Файл: Методическая разработка по предмету Основы духовнонравственной культуры народов России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Образовательное учреждение: МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»
Республика Марий Эл
Ф.И.О. учителя: Пронина Надежда Фёдоровна, учитель начальных классов, I квалификационная категория
Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Тип урока: Урок предъявления новых знаний
Тема урока: «Христианство. Христианские храмы и монастыри».
Цель: познакомить учащихся с православным храмом
Задачи урока | Обучающая: познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивающая: развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. Воспитывающая: воспитывать ценностное, уважительное отношение к православной культуре |
Основные понятия урока | Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь. Кадило. Канун. |
Планируемый результат | Познавательные универсальные учебные действия:
• развивать навыки продуктивного чтения;
Коммуникативные универсальные учебные действия • уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; • уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме; Личностные универсальные учебные действия • уметь соотносить события с принятыми этическими принципами. • осознавать себя представителем православной культуры, проявлять интерес к своей культуре
Метапредметные универсальные учебные действия • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, добывать новые знания. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, ИКН, окружающий мир. |
Ресурсы | - основные: учебник: Е. В. Саплина, А. И. Саплин «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Пособие для учащихся. М., Дрофа, Астрель, 2009 - дополнительные: классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, листы с кроссвордами для самостоятельной работы; |
Формы организации учебного пространства | Фронтальная работа (Ф), индивидуальная работа (И), парная работа (П) |
Этап урока | Цель, методы и приемы работы | ФОУП | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||||||
Организационный этап (1 минута) | Настроить учащихся на урок Словесный метод АМО «Улыбнемся друг другу» | Ф | -Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их -А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Тихо садитесь. | Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность к уроку | Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать других РегулятивныеУУД: Уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место | ||||||
Формулирование темы (3 минуты) | Организовать формулирование темы учащимися Создание проблемной ситуации | Ф | Учитель формулирует задание -Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.). -Какие первые ассоциации у вас возникли? -Назовите эти слова. Вывод: - У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом. -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? | Учащиеся слушают колокольный звон, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока. | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме РегулятивныеУУД: Уметь определять и формулировать тему урока | ||||||
Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока (5 минут) | Подвести учащихся к формулированию цели урока Словесный наглядный метод Проблемный диалог Прием «знаем-не знаем» | | -Что такое храм? -Приходилось ли вам бывать в храме? -Какие чувства вы испытывали, находясь в нём? -Что больше всего запомнилось? -Что вы знаете о храмах? (это в таблицу знаем) - Что бы вы хотели узнать о храме? (это в таблицу хотим узнать)
Вывод. Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой нашего народа. Как вы считаете, какова цель нашего урока? | - Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. - В храме много икон. -Есть священник, - В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то. Устройство храма Формулируют цель урока. - познакомиться с внутренним устройством православного храма | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других РегулятивныеУУД: Уметь определять и формулировать цель урока | ||||||
Первичное усвоение новых знаний (10 минут) | Дать определения новым понятиям Словесный, наглядный метод | Ф | Учитель организует просмотр презентации «В храме» - Откуда мы можем узнать информацию о православных храмах? -Давайте отправимся на заочную экскурсию по храму.(включается презентация) Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. -Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи -Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? - Храм по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. По своей архитектуре храмы бывают разные:
-Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. -Купол заканчивается наверху главою, называемой также маковицей, на которой ставится крест -Храм может быть однокупольным и многокупольным -Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. - Как вы думаете, зачем нужны колокола? -Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. -Вот мы в самом храме. -Как же устроен храм внутри? Православный храм делится на три части: Притвор, собственно храм (средняя часть), алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются церковные принадлежности и свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. На аналое лежит праздничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Рождества Христова) или святого, чью память Церковь празднует в этот день. Эти иконы меняются в зависимости от календаря. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой стороны стоит панихидный столик, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра) Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток – где восходит солнце. Алтарь отделяется от храма иконостасом -перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. Возвышение перед иконостасом называется солея. Середина солеи называется амвоном, т. е. восхождением. В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата), потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. Кадило – храмовый предмет, им священник совершает каждение, металлическая чаша. Покадить кому-то – это значит выразить почтение, поэтому священник кадит и перед иконами и перед прихожанами | Мы можем обратиться к нашему учебнику, можем посмотреть в словарях, в интернете, а можно совершить экскурсию. Учащиеся смотрят презентацию «В храме». У него есть купол, на котором находится крест. Учащиеся слушают и смотрят заочную экскурсию по храму | Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов | ||||||
Физкультминутка (3 минуты) | Снять усталость и напряжение Наглядный метод | Ф | -А сейчас немножко отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Встаньте. Следите глазками за бабочкой на экране. -Теперь потянитесь, сделайте поворот вправо, влево, тихо садитесь. | Учащиеся следят за бабочкой на экране, повторяют упражнения за учителем. | Регулятивные УУД: Снять усталость и напряжение, внестим элемент непринужденности и расслабления | ||||||
Первичная проверка понимания (10 минут) | Закрепить знания, полученные на уроке - проверить умение работать с информацией | | Учитель контролирует чтение учащихся, слушает определение понятий, расширяет информацию о прочитанных понятиях: -А теперь давайте закрепим полученную информацию.. Откройте учебник. Внимательно прочитайте текст. Послетекстовая коллективная работа. Вопросы и задания: -Что такое канун? -Кому молятся православные христиане? -Может ли православный христианин молиться без иконы? -Как вы понимаете слова: «Встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь» -А что значит, когда человек кладет крест не на себя, а на другого человека? -Что такое благословение? -Что такое иконостас? -Какие иконы в нем присутствуют всегда? -Люди часто говорят о Владимирской богоматери, Смоленской, Казанской. Это значит, что в каждом городе своя Богоматерь? -Есть в храме такое место, куда могут войти не все. Что это за место? -Почему туда нет общего доступа, зачитайте. - При встрече с детьми, священник сказал важные слова о там, какой должна быть жизнь человека? -Попробуйте найти эти слова и зачитать их. | Дети читают про себя текст в учебнике и рассказывают учителю о понятиях: части храма, иконостас, икона, царские врата, алтарь -это панихидный столик, там ставят свечи и молятся о людях, ушедших из земной жизни Христу, ангелам и святым. -Может, но икона помогает собраться с мыслями. -Рисует на себе невидимый крест и молится Христу -Он благославляет его во имя Христа -Стена из икон Икона Христа и Божией Матери -алтарь - место святое | Познавательные УУД: Смысловое чтение текста: уметь находить ответы на вопросы в тексте Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | ||||||
Первичное закрепление.Самостоятельная работа (8 минут) | Организовать работу учащихся решить проблемную ситуацию организовать выполнение самопроверки Наглядный метод Контроль | И | Ребята, а сейчас мы проверим, как вы запомнили понятия, которые мы рассматривали на уроке. Перед вами рабочий лист с заданиями. Внимательно посмотрите и выполните задание. (см.Приложение 1) -Давайте проверим. (Слайд) -Поднимите руку кто выполнил правильно? (у кого были ошибки?) -Молодцы. | Работают самостоятельно, выполняя задание Устройство «рама. Проверяют правильность ответов. | Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные УУД: Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов | ||||||
Подведение итогов. Рефлексия (5 минут) | Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Подведение итогов Прием «Знаем - не знаем -узнали» Словесный метод | Ф | Учитель организует рефлексию учащихся, самооценку собственной учебной деятельности. -Подходит к завершению наш урок. -Вспомним, какая была цель нашего урока? Давайте заполним таблицу ответив на вопрос, что вы сегодня узнали о православном храме. (заполняется третий столбик таблицы) -Храм всегда был центром жизни русского человека. -На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, -Закончим наш урок фразой, которая вам больше понравилась: Мне понравилось…. Мне запомнилось…. Я узнал….. Мне бы хотелось…. -Вы все хорошо поработали на уроке, а дома расскажите родителям о том, что запомнили на уроке Урок окончен. Всем спасибо. | Учащиеся заканчивают понравившееся предложение -В каждом городе есть свои прекрасные храмы, не исключение и наш город. Какие же храмы есть у нас? Об этом расскажет нам Боронин Никита. Никита рассказывает учащимся о храмах города Козьмодемьянска | Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Список использованной литературы:
1. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
2. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010
4 . http://www.predanie.ru/muz/kolokola/
5. http://old-rus.narod.ru/prav.html
6. http://www.rus-sobori.ru/info/