Файл: Клеточное строение стебля травянистого растения. Клеточное строение древесного растения. Рост стебля в толщину.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Клеточное строение стебля травянистого растения. Клеточное строение древесного растения. Рост стебля в толщину

Название этапа

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

1. Организационный этап

Приветствие, настрой на работу




2. Этап фронтальной проверки домашнего задания

 Ребята, последние несколько уроков мы с вами изучали особенности строения органов растения. Давайте вспомним, какие органы растения вам известны?

- корень;

- стебель с почками;

- лист.

А какие вы знаете корни, все ли они одинаковые?

- корни бывают главными и боковыми;

- различают стержневые корневые системы и мочковатые.

Приведите примеры растений с такими корневыми системами.

- пшеница, рожь и ячмень имеют мочковатую корневую систему;

- у гороха, фасоли стержневая корневая система.

А теперь, ребята, вспомните, что вы знаете о строение стебля?

- стебель состоит из почек и листьев;

- существует несколько листорасположений.

Какие типы листорасположений вам известны? Приведите примеры.

- супротивное листорасположение имеют сирень, бузина;

- очередное у ивы, березы;

- мутовчатое листорасположение имеют подорожник и ландыш.

Что вы знаете о строении листьев?

- листья бывают по строению простыми и сложными, например: простые у березы и ивы, сложные у каштана и шиповника.

А чем же листья простые отличаются от сложных?

- тем, что простые листья имеют одну листовую пластинку и черешок, а сложные листья на одном черешке могут иметь несколько листовых пластинок.

Правильно! Cкажите, а могут ли корни выполнять не свойственную им функцию, всасывания растворенных питательных веществ, а какую то другую?

- да, корни могут изменяться и, например, запасать питательные вещества в корнеплодах, клубнях и др.

- также могут изменяться и стебли в зависимости от условий окружающей среды, например колючки кактуса, барбариса.






4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Прослушайте отрывок стихотворения
В деревьях музыки избыток,

Певучесть в мнениях немых,

Мы ни фальшивых, ни избитых

Мелодий не услышим в них.

Не буки скрещивают руки,

Не вязы связывают кров, -

То над землею виснут звуки

Изгибов веток и стволов…

Л.Н. Вышеславский, «Ветки».
-Ребята, что вы уже определили тему урока?

-А что бы хотели узнать по этой теме?



Дети отвечают
Записывают тему в тетрадь

5. Этап усвоения новых знаний

Сегодня наш урок будет посвящен изучению еще одного органа цветкового растения – стебля
Стебель – осевая часть побега, который проводит и запасает питательные вещества, выносит листья к свету, на нем развиваются листья, цветки, плоды с семенами.

Стебель выполняет главным образом опорную (механическую) и проводящую функции, обеспечивая наиболее благоприятное для фотосинтеза расположение листьев и двустороннее передвижение растворенных веществ (от корней к листьям, от листьев к другим органам). Кроме того, в стеблях могут откладываться запасные питательные вещества, вода (кактусы); часто стебель является ассимиляционным органом, служит для защиты растения от поедания животными (колючки боярышника, дикой груши), для вегетативного размножения. 

Стебель, как и корень, растет в высоту (длину) за счет деления и роста клеток конуса нарастания верхушечной почки. 

По степени одревеснения различают стебли травянистые и деревянистые. Травянистый стебель существует обычно один вегетационный период (сезон) и отличается слабым утолщением, деревянистый — многолетний, способный утолщаться неопределенно долго. 

Классификация стеблей

-По расположению относительно уровня почвы

Надземные

Подземные

-По степени одревеснения

Травянистые

Деревянистые (например, ствол — главный многолетний стебель дерева; стебли кустарников называют стволиками)]

-По направлению и характеру роста

Прямостоячие – растут вертикально вверх (например, подсолнечник)

Ползучие — стебли стелются по земле и укореняются благодаря образованию в узлах придаточных корней (земляника, будра плющевидная)

Цепляющиеся (лазящие) — стебли поднимаются вверх и прикрепляются к опоре с помощью усиков (горох, виноград)

Вьющиеся — тонкие стебли поднимаются вверх, обвивающие опору (вьюн полевой, хмель, фасоль)


Внутреннее строение стебля

В стебле выделяют следующие основные части: кора, камбий, древесина и сердцевина. Наружный слой коры покрыт кожицей, которая с возрастом заменяется более толстым слоем – пробкой. Пробка состоит из мертвых клеток заполненных воздухом. Кожица и пробка – это покровные ткани. В пробковом слое есть чечевички. Чечевички – мелкие бугорки с отверстиями, через них осуществляется газообмен. Пробка защищает внутренние слои стебля от испарения влаги, предохраняет от резких колебаний температуры, от проникновения пыли и болезнетворных микроорганизмов, от механических повреждений. По мере формирования пробки зеленый цвет побегов сменяется бурым – так происходит подготовка побегов к зиме.

