Файл: Детство является уникальным периодом в жизни человека. Именно с детства формируется здоровье, происходит становление человека. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.













ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Детство является уникальным периодом в жизни человека. Именно с детства формируется здоровье, происходит становление человека. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Именно в детском возрасте человека окружают самые главные и важные люди- родители. Именно родители и являются первыми педагогами. Их задача заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений.
С поступлением ребенка в детский сад его окружают новые люди – педагоги. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Однако родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей.
Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Однако в культуре, в том числе и педагогической, не всегда действуют силы, обеспечивающие ее направленность на удовлетворение потребностей человека.
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей. Так, в последнее время наметилась тенденция: родители, отдав ребенка в детский сад, перестают принимать участие в преодолении трудностей, с которыми они встречаются, не желают участвовать в жизни ДОУ, а ведь именно взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании жизненных ориентаций.

В связи с этим цель исследования – раскрыть содержание средств педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимые для их педагогического просвещения, способствующие эффективному взаимодействию ДОУ с семьей.

Объект исследования: психолого- -педагогическая деятельность по педагогическому просвещению родителей дошкольников.

Предмет исследования: средства психолого -педагогической деятельности по педагогическому просвещению родителей дошкольников.

Цель исследования: теоретически обосновать проблему педагогического просвещения родителей дошкольников, отобрать средства психолого -педагогической деятельности по педагогическому просвещению родителей дошкольников, разработать программу психолого -педагогической деятельности по педагогическому просвещению родителей дошкольников и апробировать ее.

Гипотеза исследования. Психолого–педагогическая деятельность по педагогическому просвещению родителей будет успешна если:

- конкретизирована сущность и структура ключевых понятий по проблеме исследования педагогическое просвещение, средства просвещения;

- раскрыта сущность педагогического просвещения родителей дошкольников;

- разработана программа психолого-педагогической деятельности по педагогическому просвещению родителей дошкольников;

- смоделирована и апробирована программа психолого-педагогической деятельности по педагогическому просвещению родителей дошкольников.

Задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа психологической, педагогической и методической литературы по проблеме педагогического просвещения родителей дошкольников отобрать ключевые понятия и структурировать их.

2. Раскрыть сущность педагогического просвещения родителей дошкольников.

3. Раскрыть средства педагогического просвещения родителей

5. Разработать программу психолого -педагогической деятельности по педагогическому просвещению родителей дошкольников.

5. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. История возникновения и развития идеи просвещения родителей


Родительское просвещение в России имеет почти трёхсотлетнюю историю. Российская педагогика на разных этапах её развития была, говоря словами В. А. Сухомлинского, «наукой для родителей». Родительское просвещение в России имеет значительную историю. При рассмотрении и формировании современных подходов к родительскому просвещению необходимо обратиться к трудам таких великих педагогов, как М. В. Ломоносов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Н. Острогорский, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. В. Запорожец, В. А. Сухомлинский. Первый опыт педагогического просвещения родителей связан с именем Н. И. Новикова и его журналом «Детское чтение для сердца и разума». На протяжении XVIII–XIX веков шла активнейшая дискуссия о соотношении семейного и дошкольного воспитания, сформировались три основных подхода: «государственнический», «взаиопомогающий» и «солидарно-гуманистический».

Теоретические размышления находили различные практические формы. Например, Педагогическое общество России, возникшее 17 января 1869 года в Санкт-Петербурге по инициативе педагогов университета, с самого основания развернуло обширную деятельность по педагогическому просвещению населения, создавая тем самым благоприятные условия для воспитания детей и молодежи в семье, развития института партнерства педагогической науки и семейной практики. В русле педагогического партнерства педагогов и родителей П. Ф. Каптерев создает «Семейную энциклопедию». На промышленных предприятиях в конце XIX – начале ХХвека. Распространялись листовки для рабочих с графическими картинками, описывающими правила поведения с детьми. В рождественские праздники с 30 декабря 1912 года по 6 января 1913 года работал I Всероссийский съезд по семейному воспитанию.

