Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 994
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л.И. Гавриленко, Е.А. Иванкина
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Рекомендовано в качестве практикума
Редакционно-издательским советом
Томского политехнического университета
Издательство
Томского политехнического университета
2009
УДК 330.01(076)
ББК У01я73
Г124
Г124
Гавриленко Л.И.
Экономическая теория: практикум / Л . И . Гавриленко, Е . А . Иванкина. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 128 с.
Практикум содержит широкий набор методических материалов для практического освоения экономической теории: основные вопросы темы, термины и понятия, задания на графический анализ, ситуации и задачи, контрольные вопросы для самопроверки и закрепления учебного материала. В конце каждой темы приводится перечень рекомендуемой литературы. Такое структурирование учебной информации позволяет самостоятельно провести поиск литературы, ориентироваться в спектре исследуемых вопросов при подготовке к текущей и итоговой аттестации по учебному курсу «Экономическая теория».
Рекомендуется для семинарских занятий и для самостоятельной работы студентам экономических специальностей и преподавателям.
УДК 330.01(076) ББК У01я73
Рецензенты
Кандидат экономических наук, доцент ТГУ
А.В. Павлов
Кандидат исторических наук, доцент ТПУ
С.А. Дукарт
© Гавриленко Л . И ., Иванкина Е . А ., 2009
© Томский политехнический университет, 2009 © Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2009
Содержание
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 1
Предисловие к курсу «Экономическая теория» 7
Введение к практикуму 8
1.1.Основные вопросы темы 10
1.2.Место и значение темы 10
1.3.Основные термины и понятия 11
1.4.Графический анализ 11
1.5.Задачи и ситуации 11
1.6.Контрольные вопросы 13
1.7.Рекомендуемая литература 14
2.1.Основные вопросы темы 14
2.2.Место и значение темы 15
2.3.Основные термины и понятия 15
2.4.Графический анализ 16
2.5.Задачи и ситуации 17
2.6.Контрольные вопросы 18
2.7.Рекомендуемая литература 18
3.1.Основные вопросы темы 19
3.2.Место и значение темы 19
3.3.Основные термины и понятия 20
3.4.Графический анализ 20
3.5.Задачи и ситуации 22
3.6.Контрольные вопросы 24
3.7.Рекомендуемая литература 25
4.1.Основные вопросы темы 25
4.2.Место и значение темы 26
4.3.Основные термины и понятия 26
4.4.Графический анализ 27
4.5.Задачи и ситуации 28
4.6.Контрольные вопросы 30
4.7.Рекомендуемая литература 30
5.1.Основные вопросы темы 31
5.2.Место и значение темы 31
5.3.Основные термины и понятия 31
5.4.Графический анализ 32
5.5.Задачи и ситуации 32
5.6.Контрольные вопросы 33
5.7.Рекомендуемая литература 34
6.1.Основные вопросы темы 35
6.2.Место и значение темы 35
6.3.Основные термины и понятия 36
6.4.Графический анализ 36
6.5.Задачи и ситуации 37
6.6.Контрольные вопросы 39
6.7.Рекомендуемая литература 39
7.1.Основные вопросы темы 40
7.2.Место и значение темы 40
7.3.Основные термины и понятия 40
7.4.Графический анализ 41
7.5.Задачи и ситуации 42
7.6.Контрольные вопросы 43
7.7.Рекомендуемая литература 44
8.1.Основные вопросы темы 44
8.2.Место и значение темы 45
8.3.Основные термины и понятия 45
8.4.Графический анализ 46
8.5.Ситуации и задачи 46
8.6.Контрольные вопросы 48
8.7.Рекомендуемая литература 48
9.1.Основные вопросы темы 49
9.2.Место и значение темы 49
9.3.Основные термины и понятия 49
9.4.Графический анализ 50
9.5.Ситуации и задачи 50
9.6.Контрольные вопросы 51
9.7.Рекомендуемая литература 52
10.1.Основные вопросы темы 52
10.2.Место и значение темы 52
10.3.Основные термины и понятия 53
10.4.Графический анализ 53
10.5.Ситуации и задачи 54
10.6.Контрольные вопросы 54
10.7.Рекомендуемая литература 55
11.1.Основные вопросы темы 55
11.2.Место и значение темы 56
11.3.Основные термины и понятия 56
11.4.Графический анализ 57
11.5.Ситуации и задачи 57
11.6.Контрольные вопросы 58
11.7.Рекомендуемая литература 59
12.1 Основные вопросы темы 59
12.2.Место и значение темы 60
12.3.Основные термины и понятия 60
12.4.Графический анализ 61
12.5.Ситуации и задачи 61
12.6.Контрольные вопросы 63
12.7.Рекомендуемая литература 63
13.1.Основные вопросы темы 64
13.2.Место и значение темы 64
13.3 Основные термины и понятия 65
13.4.Графический анализ 65
13.5.Ситуации и задачи 65
13.6.Контрольные вопросы 66
13.7.Рекомендуемая литература 67
14.1.Основные вопросы темы 67
14.2.Место и значение темы 68
14.4.Графический анализ 69
14.5.Ситуации и задачи 70
14.7.Рекомендуемая литература 72
15.1.Основные вопросы темы 73
