Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 1 по дисциплине Возрастная и педагогическая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Рубежный контроль №1

по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»


ФИО студента

Хайруллаева Рухсора Баходирхон кизи


Направление подготовки

Педагогика

Группа

ПЕД-Б-0-З-2021-1_ДИСТАНТ


Москва 2023

Задание 1. Охарактеризуйте теории развития человека (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже, А. В. Петровский, А.Н. Леонтьев, Э. Эриксон, А. Маслоу и др.). Выделите общее, различия, особенности, специфику. Внесите данные в таблицу:



Теория

Автор

Особенности

Общее

Различия

Специфика

Психосоциальная теория развития личности

Э.Эриксон

Метод анализа клинических случаев, кросс-культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, стилей материнства, психоисторический метод.

Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, психосоциальные задачи развития,ритуализация.

Центральным понятием периодизации Э. Эриксона является понятие идентичность — набор черт или индивидуальных характеристик, кото­рый делает человека подобным самому себе и отличным от других людей. Эго-идентичностъ — это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Группо­вая идентичность — чувство принадлежности к данной социаль­ной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формиру­ются прижизненно.

Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового развития, адаптивные функции Эго.

Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия.

Одна из немногих теорий охватывающая все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней.

Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы развития

Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода.

8 c­тa­дий пc­ихo­c­o­циa­льнo­гo­ рa­звития личнo­c­ти.

1. Дo­вe­риe­ – нe­дo­вe­риe­ (груднo­й вo­зрa­c­т).

2. A­втo­нo­мия – c­тыд и c­o­мнe­ния (1-2 гo­дa­).

3. Инициa­тивa­ – чувc­твo­ вины (3-5 лe­т).

4. Трудo­любиe­ – нe­пo­лнo­цe­ннo­c­ть (млa­дший шкo­льный вo­зрa­c­т).

5. Стa­нo­влe­ниe­ индивидуa­льнo­c­ти (идe­нтификa­ция) – рo­лe­вa­я диффузия (юнocть).

6. Интимнo­c­ть – o­динo­чe­c­твo­ (нa­чa­лo­ взрo­c­лo­гo­ пe­риo­дa­).

7. Твo­рчe­c­кa­я a­ктивнo­c­ть – зa­c­тo­й (c­рe­дний вo­зрa­c­т).

8. Умирo­твo­рe­ниe­ – o­тчa­яниe­ (c­тa­рo­c­ть).



Периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет

Д. Б. Эльконин

В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития». Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:

1. Социальная ситуация развития;

2. Ведущая деятельность;

3. Основные новообразования.


К периодизациям развития, которые в качестве основания рассмотрел причины, движущие силы развития, выделяя существенные характеристики каждой стадии, традиционно относят периодизации не только Л.С. Выготского, но и Д.Б. Эльконина.

Основанием для периодизации психического развития для Д.Б. Эльконина послужили положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева.


1.В традиционном обучении господствует принцип доступности.  2.Традиционное обучение направлено на дидактический тренаж конкретных представлений младших школьников о действительности.

3. В условиях традиционного обучения темпы продвижения учащихся крайне низки.

Д.Эльконин выделяет по этому критерию 6 основных периодов психического развитиячеловека в онтогенезе:

1. 0-1год: младенческий возраст.

Ведущая деятельность – непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослым. 2. 1-3 года: раннее детство.

Ведущая деятельность – предметно - манипулятивная деятельность. 3. 3-7 лет: дошкольный возраст.

Ведущая деятельность – предметно - манипулятивная деятельность.

4. 7-12лет: младший школьный возраст. Ведущая деятельность – учебная. Приобретаются новые умственные умения и навыки.

5. 12-17 лет: подростковый. Ведущая – общение со сверстниками. Значительная часть жизни проходит в компаниях. Формируется взгляды на жизнь.

6. 17-далее: Начало юношества. Ведущая – учебно-профессиональная деятельность.

Теория внимания Л. С. Выготского

Л.С. Выготский

Л.С. Выготский определяет две линии развития и становления внимания как в индивидуальном, так и общественно-историческом аспекте:

  • внимание как натуральная психическая функция, обусловленная органическим развитием ребёнка, созреванием его нервной системы, которая доминирует в развитии внимания в первые годы жизни. Проявлением этой функции является непроизвольное внимание.

  • внимание как высшая психическая функция формируется в процессе культурного развития ребёнка (в ходе приёмов произвольного направления внимания и его удержания). Оно начинает формироваться у ребенка при первом же контакте со взрослыми вокруг него. Ребёнок учится регулировать свое внимание и управлять им.

Внимание, как и любая психическая функция, имеет следующие свойства: социальность, произвольность, опосредованность и системность.


Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

утверждает, что на когнитивное развитие влияет социальное взаимодействие;

существует сильная связь между изучением языка и развитием мышления

обсуждает общее приобретение новой концепции или навыка.

Выготски, однако, считал, что с помощью наставника эти задачи можно выполнить. Пиаже же ничего по этому поводу не предлагал.

Различия в характеристиках произвольногои непроизвольное внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Становление высших форм внимания рассматривается в двух направлениях.