Под пробкой в коре находится луб.  Луб состоит из лубяных волокон, которые выполняют механическую (опорную) функцию, и ситовидных трубок, которые проводят органические вещества к различным органам растения.

Ситовидные трубки – это вертикальные ряды вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита). Лубяные волокна вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневавшими стенками, представляют механическую ткань стебля.

Проводящие и механические элементы древесины и луба расположены вдоль стебля, а в поперечном направлении через древесину и луб проходят сердцевидные лучи, состоящие из ряда живых клеток.

Луб и пробка это составные части коры.

Древесина – основная часть стебля. Образованна клетками механической ткани в виде древесных волокон, клетками основной ткани и клетками проводящих элементов – сосудов и трахеид.

Между древесиной и корой (лубом) залегает камбий – состоит из одного слоя узкий, длинных клеток образовательной ткани. В толщину стебель растет за счет деятельности клеток камбия. В сторону коры откладываются клетки луба, а в сторону древесины – новые клетки древесины.

В центре стебля находиться более рыхлый слой сердцевина. В сердцевине откладывается запас питательных веществ. Сердцевина состоит из крупных клеток основной ткани с тонкими оболочками.

Клетки древесины, образовавшиеся за весну и лето, составляют прирост, называемый годичным кольцом прироста. Годичные кольца появляются в результате того, что весной с началом сокодвижения камбий крупные клетки с тонкими оболочками. В конце лета у большинства деревьев образуются более мелкие клетки древесины с более толстыми оболочками. С глубокой осени и до весны следующего года деятельность камбия прекращается, а весной снова возобновляется. По годичным кольцам древесины можно определить возраст дерева (Показ спилов дерева).

В строении стеблей травянистых и древесных растений много общего, но есть и различия.

Внутреннее строение стебля:

  1. Наружный слой коры покрыт кожицей, которая с возрастом заменяется толстым слоем – пробкой, они выполняют защитную функцию. В пробковом слое находятся чечевички через них происходит газообмен.

  2. Луб состоит из лубяных волокон, которые выполняют механическую (опорную) функцию, и ситовидных трубок, которые проводят органические вещества к различным органам растения.

  3. Древесина состоит из древесных волокон, которые выполняют механическую функцию, и сосудов и трахеид, которые выполняют проводящую функцию.

  4. Центральную часть стебля занимает сердцевина, в которой запасаются органические вещества.

  5. Между древесиной и лубом залегает камбий, который обеспечивает рост стебля в толщину.


-Давайте подумаем, какое значение в жизни растений имеет стебель? (высказывания детей)

-Для того, чтобы успешно выполнять все эти функции, необходимо согласованное действие всех структур и тканей стебля. Сейчас рассмотрим подробнее микроскопическое строение стебля.



Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых.

Защитная, газообмен


Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток.

Транспортная, запасающая


Камбий

Образовательная

Узкие длинные клетки с тонкими оболочками

Рост стебля в толщину

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками

Транспортная, опорная


Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасающая



Вывод:

  • Стебель важная часть побега

  • Выполняет различные функции: проводящую, опорную, запасающую

  • Внешнее и внутреннее строение обусловлено функциями, которые выполняет стебель

  • По древесине идет восходящий ток, по лубу -нисходящий

  • Стебель растет в толщину посредством деления клеток камбия

  • По годичным кольцам можно определит возраст растения и условия, в которых оно произрастало






6. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Закрепление

1.С какой темой познакомились на уроке?

2.Какие типы стеблей вы знаете? Приведите примеры.

3.Какую функцию выполняет в стебле кора и древесина?




7. Этап закрепления нового материала

Соревнование любознательных (физминутка).

Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, тихонько топаете.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Лазающий стебель имеет ель.

- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.





8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

Домашнее задание § 16, ответы на ?

Творческое задание. Нарисуйте спилы деревьев одного возраста, растущих в благоприятных и неблагоприятных условиях. Нарисуйте спилы деревьев, растущих к северу, в густом лесу, на поле.


Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

9. Подведение итогов урока: домашнее задание, формы оценивания учащихся

  • Что вы сегодня узнали на уроке?

  • Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?

  • В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать?

  • Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?

  • Вам понравился урок?




Ответы учащихся