15.2.Место и значение темы 73
15.3.Основные термины и понятия 73
15.4.Графический анализ 74
15.5.Ситуации и задачи 74
15.6.Контрольные вопросы 75
15.7.Рекомендуемая литература 76
16.1.Основные вопросы темы 77
16.2.Место и значение темы 77
16.3.Основные термины и понятия 78
16.4.Графический анализ 78
16.5.Ситуации и задачи 79
16.6.Контрольные вопросы 80
16.7.Рекомендуемая литература 81
18.1.Основные вопросы темы 82
18.2.Место и значение темы 82
18.3.Основные термины и понятия 83
18.4.Графический анализ 83
18.5.Ситуации и задачи 83
18.6.Контрольные вопросы 85
18.7.Рекомендуемая литература 86
19.1.Основные вопросы темы 87
19.2.Место и значение темы 87
19.3.Основные термины и понятия 88
19.4.Графический анализ 88
19.5.Ситуации и задачи 89
19.6.Контрольные вопросы 90
19.7.Рекомендуемая литература 91
20.1.Основные вопросы темы 91
20.2.Место и значение темы 92
20.3.Основные термины и понятия 92
20.4.Графический анализ 93
20.5.Ситуации и задачи 93
20.6.Контрольные вопросы 95
20.7.Рекомендуемая литература 95
21.1 Основные вопросы темы 96
21.2.Место и значение темы 96
21.3.Основные термины и понятия 97
21.4.Графический анализ 97
21.5.Ситуации и задачи 97
21.6.Контрольные вопросы 99
21.7.Рекомендуемая литература 99
22.1.Основные вопросы темы 100
22.2.Место и значение темы 100
22.3.Основные термины и понятия 100
22.4.Графический анализ 101
22.5.Ситуации и задачи 101
22.6.Контрольные вопросы 102
22.7.Рекомендуемая литература 103
23.1.Основные вопросы темы 103
23.2.Место и значение темы 104
23.3.Основные термины и понятия 104
23.4.Графический анализ 105
23.5.Ситуации и задачи 105
23.6.Контрольные вопросы 108
23.7.Рекомендуемая литература 109
24.1.Основные вопросы темы 110
24.2.Место и значение темы 110
24.3.Основные термины и понятия 111
24.4.Графический анализ 111
24.5.Ситуации и задачи 112
24.6.Контрольные вопросы 113
24.7.Рекомендуемая литература 114
25.1.Основные вопросы темы 114
25.2.Место и значение темы 114
25.3.Основные термины и понятия 115
25.4.Графический анализ 115
25.5.Ситуации и задачи 116
25.6.Контрольные вопросы 117
25.7.Рекомендуемая литература 117
Учебное издание 119
Практикум 119
Научный редактор доктор экон. наук, профессор 119
Редактор 119
Верстка 119
Дизайн обложки 119
Предисловие к курсу «Экономическая теория»
Цель: формирование знаний об экономике как способе познания экономических процессов и явлений, общности ее понятий и представлений; дать опыт анализа реальных процессов в рамках изучаемой науки, употребления экономических категорий и символов для выражения количественных и качественных отношений экономических субъектов.
Содержание:
Федеральный компонент: введение в экономическую теорию (экономические агенты, экономические блага, ресурсы, проблема выбора, оптимальность, экономические ограничения); микроэкономика (теория спроса и предложения, поведение потребителей и производителей, теория фирмы, рынки факторов производства и доходы, распределение доходов и дифференциация), макроэкономика: (показатели национального производства, модели макроэкономического равновесия, нарушения равновесия (экономические колебания, безработица, инфляция), роль государства в экономических процессах (кредитно-денежная, финансовая политика), проблемы экономического роста.
Региональный компонент: специфика и динамика отдельных индивидуальных рынков, особенности потребления и сбережений в регионе, специфика ресурсного обеспечения, проблемы изъятия и распределения природной ренты, региональная потребительская корзина и потребительский минимум, региональный и местный бюджеты.
Университетский компонент: особенности рынка труда специалистов в регионе, университетский бюджет, рациональный студенческий бюджет, инновационные факторы развития и роль вузовской науки.
Практикум по дисциплине «Экономическая теория» предназначен для студентов первого и второго курсов экономических специальностей.
Введение к практикуму
Изучение любой дисциплины основывается не только на аудиторных занятиях, но и на самостоятельной работе. Более того, самостоятельной работе при изучении данного курса по образовательному стандарту отводится намного больше времени, чем непосредственно на практические занятия. Как правило, практические занятия посвящены изучению наиболее сложных теоретических вопросов, также решению конкретных задач, упражнений и т.д. К ним необходима самостоятельная подготовка в форме изучения теоретических аспектов проблемы, что возможно на основе лекций и учебников. Большая самостоятельная работа требуется и при подготовке к экзаменам.