Во-первых, оно может быть представлено как воспитание внимания, основанное на воспитании волевых качеств личности. Данная линия исследований представлена работами Т. Рибо и Н.Ф. Добрынина.

Во-вторых, развитие внимания может выступить как его формирование — построение умственного действия с требуемыми характеристиками (П.Я. Гальперин) или развитие высшей психической функции (Л.С. Выготский). Взгляды Л.С. Выготского получили продолжение в современной психологии в исследованиях совместного внимания как высшей психической функции, разделенной между несколькими людьми. Эти исследования имеют прикладное значение в робототехнике, в организации работы в малых группах, а также в профилактике и коррекции психических расстройств аутистического спектра в детском возрасте.


Теория когнитивного развития


Ж. Пиаже

1. В процессе адоптации организма к окружающей среде в ходе его роста вместе с взаимодействиями и саморегуляциями, характеризующими развитие «эпигенетической системы» (эпигенез - в его эмбриологическом смысле всегда детерминируется как внешне, так и внутренне).

2. В процессе адоптации интеллекта в ходе построения его структур, которые зависят как от прогрессирующих внутренних координаций, так и от информации, приобретаемой посредством опыта.

3. В процессе установления когнитивных, или, шире, эпистемологических, отношений, которые не составляют ни простой копии объектов внешнего мира, ни простого развертывания структур, приформированных в субъекте, но скорее включают в себя ряд структур, последовательно конструируемых субъектом в ходе его постоянного взаимодействия с внешним миром.


Стадия 1: сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет)

Стадия 2: дооперациональные представления (от 2 до 7 лет)

Стадия 3: конкретные операции (от 7 до 11 лет)

Стадия 4: формальные операции (от 12 лет и старше)


Теория Пиаже утверждает, что на когнитивное развитие в основном влияет социальная передача, которая описывает обучение у окружающих. Теория Пиаже утверждает, что развитие мышления и языка у человека можно проследить до действий, восприятий и имитаций маленьких детей. Пиаже подробно наблюдал, как работает обучение детей, но не особо выделял роль наставника или учителя. Теория Выготского хорошо применима к стратегиям обучения. С другой стороны, теория Пиаже отдает предпочтение открытиям и обучению, сделанным самими людьми.


В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесие Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже, потому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.

Теория развития личности

А. В. Петровский

Личность  рассматривается А. В. Петровским (1982) не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации. Им  выделяются три основных процесса:

•   адаптация– как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического;

• индивидуализация– как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть, становление индивидуальности;

•   интеграция– как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего.


Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

А. В. Петровский считает, что определяющим фактором развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с наиболее референтной группой (или лицом). Движущей силой развития личности служит противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

А.В. Петровский выделяет возрастные периоды:

1. Эпоха детства 3-7 лет - преобладает адаптация, ребенок в основном

приспосабливается к социальной среде.

2. Эпоха отрочества 11-15 - доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.

3. Эпоха юности (старший школьный возраст) - должна произойти интеграция в общество.


Теория деятельности

А.Н. Леонтьев
Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом.



Основное положение теории деятельности А. Н. Леонтьева звучит следующим образом: не сознание создает деятельность, а деятельность формирует сознание.

На основании данного положения ученый вывел базовое содержание концепции, которое основано на тесной связи и взаимозависимости сознания и деятельности. Это значит, что человеческая психика развивается в процессе активности и работы, и при их осуществлении происходит и ее проявление.


Главное отличие данной теории от других направлений психологии того времени состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию Карла Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание.

Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Ле­онтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и име­ет принципиально то же строение.В этой формулировке на­мечено направление поиска ответов на важнейшие теоре­тические вопросы психологии: как возникает психиче­ское, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую дея­тельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической дея­тельности, мы управляем организацией внутренней, пси­хической деятельности.

Теория иерархии потребностей


А. Маслоу

Существует также более подробная классификация. В такой системе выделяется 7 основных уровней (приоритетов):

1.(низший) Физиологические потребности: утоление голода, жажды, защита от холода, пригодный для дыхания воздух, достаточный сон, отсутствие боли и так далее;

2.Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;

3.Потребность в принадлежности и любви;

4.Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;

5.Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;

6.Эстетические потребности: гармония, порядок, красота;

7.(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.


Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:1.Потребности людей никогда не будут удовлетворены в полной мере.

2.Состояние частичного или полного неудовлетворения побуждают человека к действиям — искать пищу, кров, тепло.

3.Желания людей идут согласно иерархии: от простых к сложным.


Маслоу утверждает, что наиболее сильная потребность определяетповедение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не определяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации. Потребности удовлетворяются в определенном порядке. Первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого активизируются более высокие стремления.

Физиологические потребности и потребность в безопасности - это первичные потребности, которые должны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высокого уровня смогут определять поведение. Например, усиление чувства голода ставит потребность в пище на центральное место в поведении человека, отодвигая в сторону другие. По мнению Маслоу, если существуют две одинаково сильные потребности, то доминирует потребность более низкого уровня.


Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на 5 основных категории: 1.Физиологические: голод, жажда и так далее;

2.Потребности в безопасности/защите: комфорт, постоянство условий жизни;

3.Социальные: потребность в принятии другими, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность;

4.Самоуважение/Эго: уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост;

5.Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.