На протяжении всего советского периода истории наблюдалось разнообразие форм родительского просвещения, таких, как ликвидация неграмотности взрослых, родительские школы для молодых отцов и матерей, пропаганда психолого-педагогических сведений о воспитании среди населения, родительские лектории, университеты, родительский всеобуч. Поддерживалось издание литературы по семейной педагогике, распространение периодических изданий, прежде всего, журнала «Семья и школа». Огромный вклад в просвещение родителей внесли «Педагогическое общество» и Всесоюзное общество «Знание». В. А. Сухомлинский, характеризуя ключевые направления развития советской педагогики, писал: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей». В разработку содержания и основных направлений педагогического просвещения родителей в послевоенный период большой вклад внесли Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Арбузов, А. Г. Ахвердов, Ю. К. Бабанский, А. П. Богомолова, Н. И. Болдырев, И. В. Гребенников, Л. Ю. Гордин, С. Л. Соловейчик, С. В. Михалков.


Для более глубокого понимания сущности педагогической культуры родителя, обратимся к истории педагогики, в которой накоплен богатый материал по содержанию педагогической культуры родителей и условиям её формирования. Семья - одна из основных тем древнерусских литературно- педагогических памятников, относящихся к X - XIV векам и отечественных сборников XIV - XIX веков. Идея древнерусской педагогики состояла в том, чтобы растить будущего семьянина с малых лет путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении детям» (ок.1117 г.) князя Владимира Мономаха (1053-1125). Это один из первых литературных педагогических памятников, выходящих на семейные вопросы. По своей структуре - это сложное произведение, в нем содержатся автобиографичные данные, описания походов, выражена забота о единстве и защите от врагов земли русской.

По мнению Песталоцци, важнейшая цель воспитания - развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно.

Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.

Важным периодом в организации воспитания родителей были 20 — 30-е годы нашего столетия, когда усилился, осо­бенно в США, научный интерес к проблемам семьи, роди­телей и семейного воспитания.


Рассматривая подходы к воспитанию родителей в США в 20-е годы, С. Л. Шлоссман пишет, что это была новая попытка разрешить старые проблемы. Пионер в этой об­ласти, Лоренс Франк считал воспитание родителей «средст­вом трансформации общества», ибо если научить родителей воспитывать детей по научному, то таким образом можно воспитывать граждан, способных реформировать социаль­ные институты. Он верил, что с помощью научных иссле­дований можно найти такие методики, которые помогут удовлетворять запросы детей в семье.

И в настоящее время многие ученые считают воспи­тание родителей важнейшим условием решения социальных проблем. Политики, наоборот, не очень верят в эффектив­ность такой работы, отмечая, что ученые пока так и не смогли доказать наличие прямого влияния воспитания родителей на уменьшение или непосредственную профилактику соци­альных проблем. Однако исследования показывают, что родители, воспи­тывая детей, все больше нуждаются в помощи специа­листов. Консультации и инструкции нужны не только роди­телям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям — растущие потребно­сти общества предъявляют к семье все новые требования.

В основе рассматриваемой проблемы лежит западное представление о первоочередном праве родителей на вос­питание своих детей. Этот принцип характерен для боль­шинства общественных систем и культур. Он нашел отра­жение в 26-й статье Декларации ООН по правам человека. Право родителей на воспитание означает, что они в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и бла­гополучие своих детей. Воспитание родителей имеет своей целью помочь им реализовать свои права и свои обязан­ности.

Анализируя вопросы воспитания родителей, шведский ученый Е.-М. Кёхлер подчеркнул резкое изменение статуса семьи в результате того, что женщины стали работать. Постоянное увеличение числа работающих женщин привело общество к необходимости создать дошкольные учреж­дения и обучать специалистов для работы в них.

Знания и воспитание формируют личность ребенка и по­могают родителям находить правильные приемы воспитания.

Наряду с важностью семейного воспитания родителей великие педагоги отмечали и важность педагогического просвещения. Педагогическое просвещение родителей- это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования знаний у родителей, умений по воспитанию своих детей в семье, по формированию педагогической культуры населения. Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формирования воспитательных навыков и умений.