Файл: Практическая работа Организация деятельности на уроках физики по изучению достижений российской науки и техники.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа
«Организация деятельности на уроках физики по изучению достижений российской науки и техники»
Задание 1
Прочитайте статью Марины Тебеньковой «Пётр Капица. Принцип «конструктивного творчества», пройдя по ссылке:
Журнал «За науку»: Пётр Капица. Принцип «конструктивного творчества» (mipt.ru)
Составьте на основании материалов статьи сообщение/текст и вопрос к нему для организации на уроке взаимодействия «ученик– ученый».
Требования к тексту:объем текста не должен превышать 200 слов.
Требования к вопросу/заданию: вопрос должен быть направлен на привлечение внимания учащихся к изучаемой теме с помощью рассмотрения исторических ситуаций, необычных событий, цитат из жизни П. Капицы.
Текст. Ценность человека раскрывается через такие понятия, как жизнь, свобода, достоинство, уважение, самореализация, успех, равенство, взаимопомощь, сострадание, милосердие – все это можно сказать о нобелевском лауреате Петр Леонидович Капица (1894-1984), великого физика и организатора науки, основателя и бессменного руководителя Института физических проблем.
Один из интереснейших периодов жизни П.Л. Капицы был период, когда он был в 1921 г. командирован для научной работы в Англию, где он долгое время работал в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, директором которой был Э. Резерфорд. Казалось бы, за Капицей никогда не замечалась тяга к зоологии, но был в его судьбе один персонаж, после встречи с которым Пётр Леонидович не мог не окрестить его таким «зеленым и зубастым» прозвищем как «Крокодил». Крокодил — это ученый с большой буквы, как и сам Капица, лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года— Э. Резерфорд.
«— Чем вы будете платить за учебу? — скептически поинтересовался Резерфорд.
— Мне платят жалование.
Мечта посещать лекции и стать, наконец, своим в Кавендишской лаборатории была уже на расстоянии протянутой руки, так как даже Иоффе, его наставник из Политехнического института, этому всячески способствовал. Но фигура Резерфорда опять выросла на входе в исследовательский институт:
— Это невозможно, штат укомплектован. В нем уже ровно тридцать один человек.
Капица быстро нашелся:
— Скажите, пожалуйста, профессор, какова точность ваших работ?
— Пять-семь процентов. А в чем, собственно, дело?
— В таком случае вы можете допустить подобную погрешность и в комплектовании штата — в случае со мной.
Резерфорд про себя усмехнулся: «Ладно, оставайтесь!» — прогремело наконец над головой оцепеневшего в ожидании Капицы ».
На дворе стояло 22 июля 1921 года.
В 1923г. Петр Леонидович впервые поместил камеру Вильсона в сильное магнитное поле и наблюдал искривления траекторий α-частиц. В этих исследованиях на своей установке Петру Леонидовичу удалось получить магнитное поле напряженностью 320 килоэрстед при длительности импульса порядка 10 миллисекунд. Принцип создания импульсных полей теперь широко используется во многих лабораториях. С развитием техники стало возможным использовать конденсаторы в качестве накопителей энергии, однако по величине магнитной энергии, полученной в катушке, результат П. Л. Капицы до сих пор является рекордным.
«Начало было положено. Самый сложный этап — выстоять в первые годы. Далее предстоял упорный труд, попытки отшлифовать пока еще плохо отработанный механизм образовательной машины, чтобы в конечном счете получить то самое» ради чего стоило так упорно трудится.
Вопрос
Чем интересна для нас сейчас личность П.Л.Капицы, какой вывод мы можем сделать из приведенного текста?
Задание 2
Разработайте к предлагаемому контексту задание и опишите характеристики задания (заполните таблицу).
Контекст
Практически все исследования на Международной космической станции (МКС) связаны с невесомостью. В конце июля 2021 г. к МКС присоединился новый 20-тонный российский модуль «Наука», предназначенный для множества экспериментов: от производства полупроводников до отработки технологий, важных для будущих пилотируемых полетов к дальним планетам. Например, в эксперименте «Перепел» россияне попытаются вывести птенцов японского перепела. Если все удастся – птенцы родятся, выживут и сумеют приспособиться к невесомости – это снимет острый вопрос пополнения рациона экипажа свежими продуктами в потенциальных дальних пилотируемых экспедициях.
С растениями все получилось еще в 2015 г. Тогда космонавты впервые съели урожай, выращенный в невесомости. Им стал красный салат ромэн. Поскольку понятий верха и низа в космосе нет, корни растут во всех направлениях. Чтобы вода, субстрат и удобрения не разлетались повсюду, их
упаковывают в специальные пакеты, которые удерживают корни и «выталкивают» побеги. Свет для фотосинтеза дают светодиоды, они же указывают стеблям, в какую сторону расти.
Задание на основании контекста
Какое практическое значения имеют эти исследования на МКС, какие перспективы открывают эти исследования людям в дальнейшем при освоении космоса.
Таблица для описания характеристик задания (на освоение каких личностных, метапредметных, предметных результатов направлено задание, для какого класса и при изучении какой темы планируется использование текста с заданиями, тип задания, балльность, критерии оценивания)
Личностные результаты | Развивать интерес к открытиям и достижениям Российской науки при изучении темы развития космонавтики, готовности узнать много нового и интересного. | ||
Метапредметные результаты | Познавательные действия | Формировать, расширять познавательный интерес у обучающихся к окружающему миру, солнечной системе, космонавтике; формирование чувства гордости за свою Родину | |
Коммуникативные действия | - познакомить учащихся с историей освоения космоса и исследованиями проводимые космонавтами на МКС, с учеными работающими в данной сфере, их открытиями , практическим применением в космосе | ||
Регулятивные действия | включают в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении исследовательского метода познания физических явлений. | ||
Предметные результаты | В ходе изучения материала предлагается подумать о необходимости полученных знаний, их преобразований и применения. | ||
Класс(-ы), тема | 9класс: при изучении закона сохранения импульса уместно ознакомить ребят с историей развития идеи космических полётов, с этапами освоения космического пространства и современными достижениями России в освоение космоса. | ||
Тип задания (выбор ответа, соответствие, краткий ответ, развернутый ответ…) | На поставленный вопрос дать развёрнутый ответ, который должен быть соизмерим со значимостью информации, полученной на основе выполнения данного задания. | ||
Максимальный балл | 5-рассмотрены все приведенные примеры важных научных открытий и их значение. 4-нет аргументации приведенных примеров. 3- нет аргументации примеров, не все примеры приведены. | ||
Ответ, критерии оценивания | Отметка, выставляемая ученику в конце урока, аргументируется по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. |