Файл: Курсовая работа Поводы и основание к возбуждению уголовного дела студент группы 1919 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 548

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ч.3 ст.141 УПК РФ установлен порядок занесения в протокол устных заявлений граждан. Так, протокол должен быть подписан лицом, который явился с повинной, и дознавателем, следователем, иным должностным лицом органа дознания, который составил протокол.

В протоколе также должны быть отображены следующие сведения1:

  1. Место и время принятия заявления;

  2. Должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление;

  3. Данные о заявителе (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);

  4. Отметка о разъяснении заявителю ответственности за ложный донос по ст.306 УК РФ, которая удостоверяется подписью заявителя;

  5. Изложение от первого лица (т.е. от имени заявителя) содержания заявления;

  6. Отметка о том, что протокол заявителем прочитан и записан с его слов правильно, а также подписи заявителя и должностного лица, принявшего заявление.

В том случае, если заявление о преступление совершено в устной форме при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится в протокол соответствующих следственного действия или судебного заседания.

Письменное заявление так же, как и устное, должно содержать ряд сведений, а именно: сведения о преступлении, просьбу лица о возбуждении уголовного дела и сведения о личности заявителя, отметка о предупреждении заявителя об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, а также подпись этого лица.

Заявление может быть анонимным, то есть не иметь подписи автора либо может быть подписано вымышленным именем, либо от имени конкретного лица, либо в котором отсутствуют сведения о заявителе1. Однако анонимное заявление не только не регистрируется, но и не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, если такое заявление передает сведения о конкретном преступлении, то оно без регистрации передается в оперативные подразделения для проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Как было обозначено выше, заявления о преступлении могут быть поданы руководителями юридических лиц, то есть лицами, которые обладают властно-распорядительными функциями, а также уполномоченными выступать и действовать от имени юридического лица. Поданные от их имени письменные сообщения должны содержать реквизиты данного юридического лица, которые будут соответствовать его уставным и учредительным документам, а также сведения о его фактическом месте нахождения и контактном телефоне. Заявление должно содержать подпись руководителя юридического лица
2.

Подать заявление могут также должностные лица о признаках преступления, обнаруженных ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей. Например, ревизор может сообщить о сокрытии недостач, которые были выявлены при осуществлении ревизии контрольно-ревизионном подразделении.

В качестве должностных лиц, подающих заявление о преступлении, могут выступать должностные лица и представители органов государственной власти, осуществляющие единоличные контрольные или представительские полномочия: Уполномоченный по правам человека, член Совета Федерации и так далее.

Сообщение о совершенном либо готовящемся преступлении может поступить по телефону, что должно быть отражено в протоколе с обязательным указанием фамилии, имени, отчества и адреса заявителя.

Заявление о преступлении - самый распространённый повод для возбуждения уголовного дела. Он может быть осуществлён в разных формах и различными субъектами, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован по правилам, предусмотренным УПК РФ и другим законодательством, регламентирующим порядок приема и регистрации обращений граждан.

2.2. Явка с повинной в системе поводов для возбуждения уголовного дела


Следующим поводом к возбуждению уголовного дела является явка с повинной, которая представляет собой сообщение лица о совершенном им или готовящемся преступлении на добровольной основе органу дознания, дознавателю, следователю или суду. Характерной чертой является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия. Лицо должно самостоятельно обратиться в орган, который принимает явку с повинной, и подтвердить свою личность. Кроме того, сотрудник правоохранительных органов обязан установить мотивы явки, имеет ли место самооговор, иное искажение действительности и иные сведения, относящиеся к совершенному лицом деянию.

Явка с повинной влияет на размер наказания, а именно последнее не может быть более 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст.62 УК и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 №55 «О судебном приговоре» уменьшение размера наказания возможно только при отсутствии отягчающих обстоятельств.

Для того чтобы заявление можно было отнести к явке с повинной существует два критерия: в заявлении содержатся сведения о преступлении, которое до этого не было известно правоохранительным

органам либо было известным и нераскрытым, когда совершившее его лицо не установлено1. В том случае, если такие обстоятельства установлены, явка с повинной может являться:

- обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ);

- обстоятельством, освобождающим лицо от уголовной ответственности в случаях, определенных законом;

- обстоятельством, свидетельствующим о деятельном раскаянии лица, совершившего преступление, что может повлечь освобождение его от уголовной ответственности (ст. 28 УПК РФ, ст.75 УК РФ);

- уголовно-процессуальным доказательством (ст.83, 84 УПК РФ);

- обстоятельством, подлежащим учету при избрании меры пресечения (ст.99 УПК РФ).

Форма явки с повинной может быть как письменной, так и устной. Последняя заносится в протокол, который подписывается лицом, принявшим заявление, и самим заявителем. По сравнению со ст.111 УПК РСФСР 1960 г., в соответствии с которой лицу нужно было лично явиться с устным заявлением, оформляемым в протоколе, в ст.142 УПК РФ предусмотрена возможность отправления письменного заявления дознавателю, в орган дознания или следователю, к примеру, по почте или через другое лицо.

