Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание:
Введение 3
1 Роль средств обучения в образовании 6
2 Общая характеристика средств обучения иностранному языку и их классификация 8
3 Условия эффективного применения средств обучения иностранному
языку 13 Заключение 16
Список использованной литературы 19
Введение
Неотъемлемым инструментов в процессе образования являются средства обучения. Под средствами обучения иностранного языка понимается все то материальное, что оказывает помощь в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
Если обратиться к прошлому опыту, то нетрудно установить, что люди всегда прибегали к использованию вспомогательных средств для успеха обучения подрастающего поколения.
Значительный прогресс науки и техники в XIX столетии, дальнейшее развитие капиталистического способа производства стали причиной промышленной революции, в результате чего появилось достаточно большое количество новых технических устройств и приспособлений, в том числе предназначенных для обслуживания сферы быта человека.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время технизация учебно-воспитательного процесса продолжает усиливаться. Сегодня на уроках иностранного языка часто используются такие инновационные средства, как мультимедийные диски, ресурсы сети Интернет, презентации, аудиоматериалы, видеоролики, обучающие платформы, интерактивные доски. Это связано с изменениями в обществе, изменениями их потребностей, с появлением все большего количества технических средств, с изменениями в методике преподавания в школе, с изменениями требований к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является обучение практическому овладению иностранным языком, а также формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся. Современные средства позволяют активизировать познавательную деятельность школьников, развивать их творческие способности и инициативность. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматическим явлениям - каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей современных средств обучения иностранному языку. Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
- изучение методической литературы по теме исследования;
- раскрытие понятия «средство обучения»;
- рассмотрение классификации средств обучения иностранному языку и их характеристик;
- определение роли средств обучения иностранному языку;
- рассмотрение условий эффективного применения средств обучения иностранному языку.
Предметом исследования данной работы является использование современной системы средств обучения иностранному языку.
Объектом исследования является обучение иностранному языку.
Теоретической основой данной работы является методические исследования по данной теме следующих авторов: Бурняшева, Л.А., Воронкова, Горностаева, А. М., Кашлев, С. С. Конышева А. В. и другие, которые в своих работах излагают современный подход к изучению иностранных языков, а также описывают методики обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных и других технологий.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данного материала при изучении такого понятия как средство обучения, а также при исследовании классификации современных средств обучения иностранному языку.
Методы исследования, использованные в процессе написания работы: анализ специальной литературы, посвященной проблеме использования современной системы средств обучения иностранному языку.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.
1 Роль средств обучения в образовании
Средства обучения — обязательный элемент оснащения образова-тельного процесса. Преподавателю необходимо знать как номенклатуру имеющихся средств, так и их дидактическое назначение. Эффективное использование каждого из средств возможно лишь в том случае, когда преподаватель знает, в каких случаях и какое из средств целесообразно использовать в учебно - воспитательном процессе и какие результаты можно получить. Средства обучения представляют собой материальные или духовные ценности, необходимые для достижения учебно-воспитательных целей. Обычно они используются с соответствующими методами обучения. Если методы обучения отвечают на вопрос «как учить?», то средства «с помощью чего учить?» [3, 80].
Разные методисты, педагоги дают свои определения средствам обучения. Одна часть из них определяет «средство обучения» как обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней [7, 46]. Другая часть определяет «средства обучения» как материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося [2, 19]. В общем, под средством обучения понимают материальный и идеальный объект, который используется преподавателем и учащимися для усвоения знаний.
В электронных энциклопедиях «средство обучения» трактуется как объект, созданный человеком, а также предмет естественной природы, используемый в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения представленных целей обучения, воспитания и развития.
В педагогическом словаре дается такое объяснение «средство обучения — обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней» [5, 78].
Рассмотрев некоторые из основных понятий средств обучения, следует уделить внимание принципам их использования:
1) учет психологических и возрастных особенностей обучающихся;
2) гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного и целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка;
3) учет дидактических целей и принципов дидактики;
4) сотворчество педагога и обучающегося;
6) приоритет правил безопасности в использовании средств обуче-
ния [10, 94].
Средства обучения являются важным компонентом процесса обучения.
Под процессом обучения понимается сложное единство деятельности педагога и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками и к их развитию. Изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы, средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей
, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать при условии регулярного обмена информации, Управленческая система педагогического процесса органически связана со всеми его компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия [2, 141].
Выделим функции средств обучения:
1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу) [13];
2. Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу;
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
2 Общая характеристика средств обучения иностранному языку и
их классификация
В настоящее время существует множество классификаций средств обучения и все они отличаются друг от друга положенным в их основу признакам.
Средства обучения используются в образовательном процессе в виде носителей обучающей информации, а также в качестве инструмента деятельности преподавателя и ученика для достижения задач и целей обучения, развития и воспитания.
Основные группы средств обучения иностранному языку, следующие:
- основные (обязательные), вспомогательные, дополнительные – программы, учебные пособия, учебники, рабочие тетради, книги для педагогов, грамматические справочники, Интернет-сайты, журналы на изучаемом языке и прочие;
- ориентированные на преподавателя (научно-методическая литература, технические средства) и учащегося (рабочие тетради, учебники);
- технические (видеоаппаратура и аудиоаппаратура, Интернет-ресурсы) и нетехнические (традиционные печатные издания).
По каналу связи, на которое направлено средство обучения, выделяют аудитивные (аудиозаписи, радиопередачи), визуальные (предметы, картинки и др.), аудиовизуальные (телепередачи, видеофильмы, мультимедийные программы и другие) [9, 106].
Некоторые исследователи к средствам обучения иностранным языкам относят государственные образовательные стандарты и программы обучения по предмету.
С точки зрения выполняемых функций средства обучения подразделяют на:
1) средства-субтитры, замещающие в отдельных случаях преподавателя (словари, печатные правила, тестовые задания);
2) учебные материалы, являющиеся объектом действий учащихся (картинки, тексты, таблицы, схемы и т.д.);
3) вспомогательные средства для выполнения преподавателем сво-ей профессиональной задачи (интерактивная и классная доски, мультимедийная аппаратура);
4) комплексные средства обучения (учебные пособия, компьютер-ные программы) [2, 159].
Рассмотрим основные и вспомогательные средства обучения.
Основным средством обучения иностранному языку является учебно-методический комплекс по предмету. Содержание различный является учебно-методический комплекс может значительно видоизменять, но любой современный комплекс должен содержать инвариантную часть, включающую учебник и приложенные к нему аудиокассеты, книгу для преподавателя. Дополнительными компонентами учебно-методического комплекса являются книги для чтения, рабочие тетради, аудио- и видеодиски, контрольно-тестовые задания, пособия для преподавателя по использованию видеоматериалов, пособия по обучению письму, лексико-грамматические задания и упражнения [10, 98].
Как правило, преподаватель при выборе основного курса опирается на следующие критерии:
- является ли курс полным учебно-методическим комплексом и требуется ли дополнительно к нему составлять или подбирать недостающие компоненты:
- насколько данный курс соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, федеральных программ, региональных программ по изучению иностранных языков;
- соответствует ли курс возрасту и реальным интересам учащихся, контексту их деятельности, возможностям и потребностям;
- обеспечивают ли материалы курса необходимые модели для использования языка, насколько тесно в контексте увязаны форма, значение и употребление;
- способствует ли курс в достаточной мере развитию необходимых речевых, языковых и социокультурных умения в разных видах речевой деятельности;
- насколько доступен курс для преподавателя и обучающегося.
К дополнительным средствам обучения относятся многочисленные пособия, разработанные лично преподавателем или изданные: учебно-методические комплексы других авторов; специальные пособия для развития строго определенных видов речевой деятельности; различные аудио- и