Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Литература Практическое задание 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Литература
Практическое задание 5.
Выполнил:
Обучающийся Тимошина Светлана Сергеевна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Задание 1.(максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)).
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся
Ответ:
Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»).
Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.
Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).
Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.
Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие
(параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.
Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы
короткими строками.
Задание 2.(максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Анализ произведения:
История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые оно было опубликовано ещё при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.
Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.
Композиция – трёхчастная: Тургенев создаёт экспозицию, рассказывает историю и завершает её выводом-концовкой.
Жанр – стихотворение в прозе.
Стихотворный размер – белый стих.
Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый чёрногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
Метафоры – “ветер сильно качал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.
Сравнение – “камнем упал”.
Иван Сергеевич использовал персонификацию, чтобы наделить пса человеческими качествами. Собака отступает от загнанной в угол добычи, преклоняясь перед силой любви.
Основная тема –материнская любовь— чувство, присущее каждому живому существу, отличающее его от бесчувственного камня или металла. Именно тягу к своему чаду и заботу о нем продемонстрировал воробей, пренебрегая жизнью ради спасения птенца. Здесь следует сказать, что Тургенев в сжатой литературной форме смог донести до читателя всю остроту этого чувства, которое ощущают все обитатели нашей планеты. Поэтому человек не должен зазнаваться и считать себе выше братьев меньших, ведь все мы живем одними ценностями, за которые можем и умереть.
Ещё одной темой произведения является понятие «ответственности». Ответственность за собственное «чадо», за сохранение его безопасности и за его укрытие от всяческих жизненных трудностей и проблем в понимании Тургенева отличает «настоящее», можно сказать, «человеческое чувство», произошедшее от животного инстинкта.
Также автор поднимает тему бережного отношения к природе. Своим поведением он показывает, что человек должен быть скромным и экономным хозяином. Свои возможности нужно ограничивать соображениями этики, морали и бережливости, ведь нам дана одна земля, и мы не вправе ее бездумно расхищать, убивая легкую добычу — животных, которые даже не могут постоять за себя.
И.С. Тургенев, описывая вышеуказанные темы, добавляет в своё произведение ещё одну, немало важную,проблему — признания любви. Ведь именно это чувство заставляет смущённого охотничьего пса Трезора отступить от намеченной цели: поимки добычи. Сам автор тоже отзывает пса, дабы окончательно избавить птицу от страха. Он, как и его питомец, признает то, что сила любви родителя к ребенку должна лишь вызывать благоговение, а не провоцировать на агрессию. Увы, люди не всегда считаются с чувствами животных, ошибочно полагая, что зверь не способен любить свою семью.
-
Также читатель может разглядеть проблему нравственного выбора, которая решается у воробья очень просто, благодаря инстинкту и гармонии естественного мира, где он обитает. К сожалению, люди не всегда могут последовать его примеру, ведь их мир наполнен сложностями, противоречиями и фальшью, которые искажают естественную натуру человека. Именно поэтому автор обращает внимание читателя на этот случай на охоте: он учит нас бескомпромиссно защищать то главное, что у нас есть.
Какой же вывод можно сделать из прочитанного и почему увиденная сцена так взволновала писателя?
Трезор в произведении, который лишь повинуется инстинкту, олицетворяет не столько злую силу, сколько злой рок, судьбу. Подобная аллегория помогает понять суть происходящего. Как показывает анализ, воробей Тургенева — это символ самоотверженной любви и готовности жертвовать собой ради того, кто по-настоящему дорог.
Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.
Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.
На примере этой истории видно, что нет ничего сильнее любви. Материнский инстинкт побуждает и людей, и животных, и птиц защищать свое потомство, идти на жертвы. Такое поведение заслуживает уважения. Воробей не побоялся огромного пса, он был готов на все ради своего малыша.
Задание 4. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
Какие черты художественного мастерства свойственны Ф.Достоевскому, А. Чехову, Л. Тостому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).
1)Особенности творчества Достоевского: психологизм, полифоничность, детективные сюжеты.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что главная особенность всех работ Достоевского заключается в глубоком психологическом анализе. Автор стремиться передать душу и мысли своих персонажей во всех их тонкостях и нюансах. Глубокий психологизм произведений Достоевского не только не пугает читателя, а заставляет участвовать в сюжете, думать, анализировать и оценивать героев и их поступки и читатель становится где-то «судьей», разбирая по их крупицам.
К немаловажным особенностям можно отнести и сюжеты произведений, которые насыщены и увлекательны. В этих сюжетах много поворотов событий, сложно предсказуемых с волнующей развязкой.
Как особенность многих произведений, это их детективная тематика и зачастую с криминальным сюжетом.
Реалистичность характеров, «многолюдность», это так-же особенность произведений Достоевского, в которых автор вводит в сюжет до двадцати персонажей, с разной своей историей, судьбой и характером.
2)Чехов — наследник всех традиций русской реалистической литературы, вершина, замыкающая горную цепь гениев. Отличительные особенности творчества Чехова следующие.
1. Отрицание старых форм русской жизни и предчувствие новых; отсутствие собственной чёткой теоретической программы и недоверие ко всем догматическим идеям.
2. Гуманность как неприятие любых проявлений рабства в социальной и духовной жизни человека; утверждение свободы личности.
3. Объективность, отказ от проповеди средствами литературы; доверие к читателю: недоговорённость и подтекст.
4. Точность и лаконичность изображения жизни. Умение схватывать общую картину жизни по её деталям.
5. Сила обобщений и сверхобобщений.
Для Чехова было важно изображать правду жизни, как есть все на самом деле. Он ценит точность и достоверность. По этим причинам в работах автора не найдется преувеличений или преуменьшения. Особенность сюжетов Чехова в том, что это истории из жизни простого человека, раскрытые с помощью юмористического и сатирического приема. При этом его работы имеют подтекст, давая читателям простор для воображения. К тому же особенность его рассказов в том, что они небольшие по объему. Как говорил сам Чехов: умею говорить коротко о длинных вещах. Он считал, что словам должно быть тесно, а вот мыслям просторно. Его любимая фраза: краткость — сестра таланта. И это действительно так, достаточно познакомиться с творчеством Антона Павловича, который писал рассказы, где побеждает смех в разных его оттенках.
3)Авторский стиль Толстого: «цельный и завершенный». Но на фоне пушкинского, который является гармоничным и точным, толстовский стиль несколько сложнее для восприятия, так как оказывается многоплановым, конфликтным, многоликим, содержит множество стилевых пластов, это эксперимент (например, Толстой создал свой синтаксис).