Методичка 7 - типология культуры.docx

Добавлена: 14.02.2019

Просмотров: 799

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра _____________гуманитарных дисциплин____________________



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________20__г


Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент

_ Елена Николаевна Гринько___







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


к практическим занятиям



Модуль _________________типология культуры_________________________________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)___________________культурология___________________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)


для специальности_______ _060201 Стоматология ____________

(шифр-наименование специальности)



курс ______I______ семестр ____I, II_____





Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность











Владивосток – 2013 г.

Структура рекомендаций

  1. Тема занятия «Место и роль России в мировой культуре».

  2. Мотивация изучения темы. Рассмотреть разнообразие историко-культурного пространства, и увидеть общее и отличие локальных и срединных типов культуры. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному подходу и осмыслению роли и места русской культуры в мировом пространстве. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.

  3. Цели занятия.

    1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «стоматология» (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5)

    2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов; основные принципы организации и функционирования культуры в российском обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития нашей цивилизации.

«Уметь» проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.

«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.


  1. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».


  1. Особенности русской культуры («Обществознание», «История Отечества» ).

  2. Основные достижения русской культуры (МХК, литература)


5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

    1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

  1. Россия – «Восток» или «Запад»?

  2. Особенности языческого этапа развития славянской культуры.

  3. Монгольское завоевание и проникновение восточных черт культуры.

  4. Вызревание национальной культуры и влияние концепции «Москва – третий Рим».

  5. Особенности имперской идеологии и ее влияние на складывание новых черт российской культуры и государственности.

  6. Реформы Петра I как попытка повернуть русскую культуру к западному типу.

  7. Разрыв этнического и национального уровня культуры и его последствия для культуры страны.

  8. Советская эпоха как особый тип культуры.


5.2 Задания для СРС во внеучебное время

1. Выписать разные мнения ученных ( отечественных и зарубежных) на место России в мировом пространстве.

2. Составить пантеон славянских богов.

3. Сделать презентацию на тему «Золотой период» русской культуры.

4. Проанализировать концепцию «Москва - третий Рим».

5. Выделить этапы взлета и падения русской культуры.

6. Привести примеры лучших достижений русской культуры, повлиявших на ход развития мировой культуры (в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, литературе, науке и др.)


5.3 Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты) .


1.Взгляды А. С. Хомякова и И. В. Киреевского на Россию объединяет…

а) убеждение, что спасение России состоит в возвращении в мировое историческое поле культуры Запада

б) идея о том, что переустройство общества на христианских началах любви - это сверхзадача, которая еще только стоит перед Россией

в) убеждение, что древняя Россия была всецело и вполне обществом христианским

г) критическое отношение к западноевропейской цивилизации и убеждение принципиального своеобразия русской культуры и истории

2. В. С. Соловьев осмысливает схему «Восток-Запад-Россия» и особую роль в истории и культуре связывает с…

а) набирающим силу славянским культурно-историческим типом

б) Западом, символом которого выступает «безбожный человек»

в) Востоком, символом, которого является «бесчеловечный Бог»


г) Россией и ее народом – носителем божественной потенции

3. А.С. Хомякова и И.В. Киреевского объединяет то, что оба…

А) являются представителями западничества

Б) выступают критиками православия

В) являются представителями славянофильства

Г) защищают культурологическую теорию П.А. Чаадаева

4. «Западники» утверждают, что…

А) спасение России состоит в отказе от капитализма, в изоляции от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр

Б) спасение России в самодержавии, общинности и строгом сословном делении

В) отдельного от остальной цивилизации «уникального» исторического пути России нет

Г) плоды цивилизации в Европе обеспечиваются скорее потерями, ибо оплачены высокой ценой – потерей целостной человеческой личности

5. Славянофилы полагали, что…

А) русский народ невежественен

Б) у русского народа особая судьба и историческая миссия

В) Россия должна идти путем, определенным Петром I

Г) русский народ стремиться к революции

6.Сторонники идей евразийства полагали, что…

А) Россия должна избрать восточный путь развития

Б) прогрессивное развитие России возможно лишь по западному пути

В) революция в России – результат ее «европеизации»

Г) революция в России – проявление ее «азиатчины»

7. Геополитическим фактором русской культуры является:

А) статус крупнейшей сухопутной цивилизации

Б) статус цивилизации с развитой индустрией

В) статус цивилизации развитого капитализма

Г) статус малонациональной цивилизации

8. Российская культура формировалась на основе:

А) ненецкого этноса В) тюркского

Б) ацтекского Г) этрусского

9. Две характерные черты русской духовной культуры:

А) плюралистичность В) общинность

Б) правдоискательство Г) рационализм

10. Согласно русскому народному мифологическому сознанию…

А) царь добр к простому люду

Б) царь не интересуется судьбами простых людей

В) источник власти – народ

Г) бунт – путь к воле

11. Памятник культуры славянской древности – это:

А) Библия Б) Велесова книга В) древние «веды» Г) мифы

12. Христианство на Руси было принято:

А) Олегом В) Владимиром Мономахом;

Б) князем Владимиром Г) Ярославом Мудрым

13. Переломным моментом в русской культуре было:

А) создание письменности В) постройка монастырей

Б) принятие христианства Г) церковный раскол

14. Стержнем Христианства является:

А) учение о перевоплощении души Г) несовместимость с наукой

Б) обретение покоя через медитацию

В) идея равенства людей перед Богом

15. В ХVIVII вв. Русь представляется…

А) центром мира В) сильнейшим государством в Европе

Б) частью Европы Г) единственным православным царством

16. Первым драматургом на Руси был:

А) Радищев Б) Татищев В) Симеон Полоцкий Г) Андрей Рублев


17. Господствующим стилем в русском искусстве в 19 в. были:

А) нобизм и кубизм В) модерн и постмодерн

Б) барокко и рококо Г) классицизм и реализм

18. Выдающийся зодчий Москвы:

А) Д.В. Ухтомский В) Ф. Прокопович

Б) А.П. Сумароков Г) Т.М. Фальконе

19. «Золотым» веком русской культуры считается:

А) 20 в. Б) 19 в. В)17 в. Г) 18 в.