В настоящее время имеется достаточно много учебников и учебных пособий по экономической теории. Кроме того, студенты слушают довольно большой по объему курс лекций. Поэтому при разработке практикума мы считали своей задачей не изложение курса, а методическую помощь в его изучении и, в частности, при подготовке к практическим занятиям и к более глубокому самостоятельному освоению курса. Очень часто студенты не видят взаимосвязи между отдельными проблемами, логики в последовательности изучения материала. Поэтому мы очень кратко определяем значение, специфику и место каждой темы в общем курсе.
На самостоятельную работу выносятся:
- проработка теоретического содержания курса по учебникам и конспектам лекций;
- выполнение домашних заданий на основе данного практикума ;
- написание и оформление курсовой работы;
- изучение нормативных материалов и законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность.
Настоящий практикум включает все вопросы, предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и разработанной на его основе «Рабочей программе по курсу «Экономическая теория». Согласно «Рабочей программе», на работу на семинарских занятиях отводится 115 часов и 300 часов - на самостоятельную работу.
В соответствии с «Образовательным стандартом», «Рабочей программой» и учебным планом курс состоит из трех разделов:
-
Введение в экономику -
Микроэкономика -
Макроэкономика
Каждый раздел состоит из нескольких тем. Изучение каждой темы включает следующие составляющие:
-
Выделение основных вопросов темы. Как правило, здесь не дается подробный перечень всех вопросов темы, а только основных, имеющих наиболее важное значение, и представляющих определенные сложности при изучении. Набор этих вопросов является своеобразным планом (ориентиром) в изучении конкретной темы. -
Место и значение темы в курсе. Здесь раскрывается логика темы, связь с предыдущим и последующим материалом, формулируются основные проблемы. -
Основные термины и понятия. Содержание любой науки изучается через набор определенных категорий и понятий. Не зная их сущности, трудно понять те закономерности, тенденции и процессы, которые описывает данная наука. Поэтому мы считали необходимым выделить набор таких категорий, знание которых обязательно для студента, изучающего экономическую теорию. -
Графический анализ. Одним из важнейших методов изучения экономических процессов является графический анализ. В курсе есть несколько тем, где графики не используются. Но в абсолютном большинстве они помогают более глубоко понять теорию. Поэтому мы и включили их в структуру изучения тем. Большинство заданий по графикам включены в экзаменационные билеты под вопросом №3, что также требует их знания. -
Ситуации и задачи. Каждая тема содержит ряд задач и заданий преимущественно прикладного значения. Их решение и анализ ситуаций поможет глубже усвоить изучаемый материал, выделить ключевые моменты, уяснить сферу практического применения теоретических знаний. -
Контрольные вопросы. Они составлены в соответствии с логикой каждой темы и поэтому могут быть использованы как студентами для самоконтроля степени проработки и систематизации изучаемого материала, так и преподавателями для промежуточного и итогового контроля знаний. -
Рекомендуемая литература. В конце каждой темы приводится перечень рекомендуемой литературы. В списки включены учебники и учебные пособия, которые в наибольшей степени отвечают требованиям образовательного стандарта.
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1. Предмет экономической теории и методы экономиче-
ского анализа
-
Основные вопросы темы
-
Основные этапы развития экономической науки и предмет экономической теории. Связь экономики и экономической политики, теории и практики. -
Потребности и их структура. Безграничность человеческих потребностей. -
Понятие экономического ресурса. Ограниченность ресурсов. -
Основные проблемы экономики и предмет экономической теории. Позитивная и нормативная экономика. -
Методы экономического анализа. Формальная логика как основной метод экономической науки. Экономико-математические методы. Экономические модели.
-
Место и значение темы
В первой теме основная задача - выяснить, что является предметом курса «Экономическая теория», какие основные проблемы здесь выясняются и какими методами они анализируются.
Для этого необходимо ознакомиться с историей становления экономики как науки. Но в нашем курсе мы рассматриваем только основные этапы ее развития, с целью получения общего представления об основных экономических школах (см. раздел 1.4), в рамках которых мы будем вести анализ.
Изучение темы начинается с рассмотрения центральной проблемы, с которой сталкивается любое общество: безграничность человеческих потребностей и ограниченность ресурсов, с помощью которых можно удовлетворять эти потребности. Для этого необходимо разобраться в различии таких категорий как неэкономическое и экономическое благо, рассмотреть структуру потребностей и особенно проблему их безграничности, а потом уже выйти на проблему ресурсов. Необходимо дать классификацию ресурсов и выяснить, в чем проявляется ограниченность ресурсов. Это даст возможность определить не только предмет экономической теории, но и основные проблемы (что, как и для кого производить).
Не менее важное методологическое значение имеет проблема методов экономического анализа. Конечно, в последующем очень подробно и конкретно их изучают другие дисциплины (Статистика и т.д.). В данном же случае необходимо выяснить методы анализа, используемые в нашей дисциплине.
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 18