Файл: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций министерство образования, науки и молодежной политики краснодарского края.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ØÒÀÁ ÂÎÑÏÈÒÀÒÅËÜÍÎÉ
ÐÀÁÎÒÛ Â ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÉ
ÎÐÃÀÍÈÇÀÖÈÈ:
ÎÐÃÀÍÈÇÀÖÈÎÍÍÎ-ÌÅÒÎÄÈ×ÅÑÊÈÅ
ÎÑÍÎÂÛ ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(ГБОУ ИРО КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
ШТАБ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические рекомендации для педагогов
общеобразовательных организаций
Краснодар
2018

2
УДК 371.3
ББК 74.200
О 11
Рецензенты:
Е.В. Крохмаль, кандидат педагогических наук, проректор по органи- зационно-методической работе ГБОУ ИРО Краснодарского края;
Е.И. Аршиник, начальник отдела воспитания и дополнительного об- разования в управлении общего образования министерства образова- ния, науки и молодежной политики Краснодарского края
Авторы-составители:
Е.В. Куренная, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края;
С.К. Рыженко, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края (раздел, посвященный деятельности служб школьной медиации в образова- тельных организациях Краснодарского края)
Чуп О.В., заведующая кафедрой педагогики и дополнительного об- разования ГОУ КК ККИДППО
О 11 Штаб воспитательной работы в образовательной организа-
ции: организационно-методические основы деятельности.
Методические рекомендации для педагогов общеобразова-
тельных организаций. Изд. 3-е, переработанное. – Краснодар:
ГБОУ ИРО Краснодарского края. – 2018. – 44 с.
В методических рекомендациях представлены основные аспекты по организации деятельности Штаба воспитательной работы в образователь- ной организации – главного координирующего органа воспитательной ра- боты школы.
Материалы предназначены для специалистов управления образова- ния, заместителей директоров, социальных педагогов, педагогов- психологов, классных руководителей и других специалистов, курирующих вопросы воспитательной работы в образовательной организации.
 ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2018


3
 Содержание
К читателю ……...............……………………………………………..
4
Программа социализации и воспитания и план воспитательной работы школы ………………………………………………………...
6
Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность специалистов Штаба воспитательной работы в образовательных организациях Краснодарского края …………………………………
7
Примерное положение о Штабе воспитательной работы общеоб- разовательной организации ………………………................
10
Нормативная документация Штаба воспитательной работы .
16
Примерное положение о Совете профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации Краснодар- ского края ……………………………………………………………..
17
Нормативная документация Совета профилактики ……………….. 20
Положение о постановке на внутришкольный учет и снятии с внутришкольного учета ……………………………………………...
22
О деятельности служб школьной медиации в образовательных ор- ганизациях Краснодарского края ……………………………………
28
Документы Службы школьной медиации, необходимые для обес- печения работы в образовательной организации …………………
33
Методические рекомендации по организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, требующих особого педагогического внимания …………………………………
34
Приложения ……………………………………………………….
38

4
К читателю
В современной системе образования уделяется большое внима- ние вопросам воспитания в образовательной организации.
Любая воспитательная система по Н.В. Кузьминой состоит из пяти главных компонентов: воспитуемых (те, кого воспитываем), воспитателей (те, кто воспитывают), содержания воспитания (то, че-
му воспитывают), средств воспитания (то, как воспитывают), и, глав- ное, целей воспитания (то, зачем воспитывают).
Анализируя деятельность специалистов, курирующих вопросы воспитания и реализующих воспитательные воздействия на обучаю- щихся в образовательной организации мы зачастую видим следую- щую картину, противоречащую основам функционирования воспита- тельной системы по Н.В. Кузьминой.
А именно, узкопрофильные специалисты школы (педагог- психолог, социальный педагог, старшая(ий) вожатая(ый), педагог- организатор, классный руководитель, библиотекарь и др.), оказы- вающий каждый в своей части воспитательное воздействие на обу- чающихся, зачастую имеют разные несовпадающие цели воспитания,
разное содержание воспитательного воздействия, разные средства воспитания, но при этом все они не очень дружно воспитывают одних
и тех же детей и подростков. Это несоответствие отражается в пла- нах и анализах работы и прочих нормативных документах и продук- тах деятельности.
Одни делают упор на воспитание «всесторонне развитых лично- стей», другие прививают «ценности гражданского общества», третьи внедряют правовую культуру, четвѐртые оказывают профилактиче- ское воздействие, в рамках формирования жизнестойкости, профи- лактики наркомании, алкоголизма и прочих девиаций, пятые агити- руют за здоровый образ жизни, шестые ратуют за ценности искусства и культуры и т.д. и т.п.
Ответственному заинтересованному в собственном развитии подростку зачастую просто невозможно соотнести различные воспи- тательные, коррекционный, диагностические и прочие мероприятия в единую цельную воспитательную картинку, а иные и вовсе перестают вникать в содержание бесконечных мероприятий.
Десять лет в образовательных организациях Краснодарского края функционирует Штаб воспитательной работы. За этот период
Штаб воспитательной работы зарекомендовал себя как орган, способ- ный консолидировать усилия специалистов воспитательной работы


