ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УРОК
Рифма
Цели урока:
познакомить детей с рифмой, учить подбирать простейшие рифмы; учить чувствовать ритм стиха, как основу стихосложения; нацелить на выполнение проектной работы;
развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, частоту речи, управление голосом, творческую смелость, веру в свои силы, литературное произношение и ударение;
воспитывать самостоятельность, как личную черту, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, вселить радость сотворчества, любовь к поэзии, пробудить желание читать и сочинять стихи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами; работать в парах, группах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Ход урока
I этап - погружение в проект
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
Беседа
Актуализация знаний
Вспомним эпизод из книги Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей" (глава 4.Как Незнайка сочинял стихи). Напомним его школьникам, прочитав небольшой отрывок.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А у тебя есть способности? - спросил Цветик.
- Конечно, есть. Я очень способный, - сказал Незнайка.
- Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.- Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово "палка".
- Селедка, - ответил Незнайка.
- Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
Ребята подумайте, почему Незнайка попал в столь смешную ситуацию, придумав рифму "палка - селедка". Вывод: "виноват" не Незнайка, а Цветик: слова-то действительно оканчиваются одинаково (палКА - селедКА). В чем же "вина" Цветика? Оказывается, он неправильно (вернее, "неточно») объяснил Незнайке, что такое рифма.
-А правильно ли сделали вывод мы с вами, мы узнаем чуть позже.
3. Работа по учебнику.
- Как будет называться наш проект?
- Рассмотрите стр. и скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке (обратить внимание на задания исследовать рифму, сочинять стихи, находить рифму, рифмовать)
-А, значит, чему мы будем учиться сегодня? (находить рифму, рифмовать, исследовать).
-Для чего мы должны научиться это делать?
-Какой вывод мы с вами сегодня уже о рифме сделали?
- Сверим наше определение с определением в учебнике.
РИФМА - созвучное окончание стихотворных строк.
- Скажите, а для чего нам нужна рифма?
Упр.
-Прочитайте стихотворение.
-Как вы поняли значение слова рифмовать?
-Какие слова в стихотворении рифмуются?
-А как вы находили в стихотворении рифмы?
-Какие орфограммы вы нашли в этих словах?
Для закрепления знаний ученикам предлагается разучить игру "Рифма".
Сейчас вы со своим соседом по парте попробуете составить как можно больше рифмованных слов за 1 минуту. Потом посмотрим, у кого будут интересные рифмы к словам: белка, дудочка, игрушка,
Легко подбирать рифму, написать стихотворение? Как вы думаете, какими качествами должен обладать поэт?
- Правильно! (на доске записаны слова):
Способный, талантливый, сообразительный, трудолюбивый, усидчивый, творческий.
Вы сегодня побудете немного в роли поэтов, хорошо и активно работая на уроке, вы будете способствовать развитию этих качеств у себя.
Упр.
-Исследуйте стихотворные тексты из упр.
-Проверим результаты ваших исследований. (2-3 ученика читают свои варианты рифмовок).
4. Работа в группах. Каким правилам работы в группах нужно следовать, чтобы работать дружно и результативно.
Задание для 1 группы: подчеркнуть слова – рифмы:
снежинки – пушинки точка – почка
зима – мороз класс - дети
печальный - хрустальный шалить- ловить
речка - лед искать- играть
речка - свечка
Задание для 2 группы: подобрать рифму:
-Серый волк гостил в лесу Очень умная птица
Встретил рыжую……….. не сова и не …………
-Где обедал воробей? Она песен не поет
В зоопарке у……… а советы ……………
-А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым………..
Задание для 3 группы: соединить рифмы:
Яблоки поспели лапы стынут на морозе Рома спит, и Вова спит комара отгони
Что за чудо у березы У сосны и ели Баба Даша! Не спи а комар зудит
Задание для 4 группы: Вычеркните слова без рифмы в каждой строчке
Мех – теплый – смех – грех - успех- белый- лисий
Елка – метелка – зеленая – телка - нарядная
Козленок – коза - теленок – утенок - жеребенок.
5. Подготовка к выполнению проектов
-Как вы поняли, какой проект мы должны сегодня выполнять?
6. Работа в группах
На доске сюжетная картинка, вам нужно составить рифмованные строчки по этой картинке.
Каждая группа читает свои стихи.
7. Рефлексия
-Как работала ваша группа? Оцените в своих группах работу каждого (за активную работу - 2 лучика).
-Чему сегодня учились на уроке?
-Кто хочет рассказать о своей работе на уроке?
А теперь покажем дерево знаний: если вы научились находить рифму и сможете самостоятельно составить рифмованные строчки, встаньте и высоко поднимите руки; если вы научились находить рифму, но затрудняетесь рифмовать слова- просто встаньте; если вы ничему не научились и не получили никаких знаний на уроке - оставайтесь сидеть на местах.
III этап. Осуществление деятельности (на основе полученных знаний на уроке дети создают свой индивидуальный проект).