Файл: Практическая работа Организация деятельности на уроках физики по изучению достижений российской науки и техники.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа

«Организация деятельности на уроках физики по изучению достижений российской науки и техники»

Задание 1

Прочитайте статью Марины Тебеньковой «Пётр Капица. Принцип «конструктивного творчества», пройдя по ссылке:

Журнал «За науку»: Пётр Капица. Принцип «конструктивного творчества» (mipt.ru)


Составьте на основании материалов статьи сообщение/текст и вопрос к нему для организации на уроке взаимодействия «ученик– ученый».

Требования к тексту:объем текста не должен превышать 200 слов.

Требования к вопросу/заданию: вопрос должен быть направлен на привлечение внимания учащихся к изучаемой теме с помощью рассмотрения исторических ситуаций, необычных событий, цитат из жизни П. Капицы.

Текст. Ценность человека раскрывается через такие понятия, как жизнь, свобода, достоинство, уважение, самореализация, успех, равенство, взаимопомощь, сострадание, милосердие – все это можно сказать о нобелевском лауреате Петр Леонидович Капица (1894-1984), великого физика и организатора науки, основателя и бессменного руководителя Института физических проблем.

Один из интереснейших периодов жизни П.Л. Капицы был период, когда он был в 1921 г. командирован для научной работы в Англию, где он долгое время работал в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, директором которой был Э. Резерфорд. Казалось бы, за Капицей никогда не замечалась тяга к зоологии, но был в его судьбе один персонаж, после встречи с которым Пётр Леонидович не мог не окрестить его таким «зеленым и зубастым» прозвищем как «Крокодил». Крокодил — это ученый с большой буквы, как и сам Капица, лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года— Э. Резерфорд.

 «— Чем вы будете платить за учебу? — скептически поинтересовался Резерфорд.

— Мне платят жалование.

Мечта посещать лекции и стать, наконец, своим в Кавендишской лаборатории была уже на расстоянии протянутой руки, так как даже Иоффе, его наставник из Политехнического института, этому всячески способствовал. Но фигура Резерфорда опять выросла на входе в исследовательский институт:


— Это невозможно, штат укомплектован. В нем уже ровно тридцать один человек.

Капица быстро нашелся:

— Скажите, пожалуйста, профессор, какова точность ваших работ?  

— Пять-семь процентов. А в чем, собственно, дело?

— В таком случае вы можете допустить подобную погрешность и в комплектовании штата —  в случае со мной.

Резерфорд про себя усмехнулся: «Ладно, оставайтесь!» — прогремело наконец над головой оцепеневшего в ожидании Капицы ».

На дворе стояло 22 июля 1921 года. 

В 1923г. Петр Леонидович впервые поместил камеру Вильсона в сильное магнитное поле и наблюдал искривления траекторий α-частиц. В этих исследованиях на своей установке Петру Леонидовичу удалось получить магнитное поле напряженностью 320 килоэрстед при длительности импульса порядка 10 миллисекунд. Принцип создания импульсных полей теперь широко используется во многих лабораториях. С развитием техники стало возможным использовать конденсаторы в качестве накопителей энергии, однако по величине магнитной энергии, полученной в катушке, результат П. Л. Капицы до сих пор является рекордным.

«Начало было положено. Самый сложный этап — выстоять в первые годы. Далее предстоял упорный труд, попытки отшлифовать пока еще плохо отработанный механизм образовательной машины, чтобы в конечном счете получить то самое» ради чего стоило так упорно трудится.

Вопрос

Чем интересна для нас сейчас личность П.Л.Капицы, какой вывод мы можем сделать из приведенного текста?

Задание 2

Разработайте к предлагаемому контексту задание и опишите характеристики задания (заполните таблицу).

Контекст

Практически все исследования на Международной космической станции (МКС) связаны с невесомостью. В конце июля 2021 г. к МКС присоединился новый 20-тонный российский модуль «Наука», предназначенный для множества экспериментов: от производства полупроводников до отработки технологий, важных для будущих пилотируемых полетов к дальним планетам. Например, в эксперименте «Перепел» россияне попытаются вывести птенцов японского перепела. Если все удастся – птенцы родятся, выживут и сумеют приспособиться к невесомости – это снимет острый вопрос пополнения рациона экипажа свежими продуктами в потенциальных дальних пилотируемых экспедициях.

С растениями все получилось еще в 2015 г. Тогда космонавты впервые съели урожай, выращенный в невесомости. Им стал красный салат ромэн. Поскольку понятий верха и низа в космосе нет, корни растут во всех направлениях. Чтобы вода, субстрат и удобрения не разлетались повсюду, их

упаковывают в специальные пакеты, которые удерживают корни и «выталкивают» побеги. Свет для фотосинтеза дают светодиоды, они же указывают стеблям, в какую сторону расти.
Задание на основании контекста

Какое практическое значения имеют эти исследования на МКС, какие перспективы открывают эти исследования людям в дальнейшем при освоении космоса.
Таблица для описания характеристик задания (на освоение каких личностных, метапредметных, предметных результатов направлено задание, для какого класса и при изучении какой темы планируется использование текста с заданиями, тип задания, балльность, критерии оценивания)



Личностные результаты

Развивать интерес к открытиям и достижениям Российской науки при изучении темы развития космонавтики, готовности узнать много нового и интересного.

Метапредметные результаты

Познавательные действия

Формировать, расширять познавательный интерес у обучающихся к окружающему миру, солнечной системе, космонавтике; формирование чувства гордости за свою Родину

Коммуникативные действия

- познакомить учащихся с историей освоения космоса и исследованиями проводимые космонавтами на МКС, с учеными работающими в данной сфере, их открытиями , практическим применением в космосе

Регулятивные действия

включают в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении исследовательского метода познания физических явлений.

Предметные результаты

В ходе изучения материала предлагается подумать о необходимости полученных знаний, их преобразований и применения.


Класс(-ы), тема

9класс: при изучении закона сохранения импульса  уместно ознакомить ребят с историей развития идеи космических полётов, с этапами освоения космического пространства и современными достижениями России в освоение космоса.

Тип задания (выбор ответа, соответствие, краткий ответ, развернутый ответ…)

На поставленный вопрос дать развёрнутый ответ, который должен быть соизмерим со значимостью информации, полученной на основе выполнения данного задания

Максимальный балл

5-рассмотрены все приведенные примеры важных научных открытий и их значение.

4-нет аргументации приведенных примеров.

3- нет аргументации примеров, не все примеры приведены.

Ответ, критерии оценивания

Отметка, выставляемая ученику в конце урока, аргументируется по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.