Файл: Методическая разработка по предмету Основы духовнонравственной культуры народов России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методическая разработка урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Образовательное учреждение: МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»

Республика Марий Эл

Ф.И.О. учителя: Пронина Надежда Фёдоровна, учитель начальных классов, I квалификационная категория

Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Тип урока: Урок предъявления новых знаний

Тема урока: «Христианство. Христианские храмы и монастыри».

Цель: познакомить учащихся с православным храмом

Задачи урока

Обучающая: познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивающая: развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывающая: воспитывать ценностное, уважительное отношение к православной культуре

Основные понятия урока

Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь. Кадило. Канун.

Планируемый результат

Познавательные универсальные учебные действия:

  • уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

• развивать навыки продуктивного чтения;

  • находить ответы на вопросы;

  • уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:

  • составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

• уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Личностные универсальные учебные действия

• уметь соотносить события с принятыми этическими принципами.

• осознавать себя представителем православной культуры, проявлять интерес к своей культуре

  • усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре;

Метапредметные универсальные учебные действия

• учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, добывать новые знания.

Межпредметные связи

Литературное чтение, ИКН, окружающий мир.

Ресурсы

- основные: учебник: Е. В. Саплина, А. И. Саплин «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Пособие для учащихся. М., Дрофа, Астрель, 2009

- дополнительные: классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, листы с кроссвордами для самостоятельной работы;

Формы организации учебного пространства

Фронтальная работа (Ф), индивидуальная работа (И), парная работа (П)




Этап урока

Цель,

методы и приемы работы

ФОУП

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный этап

(1 минута)

Настроить учащихся на урок

Словесный метод

АМО «Улыбнемся друг другу»

Ф

-Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их

-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Тихо садитесь.

Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность к уроку

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать других

РегулятивныеУУД:

Уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место

Формулирование темы

(3 минуты)

Организовать

формулирование темы учащимися
Создание проблемной ситуации


Ф

Учитель формулирует задание
-Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.).

-Какие первые ассоциации у вас возникли?

-Назовите эти слова.

Вывод:

- У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом.

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся слушают колокольный звон, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.


Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

РегулятивныеУУД:

Уметь определять и формулировать тему урока


Актуализация опорных знаний.

Постановка цели урока

(5 минут)


Подвести учащихся к формулированию цели урока
Словесный наглядный метод

Проблемный диалог

Прием «знаем-не знаем»




-Что такое храм?

-Приходилось ли вам бывать в храме?

-Какие чувства вы испытывали, находясь в нём?

-Что больше всего запомнилось?

-Что вы знаете о храмах?

(это в таблицу знаем)

- Что бы вы хотели узнать о храме? (это в таблицу хотим узнать)


Знаем

Хотим узнать

Узнали












Вывод. Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой нашего народа. Как вы считаете, какова цель нашего урока?

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

-Есть священник,

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

Устройство храма

Формулируют цель урока.

- познакомиться с внутренним устройством православного храма

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

РегулятивныеУУД:

Уметь определять и формулировать цель урока


Первичное усвоение новых знаний

(10 минут)

Дать определения новым понятиям

Словесный, наглядный метод

Ф

Учитель организует просмотр презентации «В храме»

- Откуда мы можем узнать информацию о православных храмах?

-Давайте отправимся на заочную экскурсию по храму.(включается презентация)

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

-Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи

-Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

   - Храм по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  По своей архитектуре храмы бывают разные:

  • В виде креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   

  • Храм может быть виде продолговатого корабля. Это означает, что храм, подобно кораблю, ведет верующих по морю жизни

  • Храм иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность

  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, которая сияет в этом мире.

-Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

-Купол заканчивается наверху главою, называемой также маковицей, на которой ставится крест

-Храм может быть однокупольным и многокупольным

-Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

-Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

-Вот мы в самом храме.

-Как же устроен храм внутри?

Православный храм делится на три части:

Притвор, собственно храм (средняя часть), алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются церковные принадлежности и свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. На аналое лежит празд­ничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Рождест­ва Христова) или святого, чью память Цер­ковь празднует в этот день. Эти иконы меня­ются в зависимости от календаря.

Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой стороны стоит панихидный столик, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра)

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток – где восходит солнце.

Алтарь отделяется от храма иконо­стасом -перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются ико­ны, обращенные ликами к молящим­ся верующим.

Возвышение перед иконостасом называется солея.

Середина солеи называется амвоном, т. е. восхождением.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата), потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители.

Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Кадило – храмовый предмет, им священник совершает каждение, металлическая чаша. Покадить кому-то – это значит выразить почтение, поэтому священник кадит и перед иконами и перед прихожанами


Мы можем обратиться к нашему учебнику, можем посмотреть в словарях, в интернете, а можно совершить экскурсию.

Учащиеся смотрят презентацию «В храме».

У него есть купол, на котором находится крест. 

Учащиеся слушают и смотрят заочную экскурсию по храму


Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов


Физкультминутка

(3 минуты)

Снять усталость и напряжение
Наглядный метод

Ф

-А сейчас немножко отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Встаньте. Следите глазками за бабочкой на экране.

-Теперь потянитесь, сделайте поворот вправо, влево, тихо садитесь.


Учащиеся следят за бабочкой на экране, повторяют упражнения за учителем.

Регулятивные УУД:

Снять усталость и напряжение, внестим элемент непринужденности и расслабления

Первичная проверка понимания

(10 минут)


Закрепить знания, полученные на уроке

- проверить умение работать с информацией




Учитель контролирует чтение учащихся, слушает определение понятий, расширяет информацию о прочитанных понятиях:

-А теперь давайте закрепим полученную информацию..

Откройте учебник. Внимательно прочитайте текст.

Послетекстовая коллективная работа.

Вопросы и задания:

-Что такое канун?

-Кому молятся православные христиане?

-Может ли православный христианин молиться без иконы?

-Как вы понимаете слова: «Встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»

-А что значит, когда человек кладет крест не на себя, а на другого человека?

-Что такое благословение?

-Что такое иконостас?

-Какие иконы в нем присутствуют всегда?

-Люди часто говорят о Владимирской богоматери, Смоленской, Казанской. Это значит, что в каждом городе своя Богоматерь?

-Есть в храме такое место, куда могут войти не все. Что это за место?

-Почему туда нет общего доступа, зачитайте.

- При встрече с детьми, священник сказал важные слова о там, какой должна быть жизнь человека?

-Попробуйте найти эти слова и зачитать их.


Дети читают про себя текст в учебнике и рассказывают учителю о понятиях: части храма, иконостас, икона, царские врата, алтарь

-это панихидный столик, там ставят свечи и молятся о людях, ушедших из земной жизни

Христу, ангелам и святым.

-Может, но икона помогает собраться с мыслями.

-Рисует на себе невидимый крест и молится Христу

-Он благославляет его во имя Христа

-Стена из икон

Икона Христа и Божией Матери

-алтарь - место святое

Познавательные УУД:

Смысловое чтение текста: уметь находить ответы на вопросы в тексте

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других



Первичное закрепление.Самостоятельная работа

(8 минут)

Организовать работу учащихся

решить проблемную ситуацию

организовать выполнение самопроверки
Наглядный метод

Контроль

И

Ребята, а сейчас мы проверим, как вы запомнили понятия, которые мы рассматривали на уроке. Перед вами рабочий лист с заданиями. Внимательно посмотрите и выполните задание. (см.Приложение 1)
-Давайте проверим. (Слайд)
-Поднимите руку кто выполнил правильно? (у кого были ошибки?)

-Молодцы.


Работают самостоятельно, выполняя задание Устройство «рама. Проверяют правильность ответов.


Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные УУД:

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Подведение итогов. Рефлексия

(5 минут)

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Подведение итогов

Прием «Знаем - не знаем -узнали»

Словесный метод

Ф


Учитель организует рефлексию учащихся, самооценку собственной учебной деятельности.

-Подходит к завершению наш урок.

-Вспомним, какая была цель нашего урока?

Давайте заполним таблицу ответив на вопрос, что вы сегодня узнали о православном храме.

(заполняется третий столбик таблицы)

-Храм всегда был центром жизни русского человека.

-На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви,

-Закончим наш урок фразой, которая вам больше понравилась:

Мне понравилось….

Мне запомнилось….

Я узнал…..

Мне бы хотелось….

-Вы все хорошо поработали на уроке, а дома расскажите родителям о том, что запомнили на уроке

Урок окончен. Всем спасибо.

Учащиеся заканчивают понравившееся предложение
-В каждом городе есть свои прекрасные храмы, не исключение и наш город. Какие же храмы есть у нас? Об этом расскажет нам Боронин Никита.

Никита рассказывает учащимся о храмах города Козьмодемьянска

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме



Список использованной литературы:

1. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

2. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010

4 . http://www.predanie.ru/muz/kolokola/

5. http://old-rus.narod.ru/prav.html

6. http://www.rus-sobori.ru/info/