5 образовательной организации для достижения качественных резуль- татов профилактической работы.
Для того чтобы многослойную систему воспитания общеобразо- вательной организации привести к единству необходимо: а) многообразие целей различных специалистов воспитательно- го пространства школы привести к единству цели («Все знают, зачем мы воспитываем наших детей, и имеют единую стратегию»); б) многообразие содержания различных специалистов воспита- тельного пространства школы привести к единому содержанию
(«Все знают чему и что воспитывать»); в) согласовать многообразие средств различных (узкопрофиль- ных) специалистов и привести его к единой стратегии взаимодейст- вия.
Под единством воспитательной цели следует понимать согла- сованную, совместно выработанную задачу воспитания молодого че- ловека, находящее своѐ отражение в программе социализации и вос- питания общеобразовательной организации на всех ступенях образо- вания.
Под единством воспитательного содержания следует пони- мать единый спектр ценностных установок и нравственных норма-
тивов, которые должны быть принимаемыми и понимаемыми боль- шинством членов воспитательного сообщества школы.
В результате такого взаимодействия получается работа единой команды объединенной едиными целями, содержанием и страте-
гиями воспитательной работы – ШТАБ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РА-
БОТЫ ШКОЛЫ.

6
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ
И ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
В условиях реализации требований ФГОС каждая образова- тельная организация (далее ОО) разрабатывает основную образова- тельную программу (далее ООП). Данная программа формируется как нормативно-управленческий документ, в котором отражены ос- новные направления развития ОО и пути их практической реализа- ции. Одним из ключевых разделов ООП становится программа вос- питания и социализации обучающихся на уровнях начального об- щего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Программа социализации и воспитания обучающихся при реализации основных образовательных программ начального обще- го, основного общего, среднего (полного) общего образования об- разовательными учреждениями, имеющими государственную ак- кредитацию учитывает возрастные особенности обучающихся и ос- новные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных со- циокультурных условий развития детства в современной России.
План воспитательной работы (план работы Штаба воспита- тельной работы) – это перечень конкретных мероприятий проводи- мых в образовательной организации для реализации программы со- циализации и воспитания.
План воспитательной работы должен включать следующие разделы:
1. Гражданско-патриотическое воспитание.
2. Трудовое воспитание.
3. Экологическое воспитание.
4. Духовно-нравственное воспитание.
5. Физкультурно-оздоровительное воспитание.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Эстетическое воспитание.
8. Мероприятия по антитеррористическому просвещению де- тей и молодежи.
9. Работа по организации ученического самоуправления.
10. Работа школы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма.
11. Организация работы по профилактики безнадзорности и правонарушений.
12. Методическая работа
13. Контроль за воспитательным процессом


