Файл: Программа факультативного курса по информатике Моделирование в среде электронных таблиц 9класс (срок реализации 1 год).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
владеть информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
уметь строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
уметь выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио видео и текстовая запись);
общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог).
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
По окончанию реализации программы обучающиеся будут:
Создавать информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (математики, физики, химии, экономики, биологии и т.д.);
Проводить эксперименты с использованием компьютерных моделей и анализировать полученные результаты;
уметь применять имеющиеся математические знания и знания из курса информатики к решению практических задач;
иметь представление о задачами оптимизации и способами их решения с помощью моделирования в MS Excel;
знать общие принципы работы табличного процессора MS Excel;
развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и оформить таблицу в зависимости от цели моделирования;
иметь представление о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;
III. Содержание программы курса.
Электронные таблицы.
Электронные таблицы. Назначение программы MS Excel. Ввод и редактирование данных. Формулы. Форматирование таблиц. Функции в MS Excel. Построение диаграмм и графиков. Автоматизация ввода данных.
Автоматизация и элементы программирования в электронных таблицах
Создание макросов на языке VISUAL BASIC FOR APPlICATION. Понятие макроса
Запись макросов в приложении Excel. Выполнение макросов. Редактирование макросов. Назначение макроса графическим изображениям. Удаление макросов из списка макросов. Ограниченность макросов.
Моделирование в среде электронных таблиц
Построение моделей в электронных таблицах. Этапы моделирования в электронных таблицах. Расчет геометрических параметров объекта. Обработка массивов данных. Моделирование биологических процессов. Моделирование экологических систем. Моделирование случайных процессов.
Контроль знаний и умений: защита практической работы.
Лабораторный практикум
Индивидуальная работа над итоговым заданием
Защита итоговой работы
IV. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | |||
1. Электронные таблицы MS Excel | 3 | 6 | ||
1 | 1 | Введение. Назначение программы MS Excel. Правила ТБ | 1 | |
2 | 2 | Форматирование таблиц. Ввод и редактирование данных. | 0,5 | 0,5 |
3 | 3 | Ввод формул. Функции в MS Excel | 0,5 | 0,5 |
4 | 4 | Формат данных. Автозаполнение ячеек | 0,5 | 0,5 |
5 | 5 | Копирование и перемещение данных | | 1 |
6 | 6 | Построение диаграмм и графиков | | 1 |
7 | 7 | Графические возможности MS Excel | 0,5 | 0,5 |
8 | 8 | Лабораторный практикум | | 1 |
9 | 9 | Лабораторный практикум | | 1 |
2. Автоматизация и элементы программирования в электронных таблицах | 1,5 | 7,5 | ||
10 | 1 | Что такое VISUAL BASIC FOR APPlICATION (VBA). Понятие макроса | 1 | |
11 | 2 | Запись макросов в приложении Excel. Выполнение макросов. Редактирование макросов. | | 1 |
12 | 3 | Назначение макроса графическим изображениям | | 1 |
13 | 4 | Удаление макросов из списка макросов. Ограниченность макросов | 0,5 | 0,5 |
14 | 5 | Лабораторный практикум | | 1 |
15 | 6 | Лабораторный практикум | | 1 |
16 | 7 | Работа над индивидуальными проектами | | 1 |
17 | 8 | Работа над индивидуальными проектами | | 1 |
18 | 9 | Защита индивидуальных проектов | | 1 |
3. Моделирование в среде электронных таблиц | 4 | 12 | ||
19 | 1 | Построение моделей в электронных таблицах. Этапы моделирования | 1 | |
20 | 2 | Расчет геометрических параметров объекта | 1 | |
21 | 3 | Обработка массивов данных | | 1 |
22 | 4 | Моделирование биологических процессов | | 1 |
23 | 5 | Моделирование экологических систем | | 1 |
24 | 6 | Моделирование случайных процессов | | 1 |
25 | 7 | Работа в группах. Разработка проекта | 1 | |
26 | 8 | Работа в группах. Разработка проекта | | 1 |
27 | 9 | Проектная работа | 1 | |
28 | 10 | Проектная работа | | 1 |
29 | 11 | Проектная работа | | 1 |
30 | 12 | Проектная работа | | 1 |
31 | 13 | Проектная работа | | 1 |
32 | 14 | Проектная работа | | 1 |
33 | 15 | Защита итоговой работы | | 1 |
34 | 16 | Защита итоговой работы | | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методические материалы:
Усенков Д.Ю. Применение электронных таблиц (Excel) в практической работе педагога. Материалы курса. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 112 с.
Панфилова Т.И. MS EXCEL и VBA. Примеры и задания. Практикум по информатике/ Панфилова Т.И., - М. Интеллект-Центр, 2004 – 96 с.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 248 с.: ил.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 2 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с.: ил.
Компьютерное моделирование. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] / А. Л. Королёв. — 2-е изд. (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 296 с. : ил. — (Педагогическое образование).
Компьютерное моделирование. Учебное пособие / А. Л. Королёв.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 230 с. : ил. — (Педагогическое образование).
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
http://obuchonok.ru/temainformat
http://obuchonok.ru/node/440
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/12/26/issledovatelskaya-rabota-po-temesozdanie-i-issledovanie-modeley-v
http://5informatika.net/vidy-modelirovanija/Modelirovanie-v-elektronnykh-tablitsakh.html
Для реализации курса внеурочной деятельности планируется использование следующих технических средств обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- акустические колонки,
- персональные компьютеры.