Файл: Автор Дюкова Т. С., зав лабораторией развития сети образовательных учреждений кафедры урос.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные формы и методы профориентационной работы в образовательном учреждении




Автор: Дюкова Т.С., зав. лабораторией развития сети образовательных учреждений кафедры УРОС   

27.06.2013 08:44

1.1.Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: профориентация, оптант, критерии эффективности профориентационной работы, формы и методы профориентации.

1.2.Краткая аннотация контента консультации

В настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки школьников в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов.

1.3.Запрос на консультирование

В новых условиях реформирования школы, назрела необходимость в определении современных подходов к созданию системы профориентационной работы. Порекомендуете  какие-либо новые формы и методы профориентации.

1.4. Консультативный текст

Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по служебной лестнице, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы.

Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой.

В связи с этим, профориентационная деятельность в современных образовательных учреждениях предусматривает соблюдение и реализацию следующих принципов:

систематичности и преемственности – профориентационная работа должна вестись с первого по выпускной класс;

дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывающий возраст, уровень успеваемости и состояние здоровья и т.п.;

оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы с учащимися;

взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите;

учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах;

психологизации профориентационной работы.

К основным результативным критериям эффективности профориентационной работы в современных образовательных условиях, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Профессиональная ориентация в образовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности, в условиях взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными структурами: семьей, медицинскими учреждениями, психологическими центрами, центрами профессиональной ориентации молодежи, службами занятости, предприятиями, организациями.

За последние десятилетие в системе профориентации стали все чаще внедряться активные формы и методы профориентации, как например кейс-метод, арт-терапевтические методики, экспресс-диагностика и т.д., а также наблюдается тенденция наполнения новым содержанием уже имеющихся, в соответствии с особенностями системы образования на современном этапе развития.

К современным формам и методам профориентационной работы, можно отнести следующие:

внедрение в учебный процесс программ по профессиональному самоопределению, например таких как: «Я и моя будущая профессия», «Ты и твоя профессиональная карьера», «Твой выбор», «Твоя будущая профессия», «Пропуск в профессию», «Путь в профессионализм», «Основы профессионального выбора» и т.д.;

разработка дифференцированных (индивидуализированных) программ по профориентации;

организация элективных курсов и курсов по выбору в образовательных учреждениях;

курс лекций для выпускников и их родителей о профессиональном продвижении и развитии; а также курс лекций по ряду востребованных рыночных профессий – менеджменту, маркетингу, рекламе;

психологические консультации для старшеклассников и их родителей  по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.

Для учащихся наиболее эффективна следующая схема консультирования:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа «идеальной» профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

В современных образовательных учреждениях наиболее эффективными являются следующие методики для профотбора и профориентации:

диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова);

«Дифференциально-диагностичекий опросник» (ДДО, автор Е.А. Климов);

«Карта интересов», опросник разработан А.Е. Голомштоком;

«Карта интересов», модификация О.Г. Филимоновой;

«Матрица выбора профессии» (данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи);

Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой;

«Ориентация» анкета И.Л. Соломина;

Оценка профессиональной направленности личности учителя, «Профессиональные намерения»;

«Якоря карьеры» - методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова);

профориентационные тренинги и игры – целью которых, является – в игровой форме помочь осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые навыки, а также развитие у подростков самостоятельности, ответственности за свое будущее, повышение мотивации при выборе профессии и помощь в осуществлении осознанного выбора профессии;

проведение бизнес-игр. Бизнес-игры - это новые методы в профориентации школьников. Бизнес-игры создают ситуации, которые развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию. Они учат оптанта планировать время, ставить цели и их достигать,  лучше понимать, что такое доходы, расходы, а также знакомят с  начальными навыками управления финансами;

развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам (развитие сетевого взаимодействия с учреждениями профессионального образования, а также предприятиями и организациями);

привлечение представителей различных предприятий к мероприятиям  по профориентации, проведение совместных мероприятий;

привлечение различных предприятий в качестве спонсоров определенных мероприятий;

взаимодействие с бывшими учениками образовательного учреждения, в частности с теми, кто в настоящий момент сам является работодателями;

привлечение выпускников, успешно трудоустроившихся в качестве консультантов в образовательное учреждение;

оборудование кабинета (уголка) профориентации с целью:

оказания информационно-справочной поддержки учащимся, педагогам, родителям;

знакомства с профессиональными учебными заведениями разного типа, учреждениями внешкольного воспитания и обучения;

информирования о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях данного региона, местных организациях;

знакомства с миром профессий (профессиографической информацией, справочной информацией о различных сферах профессиональной деятельности, отраслях народного хозяйства);

содействия изучению индивидуальных психологических особенностей личности, профессиональных интересов и склонностей.

виртуальный кабинет профориентации (создан в сети Internet) призван помочь учащимся познакомиться с миром профессий, познакомиться с описаниями профессий, получить информацию о вузах и колледжах города или района, пройти профориентационное и психологическое тестирование, получить консультацию психолога о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры, получить консультацию по результатам психологической диагностики, посмотреть видеоматериалы о профессиях  и т.д.

книжный фонд и медиаресурсы о профессиях, популярная психологическая литература, помогающая школьнику получить информацию о свойствах своей личности, просто больше узнать о себе. В настоящее время существует множество интерактивных программ, направленных на выявление профессиональных интересов старшеклассника. Их также можно использовать, но важно понимать, что, во-первых, не каждый школьник по своему личностному развитию сможет извлечь пользу из этих разработок, а, во-вторых, для качественной интерпретации нужен специалист. Большая часть медиаресурсов представляют собой электронные варианты профориентационных тестов на выявление профессиональных интересов.

компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть Internet;

серия компьютерных презентаций «Мир профессий»;

размещение на сайте школы информации о выпускниках, у которых успешно сложилась профессиональная карьера;

проведение конкурсов по профориентации в образовательных учреждениях, участие в окружных конкурсах по профориентации;

применение потрфолио в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

Выбор форм и методов в профориентационной работы зависит от специфики конкретного образовательного учреждения.

 

Информационные ресурсы

http://www.proforientator.ru/tests

На сайте размещены экспресс-тесты, позволяющие осуществить профессиональную диагностику оптантам

http://moeobrazovanie.ru/proforientacija_shkolnikov.htm

Сайт содержит методические разработки профориентационных занятий по различным учебным дисциплинам

http://www.profguide.ru/

На сайте представлена информация по профориентации школьников и взрослых

http://www.vashpsixolog.ru

На данном сайте представлены рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных учреждениях

http://kem.by/index.php/rubrikator/

На сайте «Кем быть» представлены рекомендации  по организации кабинета (уголка) профориентации в образовательном учреждении