Невозможно рассматривать как явку с повинной заявление, сделанное лицом после ознакомления с собранными доказательствами. К примеру, подтверждение лицом своей причастности к совершению преступления после его задержания по подозрению в совершении данного преступления явкой с повинной не признается.

Гражданин может сообщить не только о совершенном им преступлении, но и о преступлении в соучастии. В последнем случае он предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в отношении иных лиц по ст.306 УК РФ.

Вместе с тем, при подаче явки с повинной лицу в обязательном порядке разъясняются следующие права: не свидетельствовать против себя, пользоваться помощью адвоката, приносить жалобы, а также должна быть обеспечена возможность реализации им этих прав.

Таким образом, явка с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им лично или в соучастии преступлении либо о подготовке к совершению преступления, о котором правоохранительным органам не было известно либо не было известно лицо, его совершившее.


2.3. Сообщение о преступлении, полученное из иных источников



Согласно ст. 140 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, относится к поводу к возбуждению уголовного дела. К таким иным источникам, например, относится непосредственное обнаружение должностным лицом правоохранительных органов признаков преступления, статьи, заметки, письма, которые были опубликованы в печати, любые другие публикации в периодической печати, содержащие сведения о готовящихся или совершенных преступлениях; заявления, сделанные по телевидению или распространенные через сеть Интернет, и т.п.


По распространенному в СМИ сообщению о преступлении прокурор поручает провести проверку органу дознания или следователю. Прокурор, следователь, орган дознания могут потребовать у редакции СМИ имеющиеся документы и материалы, удостоверяющих сообщение о преступном действии, данные о лице, передавшем данную информацию, за исключением случаев, когда лицо условилось о сохранении в тайне источника информации.

Непосредственное обнаружение признаков преступления - факт выявления должностным лицом в процессе осуществления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно наказуемых деяний, если ранее оно не располагало заявлением или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ1.

При непосредственном обнаружении признаков преступления составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Рапорт должен содержать следующие сведения: наименование органа предварительного следствия или органа дознания, сообщение о деянии, которое содержит признаки преступления, и источник, из которого информация стала известна; должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение; дата составления и подпись должностного лица, его составившего2.

После составления рапорт и прилагаемые к нему материалы направляется должностному лицу либо органу, полномочному рассматривать, проверять и разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела. Рапорт подлежит проверке в общем порядке по ч.1 ст. 144 УПК РФ.

Поводом для возбуждения уголовного дела не может быть представление специальной декларации согласно Федеральному закону «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также сведения, содержащиеся в настоящей декларации и документах и сведениях, которые выступают в качестве приложения к указанной декларации.

Итак, сообщение о преступлении, полученное из иных источников представляет собой такой повод для возбуждения уголовного дела, при котором должностному лицу правоохранительных органов становится известно о совершенном преступном деянии из публикаций периодических печатей, заявлений в СМИ и из иных подобных источников. Мало материала об этом поводе.


2.4. Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании


Поводом для возбуждения уголовного дела является прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Такие материалы возникают в результате осуществления прокурорской проверки, предусмотренном Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

По своей сути постановление прокурора о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании относится к подвиду сообщений о преступлении, полученных из иных источников. Вместе с тем, на законодательном уровне данное постановление отличается особым значением, так как отказать в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора, основанном на выявленных фактах правонарушений, можно исключительно с согласия руководителя следственного органа1.

Поступающие из прокуратуры материалы включают в себя постановления прокурора, акты документальных проверок, объяснения и иные документы.

Документы, полученные в результате прокурорской проверки, относятся к тому же виду, что и документы, получаемые в результате доследственной проверки, следователь и дознаватель вправе непосредственно использовать их при разрешении вопроса о возбуждении вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Такие материалы не должны ограничивать их собственные возможности по проверке информации о преступлении, полученный от прокурора.

Постановление прокурора содержит следующие части: вводная, описательно-мотивировочная и резолютивная1.

Вводная часть состоит из названия документа, даты и места вынесения, фамилии, имени, отчества и должности лица, составившего постановление.

В описательно-мотивировочной указываются источник поступления информации о преступлении, установленные прокурором в ходе проверки обстоятельств, указания на статью УК РФ, предусматривающую ответственность за выявленное деяние.

В резолютивной части содержится требование о возбуждении уголовного дела. Постановление подписывается руководителем органа прокуратуры либо его заместителем и направляется в орган расследования немедленно после его вынесения.

Исходя из всего вышесказанного, одним из поводов для возбуждения уголовного дела является постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. К таким материалам могут относится результаты документальных проверок, объяснения и другие документы. Особенность данного повода - отказ в возбуждении уголовного дела принимается только руководителем следственного органа.