Файл: Стратегия развития тоннелестроения в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Горизонтальный элемент профиля (i=0) называют площадкой, точку пересечения двух смежных элементов – переломом профиля, расстояние между смежными переломами – длиной элемента профиля. Перелом профиля характеризуется алгебраической разностью сопрягаемых уклонов, которую принимают по модулю разность уклонов и называют разностью уклонов перелом профиля.

1)Длина элементов профиля, как правило, не должна быть менее половины полезной длины приемоотправочных путей, принятой на перспективу (при этом под поездом одновременно не будет более двух переломов профиля).

Алгебраическая разность уклонов смежных элементов не должна превышать нормативных значений Δiн, ‰.



2)Сопряжение элементов профиля:

а – разделительной площадкой 1;

б – разделительной площадкой 1 и элементами переходной крутизны 2;

в – элементом переходной крутизны

Продольный профиль устраивают односкатным/ двускатным. В тоннеле разрешается устраивать горизонтальные участки, но так проектировать некорректно(т.к. не отводится вода), более целесообразно эти площадки заменить участками со встречными уклонами.

3) руководящий уклон выбирают при проектировании железной дороги с учетом рельефа местности и размеров перевозок вместе с выбором типа локомотива и полезной длины приемоотправочных путей. Чем сложнее рельеф местности, тем целесообразнее более крутой руководящий уклон, позволяющий уменьшить длину трассы и объемы строительных работ

Уклон трассирования iтр=m·iр – iэк. (где. iэ - эквивалентный уклон, m-коэф. смягчения уклона (зависит от Lтоннеля), iэк=700/R)Mаксимальный уклон в тоннелях должен быть меньше максимального уклона на открытом участке, т.е. необходимо смегчать уклон в тоннеле (из-за наличия в тоннеле доп. воздушного сопротивления). Также смегчать уклон необходимо и на подходах к тоннелю, длина каждого участка принимается равной длине п/о путей.

Минимальный уклон 3‰

4) радиус кривых в тоннелях: в ж/д тоннелях радиус не менее 350 м.

10. Обоснование высотного положения тоннеля и мест расположения порталов.


При преодолении высотного препятствия большое значение имеет высота расположения перевального тоннеля, определяющая длину последнего. Тоннели, пересекающие водораздел у его подошвы, носят название базисных, или подошвенных; расположенные у вершины вершинных. Выбор высоты расположения тоннеля определяется рядом факторов, которые должны быть учтены. Важное значение имеет топография местности, в первую очередь характер склонов пересекаемого горного массива.



Несмотря на большее протяжение подходов при более высоком расположении тоннеля (2-й вариант), величина строительных расходов С для варианта с ниже расположенным тоннелем (1-й вариант) обычно оказывается большей (С1 > С2) вследствие высокой стоимости тоннеля. Однако 1-й вариант обладает несомненными эксплуатационными преимуществами. Длина линии между точками А и Б является меньшей, отсутствует необходимость бесполезного подъема перемещаемых по линии грузов на значительную высоту, уклоны линии могут быть уменьшены, а скорости движения увеличены, отпадает необходимость в мероприятиях по защите линии от заносов и осыпей. Вследствие этого годовые эксплуатационные затраты Э по 1-му варианту значительно меньше, чем по 2-му варианту (Э2 > Э1). Если принять 1-й вариант, то потребуется n лет, чтобы за счет сокращения эксплуатационных расходов окупить избыточные в сравнении со 2-м вариантом капитальные затраты. Срок окупаемости (лет):



Решающее значение для принятия решения могут иметь геологические и гидрогеологические факторы: неустойчивость косогоров, наличие оползневых и карстовых явлений, а также участков осыпей в районе намечаемых подходов требуют специальных технических мероприятий, стоимость которых может оказаться весьма значительной. Необходимо считаться также с возможностью размыва дорожного полотна горными потоками, которая возрастает с увеличением высоты подъема и крутизны склонов. На высотное положение тоннеля влияет также род транспорта, для которого тоннель предназначен

, так как род транспорта определяет допустимые уклоны и радиусы кривых.

Расположение порталов: при определение рациональной глубины предпортальной выемки учитываются как экономические показатели (равенство стоимости разработки 1 погонного метра выемки и 1 погонного метра тоннеля), так и инженерно-геологические условия. Опыт проектирования показывает, что в глинистых породах глубина предпортальной выемки не должна превосходить 12—15 м. В скальных породах глубина выемки может достигать 20—25 м, однако обычно ее устраивают значительно меньшей.


