Методичка Культура как объект исследования в культурологии.docx

Добавлена: 14.02.2019

Просмотров: 1199

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра ___________________________________________________



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________20__г


Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент

_ Елена Николаевна Гринько___







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


к практическим занятиям



Модуль __________ Культура как объект исследования в культурологии.__________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)_________ _культурология____ _________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)


для специальности__________060201 Стоматология ____________

(шифр-наименование специальности)



курс ____I________ семестр ___I,_II______





Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность











Владивосток – 2013 г.

Структура рекомендаций

  1. Тема занятия «Культурная картина мира».

  2. Мотивация изучения темы рассмотреть разнообразие культурных картин мира, ценностную ориентацию, миропонимание и мироотношения, для лучшего понимания и диалога с представителями других культурных картин мира.

  3. Цели занятия.

Общая цель: показать принципиальное отличие основных культурных картин мира, акцентировать внимание на основных ценностных ориентирах, нормах поведения, чтоб уважительно относиться и воспринимать представителей других культурных миров. Выработать толерантное отношение у студентов.

3.1 Изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «Стоматология» (ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-5),

    1. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов; основные принципы организации и функционирования культуры в обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.

«Уметь» - проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.

«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики


  1. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

  1. Мировые религии (среднее (полное) общее образование).

  2. История древних цивилизаций (среднее (полное) общее образование).

    1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

    1. Культурная картина мира и ее компоненты.

    2. Виды культурных картин мира.

    3. Влияние природной среды на формирование культурной картины мира.

    4. Мифологическая картина мира.

    5. Научная картина мира.

    6. Какая религиозная картина мира сформировалась раньше других? Почему?

    7. Ценности индо-буддийской культурной картина мира.

    8. Идеал «благородного мужа» в конфуцианско-даосистской картине мира.

    9. Основные таинства в христианской картине мира.

    10. Шариат – свод религиозно-этических предписаний ислама.


    1. Задания для СРС во внеучебное время.

1. Составить схему ценностей индо-буддийской картины мира.

2. Составить схему ценностей конфуцианско-даосистской картины мира.

3. Составить схему ценностей христианской картины мира.

4. Составить схему ценностей мусульманской картины мира

5. Единство и различие в основных ветвей христианской картины мира (католичество, православие, протестантизм).

6. Почему в мусульманской картине мира доминирующее положение получило декоративно-прикладное искусство и не развита скульптура и портретный жанр?

7. Почему мусульманская картина мира за короткое время распространилась на большой территории стран?


    1. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).


Контрольная работа по теме «Культурная картина мира».

  1. Жить достойно в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия, а ритуальная этика оформила облик…..Какой культурной картины мира?

А) индийской; б) японской; в) китайской г) исламской.

2. Соотнесите характеристики религиозных норм и представлений с соответствующими культурными картинами мира:

1) католицизм; 2)протестантизм; 3) православие.

А) требует от индивида сознания покорности и послушания церкви, не развивает в личности познавательные работы.

Б) соборность предполагает нравственную общность коллектива.

В) пересмотр основных таинств. Оставило только два: крещение и причастие.


3. Вся система культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверными. Государство облагало неверных более высокими налогами чем поклонников…. Какого бога?

А) Аллаха; б) Иисуса; в) Будды; г) Кун Фу-цзы.


4. К какой культурной картине мира относятся нормы жизни? Восьмилетний мальчик не отгоняет от себя комаров в летние ночи – пусть они лучше жалят его, а не беспокоят родителей. Почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон для ослабевшего от голода отца.


А) русской; б) китайской; в) индийской; г) западноевропейской.


5.Убийца превращается в хищное животное, похититель зерна – в крысу. Вор мяса – в ястреба, убивший брахмана – в собаку или осла, аристократ, который пьянствует или ворует, превращается в моль или ужа. Этот мировой закон представлен, в какой культурной картине мира?

А) даосистская; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.


6. Праведная вера, праведное решение, праведное слово, праведное деяние, праведная жизнь, праведное стремление, праведное воспоминание, праведное самоуглубление – это есть….

А) восьмеричный путь; б) жизнь «благородного мужа»;

В) путь праведника; г) устав монаха.


7. Какая культурная картина мира смотрела на человека как на земное воплощение Бога; на Бога как высшую любовь к людям, как небесное воплощение бога?

А) даосистская; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.


8. Непостижимое состояние блаженство, в котором устраняются все факторы бытия, обуславливающие индивидуальное существование называется….

А)дхармой; б)нирваной; в) кармой; г) сансарой.


9. Совершив ряд ритуальных действий, паломник получает право вернуться домой в зеленой чалме, арабской бурсе или длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение (какого ритуала?)