7
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ
ШТАБА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
При определении приоритетных направлений и содержания воспитательной деятельности штаба воспитательной работы необ- ходимо руководствоваться следующими законодательными и нор- мативно-правовыми актами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 №
120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра- вонарушений несовершеннолетних»(ред. от 07.06.2017).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонаруше- ний в Российской Федерации».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 25.06.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонаруше- ний в Российской Федерации».
8. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждена Распоряжением Правительст- ва Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
9. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
10. «Концепция развития системы профилактики безнадзорно- сти и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 го- да» и «План мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Кон- цепции развития системы профилактики безнадзорности и право- нарушений несовершеннолетних на период до 2020 года», утвер-

8 ждена распоряжением правительства Российской Федерации от
22.03.2017 года N 520-р.
11. «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года», ут- верждена Министерством образования и науки Российской Феде- рации от 19.12.2017 года.
12. «Комплексный план противодействия идеологии террориз- ма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы», утвержденный
В.В. Путиным 26.04.2013 года № Пр-1069.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1430-р «О концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосу- дия в отношении детей».
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от
27.06.2017 года N 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Фе- дерации (Минобрнауки России) № ВК-844/07 от 18 ноября 2013 го- да «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 декаб- ря 2017 г. N 07-7657 «Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспита- тельную деятельность образовательных организаций».
17. Закон Краснодарского края от 21.07.2008 г. №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несо- вершеннолетних в Краснодарском крае».
18. Постановление главы администрации (губернатора) Крас- нодарского края от 25.09.2017 года № 738 «О мерах по профилак- тике преступлений несовершеннолетних и в отношении детей, жес- токого обращения с ними, выявления семейного неблагополучия, предупреждению травматизма и суицидального поведения несо- вершеннолетних».
19. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 27 ок- тября 2017 года №4/3 «Об утверждении порядка межведомственно- го взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по органи- зации индивидуальной профилактической работы в отношении не-


9 совершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном по- ложении».
20. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 24 ок- тября 2014 года №3/8 «Об утверждении порядка межведомственно- го взаимодействия при возникновении чрезвычайного происшест- вия с несовершеннолетним».
21. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 24 ок- тября 2014 года №3/9 «Об утверждении порядка работы по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия на территории
Краснодарского края».
22. Приказ № 3061 от 25.09.2009 г. Департамента образования и науки Краснодарского края «Об утверждении Примерного поло- жения о штабе воспитательной работы образовательного учрежде- ния».
23. Приказ № 618 от 23.06.2009 г. Департамента образования и науки Краснодарского края «Об утверждении Примерного положе- ния о школьном Совете профилактики правонарушений несовершенно- летних».

10
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ШТАБЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Общие положения.
1.1 .Настоящее положение регламентирует деятельность Штаба воспитательной работы (далее ШВР) школы.
1.2 .ШВР создается для координирования воспитательной (в т.ч. профилактической) работы по предупреждению правонаруше- ний несовершеннолетних, обеспечения межведомственного взаи- модействия.
1.3 .ШВР проводит мероприятия по воспитанию, развитию и социальной защите обучающихся в школе и по месту жительства, содействует охране их прав.
1.4 .ШВР в своей деятельности руководствуется федеральными, региональными и локальными нормативными документами.
1.5 .Общее руководство ШВР осуществляет заместитель дирек- тора по воспитательной работе.
1.6 .Члены ШВР назначаются приказом директора образова- тельной организации из числа педагогов школы, осуществляющих воспитательную (в т.ч. профилактическую) работу. В члены ШВР могут быть включены представители других ведомств системы профилактики (по согласованию).
1.7 .В состав ШВР входят: заместитель директора по воспита- тельной работе, социальный педагог, педагог-психолог, руководи- тель школьного методического объединения классных руководите- лей, руководитель спортивного клуба, педагог дополнительного об- разования, библиотекарь, педагог-организатор (старший вожатый), инспектор ПДН (по согласованию), медработник (по согласова- нию), представитель казачества (по согласованию), священнослу- житель (по согласованию), представители родительской общест- венности (по согласованию).
1.8 .Совет профилактики является структурным подразделени- ем ШВР и действует на основании Положения о Совете профилак- тики образовательной организации.
2. Основные задачи.
2.1. Планирование и организация воспитательной работы обра- зовательной организации.
2.2. Формирование в процессе воспитания активной жизненной позиции, осуществление личностного развития обучающихся