20. Императрица Екатерина II, проезжая через Миргород, осмотрела картины одного дворянина и была поражена: на одной она была изображена аллегорически и объясняла свой «Наказ» греческим мудрецам; на другой был изображен Петр I как пекарь, а императрица – как сеятельница. Екатерина велела художнику ехать в Петербург в Академию художеств. Художник вскоре стал широко известным. Кто это?

А) Д. Левицкий Б) В. Боровиковский В) Ф. Рокотов Г) А. Лосенко

21. Представителем русского авангарда является:

А) Малевич Б) Репин В) Татлин Г) Шагал

22. Русский актер, «отец-основатель русского театра»:

А) А. Попов Б) И. Дмитриевский В) Ф. Волков Г) В. Капнист

23. Учебный предмет, который был запрещен для преподавания в университетах при Николае I как «вредный»:

А) богословие Б) история В) философия Г) математика

24. Соотнесите фамилии русских живописцев и названия стилей (направлений) в искусстве, к которым относится их творчество:

1) О. Кипренский а) постимпрессионизм

2) А. Лосенко б) романтизм

3) В. Борисов-Мусатов в) классицизм

4) И. Айвазовский г) импрессионизм

5) К. Коровин д) маринизм

25.Соотнесите фамилии русских писателей и строчки из их произведений:

1)Ф. Достоевский а) «Любви все возрасты покорны»

2) А. Пушкин б) «Музыка – разум, воплощенный в прекрасных звуках»

3) И. Тургенев в) «Красота спасет мир»;

4) А. Грибоедов г)«Служить бы рад, прислуживаться тошно»;

5) В. Капнист д) «Законы святы, да исполнители лихие супостаты»;

6) А. Куприн е)«Человека можно искалечить, но искусство все

перетерпит и все победит»

26. Соотнесите фамилии и их вклад в российскую культуру:

1) Д. Писарев а) идеолог «Пролеткульта»

2) М. Бакунин б) идеолог теории официальной народности

3) С. Уваров в) идеолог нигилизма

4) А. Богданов г) идеолог анархизма

27. Соотнесите фамилии русских композиторов и произведения:

1) С. Прокофьев а) «Раймонда»

2) А. Глазунов б) «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила»

3) М. Мусоргский в) «Борис Годунов»

4) А. Серов г) «Пиковая дама»

5) П. Чайковский д) «Золушка»

6) С. Рахманинов е) «Алеко»

28. Кто из русских литераторов дал путевку в жизнь слову «интеллигент?

а) А. Писемский б) Л. Андреев в) В. Гаршин г) П. Боборыкин

29. Лауреат Нобелевской премии является писатель

а) Шолохов;

б) Айтматов;

в) Солженицин;

г) Астафьев.

30. Когда зародилось кино в России?

1902 г. – 1905 г. – 1908 г. – 1909 г. – 1910 г.



  1. Этапы проведения практического занятия.


  1. Стадии развития русской цивилизации и культуры.

  2. Истоки формирования русской культуры.

  3. Характерные особенности русской национальной культуры.

  4. Культурный архетип, менталитет и этнос.

  5. Русский характер.

Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к правосла­вию.

Большое влияние на формирование культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

Изучение российской цивилизации в отечественной науке только начинается. К наибо­лее часто выделяемым ее признакам относят самодержавную форму государственной власти или «вотчинное государст­во»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или «дуализм общества и государственной власти»), незначительный объем экономической свободы.

Стадии развития русской цивилизации и культуры

Существуют различные точ­ки зрения.

1-ая. С IX в. и по настоящее время в том ареале, который на­зывается Россией, была одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные историко-культурные общности: Древняя Русь (IX-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по сей день).

2-ая. По XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская». Смену цивилизации связывают чаще всего с тем, что, согласно «пассионарной» кон­цепции Л. Н. Гумилева, в XIV в. начинается генезис русского народа и российского супер­этноса. (Прежний, славянский по характеру этнос к этому времени прекратил свое существо­вание.) О «славяно-европейском» характере древнерусской цивилизации говорят, исходя из предположения Б.А. Рыбакова о доминировании в ней славянского субстрата. Древнерусские летописи, действительно, подчеркивают славянское и отчасти сканди­навское происхождение населения Руси. Однако надо учитывать, что любая историческая хроника неизбежно проникнута подсознательным этноцентризмом.

Предпочтительнее выглядит концепция, согласно которой древнерусская народность складывалась в смешении по меньшей мере трех этнических компонентов - славянского, балтского и финно-угорского, с заметным участием также германского, тюркского и северо­кавказского этнических субстратов. О преобладании славянского элемента можно говорить лишь в отношении прикарпат­ского и приильменского районов (по данным археологии и антропологии).