А) джихада; б) закята; в) хаджа; г) шариата.


10. Идея божественного спасителя (миссии) разработана в какой культурной картине мира?

А) буддийской; б) мусульманской; в) конфуцианской; г) христианской.


11.Будда призывает ориентироваться на 4 нормы поведения. Что указано лишнее?

А) насаждай справедливость; б) предотвращай зло; в) пресекай зло; г) способствуй возникновению добра; д) поддерживай добро.

12. Целью жизни человека является спасение. Достигается это человеком при условии непрерывного духовного совершенствования, требующего аскетического подвига, превращение в нового человека, созданного по образу и подобию Бога. Какая культурная картина мира?

А) даосистская; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.


13.В какой культурной картине мира воспитание фанатизма осуществляется системой молитв?

А) даосистская; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.


14. Религия обернулась этикой, индивид как бы заслонил богов. В какой культурной картине мира?

А) католической; б) конфуцианско-даосистской; в) православной; г) протестантской.


15.Каждый человек может непосредственно общаться с богом. Каждый может быть выбран своей общиной на должность пастора и исполнять ее до тех пор, пока община будет считать его достойным. Какой культурной картине мира это свойственно?

А) православной; б) католической; в) иудейской; г) протестантской.


16.Мир изначально совершенен, присутствует внутренняя гармония, его не нужно переделывать. Необходимо самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Какая культурная картина мира?


А) китайской; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.


17. Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь -государем, чиновник- чиновником. Кому принадлежат слова?

А)Иисус Христос; б) Мухаммед; в) Лао -цзы; г) Кун Фу-цзы.


18.Особое место в ритуалах занимает пост. Он соблюдается в девятый месяц по лунному календарю. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине. Пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хотя каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи. Ритуал какой культурной картины мира отражен?

А) китайской; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.


19. Сложившиеся и канонизированные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в социально-чиновничей иерархии нашли свое отражение в том, что именуется….

А) китайской церемонией; б) кастовой системой;

в) сословной системой; г) Киевской правдой.


20. Буддисту традиционно чуждо насилие, активный социальный протест. Как можно спорить с судьбой? Попытка силой добиться лучшего приведет, в конечном счете, лишь к ухудшению…Чего?

А) дхармы; б) сансары; в) нирваны; г) кармы.


5.4. Темы рефератов:

1. Приоритет чиновника, а не жреца в конфуцианско-даосистский картине мира.

2. «Лунь-юй» - конфуцианская этико-социальная программа.

3. Китайские церемонии – как свод правил внешней учтивости.

4. Система ценностей индо-буддийской картины мира.

5. Кааба – главная святыня мусульманского мира.

6. Значение Реформации в социально-культурных изменениях в странах Западной Европы.



  1. Этапы проведения практического занятия.


1.Определение культурной картины мира.

2. Основные компоненты культурной картины мира.

3. Христианская культурная картина мира.

4. Индо - буддийская культурная картина мира.

5. Конфуцианско - даосистская культурная картина мира.

6. Мусульманская культурная картина мира.


1 вопрос. Определение культурной картины мира.

Культура представляет собой продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Ее возникновение обусловлено тем, что при продолжительном совместном проживании людей на одной территории их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее мировоззрение, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Каждая группа существует в своих специфических условиях — климатических, географических, исторических и др. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности — в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, по наблюдениям этнографов. народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице горном, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двух- этажные, а третьи — деревянные. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.


Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая является выражением того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире.


Термин культурная картина мира (ККМ) был введен впервые Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера.

Понятие «культурная картина мира» употребляется в узком и широком смысле слова. В узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, способы восприятия времени и пространства, очевидные, но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле наряду с перечисленными элементами в культурную картину мира включают также и научные знания.
Встречаются и другие определения ККМ:

Культурная картина мира - полуосознанное или осознанное представление, зафиксированное в конкретных произведениях культуры. В отечественной культурологии особенно разрабатывалось А. Я. Гуревичем.

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К. м. К. м. древних индийцев не похожа на К. м. средневековых рыцарей, а К. м. рыцарей не похожа на К. м. их современников-монахов.


Разновидности культурной картины мира:

  1. научная картина мира,

  2. религиозная картина мира,

  3. художественная картина мира,

  4. этическая картина мира,

  5. правовая картина мира,

  6. эстетическая картина мира

  7. философская картина мира и т.д.

Культурная картина мира включает в себя представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. К.М. передается от поколения к поколению, изменяется в ходе развития общества, неисчерпаема по содержанию и служит основой человеческого поведения.

По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира не является синкретической целостностью, а складывается из частных картин — научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др. Религиозная, философская и научная картина мира» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.