Файл: Реферат по дисциплине Здоровый человек и его окружение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное автономное профессиональное учреждение образовательное «Волгоградский медицинский колледж»

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

Реферат

по дисциплине «Здоровый человек и его окружение»

Выполнил:

Хамзаев Руслан,

студент группы Ф-11

Проверила:

Алешина Ж. Н.,

Преподаватель дисциплины

«Здоровый человек и его окружение»

Март, 2023 г.

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Общая психологическая характеристика взрослости 5

Границы возраста 10

Кризис взрослости 11

Характеристика взрослой личности 13

Роль трудовой деятельности в интеллектуальном развитии взрослого 17

Основные линии онтогенеза 21

Заключение 24

Список литературы 27


Введение

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция - всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Об этом говорят многочисленные исследования, научно-практические конференции, круглые столы и т.п. Вместе с тем, систематического изложения проблем психологии личности в зрелом возрасте явно недостаёт. Взрослый индивид интересует психологов, в основном, в ситуации профессиональной деятельности, в «условиях толпы», определённых ситуаций, и т.п., а не в процессе онтогенетического развития. Во многих учебных пособиях не затрагиваются такие значительные характеристики как нравственность, духовность, альтруизм, хотя для зрелого человека в нашей стране они имеют существенное значение и при профессиональной деятельности и в межличностных отношениях.


В контрольной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. В главах описаны возрастные границы и кризис взрослости. Изложено развитие психофизиологических функций в данном возрасте. Уделено внимание профессиональному, нравственному и духовному становлению, а также межличностным и семейным отношениям. При этом изложение характеристики «личности в зрелом возрасте» затруднительно, так как определений личности великое множество, но ни одно из них не будет всеобъемлющим и раскрывающим все грани человека. Термин личность был придуман Н.М. Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность - это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки. В этом контексте личность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет уникальной.

Общая психологическая характеристика взрослости

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость - из-за неизлечимой болезни, несчастного случая, суицида и т.д.).

Зрелость (взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики способностей интеллектуальных и творческих, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы взаимоотношений семейных, родительские функции. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности: 1) развитое чувство ответственности; 2) потребность в заботе о других людях; 3) способности: а) к активному участию в жизни общества и к

эффективному использованию своих знаний и способностей; б) к психологической близости с другим человеком; с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации.

Проблема социальной ситуации развития и ведущей деятельности в зрелости.

Социальная ситуация развития в период зрелости связанна с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личности индивидуальности в воспитании детей, творчества, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.

Говоря об особенностях зрелого возраста, А.А. Бодалев подчеркивает, что для науки важно проследить связи между особенностями акме человека и характером социальной ситуации развития в этот период его жизненного пути, важно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его жизни, и когда она явно у него будет просматриваться.

Период зрелости по возрасту и по состоянию духа человека назван был древними греками временем «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе». Отечественный психолог Н.Н. Рыбников предложил обозначить термином «акмеология» специальный раздел возрастной психологии, - о периоде расцвета всех жизненных сил человека, наукой, изучающей зрелую личность. Представление о зрелости как о расцвете личности важно с точки зрения собственно современных проблем психологии зрелости. По мнению многих психологов, с началом периода зрелости развитие как таковое прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, «окаменелости». В Комитете по развитию человека при Чикагском университете «задачи развития» никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности.

Надо полагать, что причиной этому служит имеющая место и в современной психологии трактовка зрелости, взгляд на зрелость как цель развития и одновременно его конец. Вместе с тем многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых показано, что процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности.


Как и в предыдущие периоды, развитие личности на этапе зрелости имеет свои специфические психологические особенности. В самом общем виде они сводятся к следующему: продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей; уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни; менопауза; изменения в физическом и интеллектуальном развитии и др.

Во многих главных чертах люди одного возраста похожи. Вместе с тем, бесспорно, что сколько людей, столько и разных судеб. И чем дальше мы попытаемся продвинуться в глубину жизненного пути конкретного человека, тем более значимыми предстанут различия, по сравнению с его сверстниками, более многообразными будут индивидуальные особенности существования.

Интересный анализ степени зрелости личности и ее жизненных отношений осуществлен Е.Б. Старовойтенко[9, с.204]. Личность неповторима. Многообразие ее проявлений в зрелом возрасте довольно велико: общественно открытые и замкнутые в кругу узколичных отношений; деятельные, активные и пассивные, бездеятельные; альтруисты и эгоисты; самостоятельные и зависимые; созидатели и разрушители; гармоничные и противоречивые и т.д. Различия типов определяются следующими факторами:

1) полнотой, глубиной, разносторонностью связей личности с обществом;

2) активностью человека в освоении различных форм общественной деятельности;

3) эффективностью развития личности как субъекта общественной деятельности и отношений;

4) уровнем сознательной организации человеком своей общественной жизни;

5) мерой преломления во внутренних свойствах индивида прогрессивных и регрессивных общественных тенденций;

6) устойчивостью и объемом социально значимых позиций личности;

7) уровнем продуктивности деятельности и масштабом перемен, совершаемых человеком в общественных отношениях и в собственной жизни.

Используя положения и выводы, содержащиеся в философских, социологических и психологических исследованиях, Е.Б. Старовойтенко дает развернутое структурное описание типов отношений, которые необходимы личности для полноценного включения в процессы совершенствования нашего общества и характеризующих ее как социально зрелую. В эту структуру входят следующие типы отношений: зрелое интеллектуальное отношение к жизни; деятельностно - продуктивное; зрелое профессиональное; социально активное; зрелое нравственное; эстетическое; осознанное отношение личности к себе - субъекту жизни. Решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо - это личность, отвечающая за содержание своей жизни и отвечающая, прежде всего перед собой и другими людьми.


Достижение «акме», - это, прежде всего личностный процесс, когда человек совершает поступок или серию поступков, которые свидетельствуют о том, что он на пределе своих возможностей выразил себя как высокоразвитая в духовно-нравственном смысле Личность, защищая своим действенным отношением основные ценности жизни и культуры, которые стали и глубоко значимыми для него собственными ценностями.

Границы возраста

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни [15, с.191]. Зрелость может быть оценена в широких пределах- от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Зрелый возраст наступает тогда, когда получен определенный жизненный опыт. Для одних зрелость - это просто цифры в паспорте, а у других заметно теряется интерес к жизни.

Кризис взрослости

В зрелом возрасте личность приобретает и раскрывает новые качества: уверенность в своих силах, умение оказать поддержку другим, реализм, желание передавать свой опыт. Бесспорно, в этом возрастном периоде уже нет юношеского максимализма, человек понимает и принимает себя таким, какой он есть. Он умеет расставлять приоритеты и признавать свои ошибки.

На период зрелости часто приходится два психологических кризиса: тридцати и сорока лет, когда важно переосмыслить свою жизнь и сделать выводы, как жить дальше.

Кризис тридцати или кризис смысла жизни.

Кризис тридцати лет, конечно, понятие условное. Он может наступить чуть раньше или чуть позже. Кризис проявляется в том, что человек чувствует потребность что-то кардинально поменять в своей жизни, происходит переоценка ценностей. У мужчин и женщин этот кризис тоже протекает по-разному. У женщин часто меняются приоритеты в сфере семьи и карьеры. Те, кто все силы до тридцати вкладывал в карьеру, начинают задумываться о важности брака и воспитания детей. А те, кто уже создал семью, направляют свою энергию на продвижение по карьерной лестнице. Мужчины в период кризиса меняют образ жизни и работу, часто задумываются о смене профессии.

Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.