ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Охарактеризуйте невербальные средства общения.
Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
В отличие от вербальных невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю. Т.е. невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. Можно отметить еще такую особенность, как намеренность и ненамеренность. Язык может лгать, тело нет. Так, З.Фрейд придавал большое значение невербальному языку своих пациентов.
При помощи языка тела, по оценкам специалистов, в процессе общения люди передают около 60% всей информации. Поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия. Т.е. информация может передаваться субъектом общения с осознаваемой целью довести эту информацию до сведения другого субъекта. Например: взгляд, выражающий внимание к собеседнику; жест, указывающий кому-то направление; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека, и т.д. Или, когда отправитель не имеет намерения передать какую-то информацию или пытается ее скрыть (например, плохое настроение), а получатель, тем не менее, эту информацию воспринимает. В связи с этим, по мнению А.Л.Журавлева, полезными оказываются такие понятия, как «знак» и «сигнал» 12
.
Знак – элемент внешности, поведения, движений индивида, несущий в себе информацию, которую другой индивид воспринимает независимо от воли и намерений первого. Если отправитель использует его осознанно с целью передавать какую-то определенную информацию получателю, то знак становится сигналом.
Различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Знак, не осознаваемый отправителем, (случайный взгляд) может быть воспринят как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать определенные действия. А специально передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят как знак. Сочетания осознанности – неосознанности, намеренности – ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, т.к. каждый из них может занимать определенную позицию.
Назовите основные элементы вербального общения и охарактеризуйте их.
Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов и намерений участников общения находит свое отражение в разнообразии речевых жанров — от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых совещаний и переговоров до выступления в средствах массовой информации. При этом речевое общение через образы, мотивы, установки, эмоции определяет социальные и межличностные отношения, речь конституирует их.
В зависимости от сочетания различных способов, приемов и стилей общения в коммуникативистике принято выделять три основных вида межкультурной коммуникации — вербальную, невербальную и паравербальную.
Как считают специалисты, коммуникативное взаимодействие людей на три четверти состоит из речевого (вербального) общения. В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д. Для этого каждая культура создала свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться и взаимодействовать. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников.
В процессе социализации и инкультурации человек усваивает определенные особенности видения окружающего мира. Язык играет большую роль в развитии и закреплении этих особенностей видения: посредством языка окружающий мир оценивается и интерпретируется. Различные интерпретации действительности отражаются в языке и передаются при помощи языка. Поэтому в межкультурной коммуникации язык следует понимать как средство общения, которое предназначено для взаимопонимания участников коммуникации.
Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь.
Диалогом называется форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партнеров. На практике диалог представляет собой взаимные реплики собеседников, которые в свою очередь являются естественным ответом на побуждения собеседника или реакцией на происходящее вокруг. В теории коммуникации диалог считают первичной, естественной формой языкового общения, генетически восходящей к устно-разговорной сфере. Он представляет собой сложно организованную структуру, создаваемую совместной деятельностью коммуникантов.
Специалисты по коммуникации выделяют следующие типы диалога:
• информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуникации и имеющий своей целью получение информации;
• прескриптивный, содержащий просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить какое-либо действие;
• обмен мнениями, представляющий собой общение дискуссионного характера между собеседниками с равной коммуникативной компетенцией;
• праздноречивый, представляющий собой эмоциональное общение собеседников (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение и т.д.), или информационно бесцельный, но интеллектуальный разговор.
Монолог является речевой формой общения, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие, поскольку произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания. Основными признаками монолога являются большая протяженность реплик, композиционная сложность, стремление выйти за тематические рамки общения.
В риторике и теории коммуникации выделяются несколько типов монолога, которые различаются методом изложения материала. В зависимости от методов принято выделять следующие типы монолога:
• драматический, при котором сложный вид речи дополнительно сопровождается другими средствами коммуникации — мимикой, жестами, пластическими движениями и т.п.;
• информационный, означающий сообщения различного рода.
Вербальные элементы коммуникации – это слова, предложения, фразы
Слово - это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Слово рассматривается с точки зрения набора букв, звуков, также каждое слово имеет свое значение и морфологическое строения. Одно и тоже слово может нести различную смысловую нагрузку, в зависимости от того, какое значение имеют сочетающиеся с ним слова. При помощи слов каждый человек может выражать свои мысли, чувства, ощущения, а также получать информацию в устном и письменном виде от других людей.
Фраза — в языкознании отрезок речи с законченной интонацией. Фразы отделяются друг от друга паузами. Фраза обладает смысловой законченностью и синтаксической связностью.
Предложение — основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми и структурными признаками. Предложение создаётся с определённой целью – сообщить или запросить информацию, побудить собеседника к действию.
Задание 2. В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?
Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:
-
каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок; -
каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый; -
у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель
Эго-состояния и типичные способы поведения и высказывания
Эго-состояния | Типичные способы поведения, высказывания | ||
Родитель | Заботливый родитель | Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем" | |
Критический родитель | Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!" | ||
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе" | ||
Ребенок | Спонтанный ребенок | Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!" | |
Приспосабливающийся ребенок | Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" | ||
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделать не сможете" |