11. Конструкции порталов и их назначение.

Переход от тоннеля в предпортальной выемке осуществляется при помощи портала для обеспечения устойчивости лобового и боковых откосов выемки, отвода воды с лобового откоса и архитектурного оформления входа в тоннель. Порталы тоннелей (рис. 3.20) устраивают в зависимости от состояния грунтов на склонах горного массива и подходов к тоннелю врезными (см. рис. 3.20, а) или наклонными (см. рис. 3.20, б) с торцовой подпорной стеной - 1, либо выносными с искусственной засыпкой - 2 для уположения лобового откоса в случае неустойчивых склонов. При расположении торцовой стены под углом к оси тоннеля устраивают ступенчатый портал.

Кроме торцовой стены, в состав портала входят водоотводная канава и первое кольцо обделки, в наибольшей степени подвергающееся выветриванию и иногда облицовываемое кладкой из естественного камня.

Для устройства портала выполняют срезку и укрепление лобового откоса.





Торцовая стена связывается с первым кольцом обделки с помощью арматуры или отрезков прокатных профилей и опирается на боковые откосы выемки, в которые заделывается на необходимую глубину. В недостаточно устойчивых грунтах торцовая стена может опираться на продольные подпорные стены, поддерживающие откосы предпортальной выемки. Такое решение облегчает статическую работу торцовой стены и одновременно способствует уменьшению объема предпортальиой выемки. Подошвы торцовой и боковых портальных стен заглубляют относительно низа кюветов в соответствии с глубиной промерзания в их основании.

Припортальные подпорные стены следует разделять по длине сквозными вертикальными швами на секции протяжением не более 15 м. а в районах сейсмичности 8 и 9 баллов не более 10 м, располагая подошвы каждой секции на однородном по сжимаемости грунте.

Откосы и дно канав защищают от размыва и просачивания воды мощением или бетонным покрытием. Дно канавы располагают не ниже чем на расстоянии 1,5 м от верха тоннельной обделки для обеспечения слоя породы, достаточного для амортизации возможных ударов камней, скатывающихся с лобового откоса. Ввиду возможности падения камней с лобового откоса и для предотвращения попадания их на пути или проезжую часть дороги расстояние от низа лобового откоса до портальной стены принимают не менее 1,5 м, а парапет стены — не менее чем на I м выше верха канавы.


12. Двухпутные и однопутные ж.д. тоннели. Габариты и внутреннее очертание обделок ж.д. тоннелей.

Сравнение двухпутного тоннеля с двумя однопутными

При проектировании перевального тоннеля, имеющего значительную длину, необходимо сравнить два варианта: двухпутный тоннель или два однопутных тоннеля.

С ооружение вместо двухпутного тоннеля двух однопутных меньшего сечения имеет следующие преимущества:

- при достаточном расстоянии (15—25 м) между осями параллельных тоннелей горное давление на каждый из них будет определяться по величине пролета отдельной выработки;

- при благоприятных условиях возможно естественное проветривание тоннелей за счет поршневого действия подвижного состава;

- первоначальные капиталовложения, необходимые для открытия движения по линии, могут быть значительно сокращены.

При сооружении первого тоннеля, имеющего большую длину, с раскрытием выработки по частям иногда целесообразно пройти по оси второго тоннеля или между тоннелями вспомогательную штольню малого сечения, соединяемую с опережающей штольней первого тоннеля поперечными сбойками через каждые 100—300 м (для удаления разработанной породы, размещения различных труб, кабелей и подсобных устройств, водоотлива и вентиляции).

Габариты

Габаритом приближения строений называют перпендикулярный оси тоннеля контур, внутрь которого не должны выступать никакие части сооружений и устройств (с учетом неточностей, допущенных при проходке выработки и возведении обделки).

Форма и размеры поперечного сечения тоннеля определяются его назначением. Внутри транспортного тоннеля должно быть свободное пространство, достаточное для пропуска:

- транспорта;

- прохода людей;

- размещения необходимого оборудования и устройств.

Габариты приближения строений имеют следующие обозначения:

С - для сооружений и устройств, размещаемых вблизи железнодорожных путей общего пользования со скоростями движения до 200 км/ч включ. и внешних подъездных путей общего и необщего пользования от станции примыкания до территорий предприятий.

Сп - для сооружений и устройств, размещаемых вблизи железнодорожных путей необщего пользования.