Файл: Лекция 1 Современная семья основные понятия, виды, проблемы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализируя проблемы жизненного цикла семьи, важно отмечать поздние или очень ранние браки; ранний или очень поздний возраст заведения детей; большую возрастную разницу между супругами; длительные или очень короткие промежутки между знакомством и браком или между браками. Например, очень короткое время между браками может свидетельствовать о возможных "незаконченных делах" с бывшим партнером и важном эмоциональном наследстве предыдущего брака. Кроме того, детям намного труднее адаптироваться в этом случае к изменениям в структуре семьи.

Социальные изменения влекут за собой изменения в нормативно ожидаемом возрасте переходных периодов. Так, недавно существовавшие нормы для возраста заключения брака меняются. Пары теперь сочетаются браком позднее, часто к 25 годам и позже. По западной статистике, супруги, которые вступают в брак до 20 и после 30 лет имеют больший риск разводов.

Рассмотрение функций семьи и ее структуры показывает, что семья – не статичное образование, она развивается. Периодизации развития семьи могут быть разными, но принцип выделения этапов – общий – это определение эмоциональных задач, решаемых на каждом этапе. Задачи, не решенные на предыдущих этапах, неизбежно должны решаться на следующих. Иначе семья как малая группа, имеющая определенные функции, будет неспособна их выполнить. Подробнее развитие таких подсистем семьи как супружеская и детско-родительская будет рассмотрено ниже.


Лекция №3. Психология супружеских отношений

Супружество – это психологические отношения между супругами. В настоящее время отношения между супругами регламентируется российским законодательством, на основе которого приняты кодексы о семье и браке.

По мнению психологов, вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. В противном случае возникает борьба за власть, непонимание, развод.17

Выделяют три модели выбора спутника жизни:18

  1. Модель фильтров: выбор партнера является многоступенчатым процессом. На первой ступени происходит фильтрация по принципу сходства по происхождению, внешней привлекательности; далее срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства – важно, чтобы совпали основные ценности и убеждения; на третьей стадии важным для сближения оказывается совпадение базовых потребностей, представлений о будущей совместной жизни.

  2. Модель максимизации выгоды: формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств.

  3. Модель дополнительности: притягателен тот партнер, который обладает такими качествами, свойствами, чертами, которых нет у первого; срабатывает механизм компенсации.

Выбор партнера может быть продиктован различными мотивами, среди основных выделяют: мотивацию на брак, когда важно само заключение брака, а не партнер (этим объясняется нестойкость таких отношений); мотивация на определенный тип брака, когда есть четкий план и представление о будущих семейных отношениях, при этом не так важны чувства по отношению к партнеру; мотивация на определенного партнера, когда важен конкретный реальный человек со всеми его слабостями и недостатками, с ним связывают сильные чувства.

Особое внимание при изучении закономерностей образования семьи психологи уделяли месту в структуре семьи, которое ребенок занимал среди братьев и сестер. В.Таман обнаружил тенденцию воспроизводить в своей новой семье место, которое человек занимал среди братьев и сестер. К примеру, старший брат, у которого была младшая сестра, создает устойчивый союз с женщиной, у которой был старший брат19. Такой брак называется комплементарным, он является наиболее удачным (по статистике разводов). Наихудший прогноз у брака между супругами, которые были единственными детьми в семье. Замечено, что в том случае, если в родительской семье не было контактов со сверстниками, взрослые мужчина и женщина будут искать в партнере черты отца или матери.



В случае симметричного брака, когда партнеры занимали одинаковое положение в родительской семье, они лучше понимают друг друга, но плохо сотрудничают. Им лучше работать в разных областях, иметь личную свободу, а детей воспитывать параллельно: сыновей — отец, дочерей — мать. Главная причина неудачной совместной деятельности — в ролевом конфликте. Оба партнера были старшими в семье и желают принять руководящую роль. Удачное взаимодействие возможно лишь тогда, когда каждый делает то, что другой делать не желает: если один посвящает время работе, то другой должен заниматься домашними делами; если один планирует и руководит, то другой должен взять на себя исполнительские функции и т. д.

Наиболее часто причинами проблем семьи, по мнению психологов, является20:

1) ошибочный выбор партнера; самыми частыми были ожидания, что муж/ жена будут напоминать отца/мать;

2) незавершенные отношения с родительской семьей; супруги, вместо того чтобы советоваться друг с другом при решении проблем, обращались за советом к своим родителям;

3) утрата иллюзий («синдром утопий»); супруги считали, что они женились по любви и ради любви, но ожидаемого счастья не было. На самом деле в их отношениях преобладала не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличенная потребность в опеке и доминировании;

4) переживание растерянности; почему мы живем вместе? — начинали задумываться супруги; потому что хотим этого или потому что обязаны?

5) супружеская измена и угроза развода — один из наиболее частых поводов обращения к психотерапевту;

6) сожительство как попытка избежать ответственности — юридической, финансовой и т. д.; в «пробном браке» в основном удовлетворяются рекреативные потребности, о совместном будущем партнеры не думают, это создает тревожную ситуацию.

Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют стадии супружеских отношений21:

  1. Выбор партнера. Семейное и индивидуальное развитие, конечно, не являются разделенными процессами, и в тот момент, когда в жизни молодого человека наступает этап поиска партнера по браку, его родительская семья переживает период ослабления эмоциональных связей с ним22.

Чтобы успешно пройти эту фазу, молодые люди должны разрешить следующие проблемы: формирование идентичности (представления о себе); достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; занятие адекватного возрасту статуса; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера.


Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями.

2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. В случае, если мотивация вступление в брак была противоречивой, то многие свойства партнера — психологические, физические и др., которые сначала как бы не замечались, в дальнейшее могут восприниматься гипертрофированно.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие — кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этой некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

4. Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение, повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? Необходимый опыт по автоматизации взаимодействий уже накоплен наверное, можно успокоиться и отдохнуть? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипны ми и монотонными.

5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы — решение вопроса о том, был ли брак подлинным (и желанным, и гармоничным) или случайным.

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями — болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т. п.). В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни.


Многочисленные трудности, с которыми сталкивается семья и которые угрожа­ют ее жизнедеятельности, можно разделить прежде всего по силе и длительности их действия. Особое значение имеют при этом две группы семейных трудностей: острые (в том числе и сверхсильные) и хронические раздражители. Примером первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе (например, арест одного из членов семьи), внезапное и сильное заболевание. К хроническим трудностям относятся чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т. п.

Можно выделить также следующие группы трудностей, с которыми сталкивается семья: связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) и с суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первых — психологические трудности, возникающие при переходе от одного этапа жизненного цикла к другому (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельности). Такие переходы, как правило, сопровождаются довольно резким изменением образа жизни семьи. Пример вторых — необходимость практически одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления в семье первого ребенка) — завершение образования и освоение профессии, решение жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом, уход за ребенком.

По источнику возникновения семейные трудности можно разделить на связанные с этапами жизненного цикла семьи (например, сближение идеологий родительских семей у молодоженов); обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла (если молодожены произошли из семей с полярно противоположными идеологиями); ситуационные воздейст­вия на семью (землетрясение, война, перестройка). Через все этапы жизненного цикла проходят «нормативные стрессоры» — обычные трудности, которые в более или менее острой форме переживают все семьи: на первом этапе жизни — сложности взаимного психологического приспособления; конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы; на втором — задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.