9
1.
Роль и место предметной области «Технология» в адаптированных основных общеобразовательных программах для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. ............................................................................................................................. 9 2.
Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в освоении предметной области «Технология», подходы к ее реализации…. ........................................................................................................................... 12 3.
Подходы к реализации предметной области «Технология» ........................................ 21 4.
Специальные условия обучения предмету «Технология» обучающихся с интеллектуальными нарушениями. ........................................................................................ 33
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОО, РЕАЛИЗУЮЩИХ
АООП ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ..................................................................................................... 39
1.
Роль и место предметной области технология в адаптированных основных общеобразовательных программах обучающихся с нарушениями слуха. ........................ 39 2.
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха в освоении предметной области «Технология», подходы их реализации. ........................... 48 3.
Организация деятельности обучающихся в различных формах. Методы и приемы обучения. ................................................................................................................................... 51 4.
Специальные условия обучения технологии обучающихся с нарушениями слуха. . 58
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОО, РЕАЛИЗУЮЩИХ
АООП ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ................................................................................................... 62
1.
Роль и место предметной области технология в адаптированных основных общеобразовательных программах для обучающихся с нарушениями зрения. ................ 62 2.
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения в освоении предметной области «Технология». Подходы к их реализации. ........................ 67 3.
Организация деятельности обучающихся в различных формах. Методы и приемы обучения. ................................................................................................................................... 74


4 4.
Специальные условия обучения технологии обучающихся с нарушениями зрения. 90
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОО, РЕАЛИЗУЮЩИХ
АООП ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА .................................... 96
1.
Роль и место предметной области технология в адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Коррекционно-развивающая направленность обучения предметной области «Технология». ....................................................................................... 96 2.
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата в освоении предметной области «Технология». Подходы их реализации. ............................................................................................................................. 100 3.
Организация деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методы и приемы обучения. ............................................................................... 105 4.
Специальные условия обучения технологии обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата. ........................................................................................................ 108
ЛИТЕРАТУРА ......................................................................................................................... 113
Приложение 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ........................................................ 121

5
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопросам ранней профориентации и трудовой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) уделяется особое внимание в специальном образовании.
Образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы
(АООП) предметной области
«Технология», с опорой на положения Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», создают психолого- педагогические условия для поддержки обучающихся с ОВЗ в направлениях совершенствования базы профильного труда и включения новых профилей трудового обучения с учетом имеющихся материально-технических возможностей.
В методических рекомендациях освещаются вопросы специфики реализации адаптированных основных общеобразовательных программ предметной области «Технология» с учетом возможностей обучающихся разных нозологий (с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата). Представлены подходы к достижению целей и решения коррекционных задач в обучении школьников трудовым умениям и навыкам применительно к конкретным профессиональным областям в рамках предметной области «Технология».
Содержание методических рекомендаций включает введение; пояснительную записку; главы методических рекомендаций для образовательных организаций (ОО), реализующих АООП предметной области «Технология» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата; литературу, приложение 1 (нормативно-правовая база).
В главах рекомендаций раскрыты роль и место предметной области
«Технология» в АООП; особые образовательные потребности обучающихся


6 разных нозологий; формы организации их трудовой деятельности; подходы, методы и приемы трудового обучения, исходя из психофизических возможностей обучающихся с ОВЗ; представлены контрольно- измерительные материалы для фиксации динамики планируемых результатов предметной области «Технология».
Методические рекомендации адресованы специалистам, учителям- предметникам (учителям профессиональной подготовки), работающим с обучающимися с особыми образовательными потребностями 5-9 классов, а также руководителям образовательных организаций, реализующих АООП для обучающихся с ОВЗ.

7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с концепцией технологического образования предметную область
«Технология» можно рассматривать как общеобразовательный предмет, изучаемый школьниками с первого класса, и обеспечивающий формирование у обучающихся технологической культуры, необходимой каждому выпускнику для социально-трудовой адаптации, получения профессионального образования и осуществления собственной деятельности
1
Нормативно-правовая база служит ориентиром в организации обучения школьников с ОВЗ предметной области «Технология» (см.
Приложение 1
).
Трудовая деятельность, как средство обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, реализуется в АООП в части содержания предметной области «Технология» и является первым этапом системы трудового воспитания обучающихся. Трудовое обучение в общей системе образования и воспитания обучающихся с ОВЗ служит эффективным средством развития умственных, физических способностей, личностных качеств, способствуя успешной социализации школьников путем подготовки к участию в трудовой деятельности.
Технология как образовательная область, объединяя знания естественнонаучных, технических, гуманитарных дисциплин, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прикладную направленность образования
2
При обучении и воспитании школьников в образовательных организациях, реализующих АООП, содержание трудового обучения ориентировано на актуальный и потенциальный уровни возможностей и на
«практический» интеллект обучающихся с ОВЗ.
1
Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/download/737/
2
Современные подходы к преподаванию предметной области «Технология» - М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2019. - 168 с.


8
Все это позволяет формировать у обучающихся данных категорий целесообразность употребления орудий труда и умственные действия
(понимание трудовой задачи, планирование и контроль собственных действий и др.) в изучаемой профессиональной трудовой области.
Основной целью предметной области «Технология» на этапе профильной подготовки школьников с ОВЗ является формирование у обучающихся трудовых умений на уровне квалификационных требований и действий с предметами с учетом их функционального назначения для изготовления продукта по определенной профессии с учетом направлений подготовки – технический, обслуживающий, сельскохозяйственный виды труда
3
Согласно требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к реализации АООП для обучающихся с
ОВЗ в среднем звене общего образования решаются задачи по адаптации обучающихся к измененным условиям обучения путем начальной профориентации. Это способствует переходу каждого школьника к самостоятельной деятельности под руководством и с помощью учителя по трудовому обучению, а также индивидуальному выбору вида трудового обучения с учетом индивидуальных возможностей и интереса к будущей профессии.
Таким образом, создание специальных условий для трудового воспитания и трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ в рамках освоения традиционных и современных видов профильного труда с возможностью своевременного мониторинга личностных и предметных достижений обучающихся, создает возможность для повышения качества процесса социализации в целом, а реализация ранней и начальной профориентации и профессионального самоопределения в этом направлении может сыграть ключевую роль.
3
Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/download/737/.

9
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОО,
РЕАЛИЗУЮЩИХ АООП ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.
Роль и место предметной области «Технология» в адаптированных
основных общеобразовательных программах для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
Предметная область «Технология» играет значительную роль в формировании базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как навыков XXI века, в равной мере применимых в учебных и жизненных ситуациях. Содержание предметной области «Технология» осваивается через учебные предметы
«Ручной труд» (1-4 классы), «Профильный труд» (5-9 классы) (вариант 1, вариант 2) в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также через виды деятельности: через общественно полезный труд и проектно-творческую деятельность в пространстве общеобразовательной организации, а также во внеурочной деятельности, дополнительном образовании.
Учебный предмет «Профильный труд» предметной области
«Технология» входит в обязательную часть учебного плана общеобразовательной организации. Учебный план включает для обязательного изучения предметной области «Технология» (34 недели в год):
• 5-
6 класс – 6 часов в неделю (204 час за учебный год);

7 класс – 7 часов в неделю (238 часов за учебный год);
• 8-
9 класс – 8 часов в неделю (272 часа за учебный год).
Освоение обучающимися АООП предметной области «Технология» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают