Файл: 1 Роль средств обучения в образовании 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


видеоматериалы; компьютерные программы, сборники речевых и языковых игр для разных этапов обучения; карточки; схемы и таблицы, картинки, стихи и рифмовки; песни и музыка.

Современный урок по обучению иностранному языку невозможно представить без использования технических средств обучения. Использование различных аудио- и видеоматериалов оказывает эффективное воздействие на весь процесс обучения.

Многие классы обучению иностранному языку в учебных заведениях оснащены компьютерами, имеется доступ к Интернет-ресурсам, что открывает поистине безграничные просторы для обучения (подготовка индивидуальных домашних заданий, раздаточных материалов, прохождение тестирования и выполнение контрольных заданий, дистанционное обучение, которое достаточно развито в последнее время, возможность общаться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях).

Обучение с использованием технических средств является более личностно-ориентированным, менее однообразным и рутинным, интерактивным, более коммуникативным. Такое обучение основано на использовании аутентичных языковых материалов, оно в меньшей степени ориентировано на преподавателя и является более автономным с точки зрения обучаемого.

Основными нетехническими средствами обучения по-прежнему являются: учебники и учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, дополнительный материал в виде схем, рисунков, иллюстраций, фотографий, таблиц с текстовым сопровождением [6, 86].

Современные средства обучения быстро изменяют сферу образования и непосредственно влияют на образовательный процесс. Если раньше учащиеся учились только по бумажным носителям, ходили в библиотеки, писали научные работы только по книгам, то сейчас все кардинально поменялось. Ученики и студенты активно пользуются современными средствами обучения: телефонами, электронными книгами, интернет-ресурсами. Широко распространено применение интерактивных досок. Они заменяют множество других технических приспособлений. С их помощью можно обеспечить постоянный процесс работы учащихся в электронном виде. Это экономит время, развивает мыслительную и творческую активность, стимулирует познавательный интерес. На доску можно выводить красочные иллюстрации, таблицы, проверочные тесты.

К неотъемлемым средствам обучения иностранному зыку в век современных технологий являются
компьютеры и ноутбуки, с их помощью обеспечивается индивидуальный подход к ученику. Обучаясь по специализированным программам или проходя тренировочные тесты, учащиеся не так боятся допускать ошибки, у них есть возможность повторного прохождения заданий. Также компьютеры обеспечивают максимальную объективность при оценивании знаний [4, 105].

Одним из ведущих средств обучения нового поколения являются электронные образовательные ресурсы. Электронный образовательный ресурс – это источник учебной информации, представленный в цифровом формате.

Под электронным-образовательным ресурсом понимаются материалы и средства, содержащие систематизированные сведения учебного характера, представленные в электронной форме и призванные обеспечивать образовательный процесс, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий.

Для наглядного понимания понятия, выделим основные современные

средства обучения посредством электронных образовательных ресурсов:

- вебинар (виртуальный практикум, организованным с применением

интернет-технологий; учащийся делает доклад, а слушатели задают вопросы);

- видео – конференция (обеспечивает обработку, передачу, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в

режиме реального времени посредством аппаратно-программных средств компьютерной техники; осуществляется обмен аудио-видеоинформацией в реальном режиме времени с учетом передачи управляющих данных);

- виртуальная консультация (одно из средств обучения, наиболее часто применяемое при организации самостоятельной работы учащихся при изучении разнообразных интерактивных учебных материалов);

- видео – лекция (лекция, реализуемая посредством видео съемки; данный вид лекции сокращен, дополнен схемами, таблицами, фотографиями и видеофрагментами, которые иллюстрируются в процессе преподавания материала лекции [5, 241].

Целесообразно отметить, что современные средства информации и массовых коммуникаций не способны заменить традиционную лекцию, но посредством интерактивных средств обучения лекция становится более гибкой, учитывающей и особенности изучаемой научной дисциплины, и специфику аудитории, и психологические закономерности познания, переработки услышанного, его воздействия на формирование оценок, взглядов, чувств и убеждений человека, и возможности новых информационных технологий.



Изучение иностранного языка, является достаточно трудоемким и затратным делом. Применение современных средств обучения позволяет решить ряд следующих проблем, возникающих при изучении языка:

- свободное общение на иностранном языке;

- забывание иностранных слов;

- непонимание иностранного на слух;

- трудности при построении предложений;

- преодоление языкового барьера;

- постановка произношения;

- недостаток времени.

Конец формы

3 Условия эффективного применения средств обучения

иностранному языку
Прежде чем применять то или иное средство обучения, необходимо выделить учебный материал, при изучении которого возможно и целесообразно использование того или иного средства. В конкретной учебной ситуации необходимо установить, способствует ли использование средства обучения усвоению учащимися знаний и умений по учебной теме, достижению учебной цели, воспитанию, активизации мыслительной деятельности.

Необходимо определить момент подачи средства обучения на учебном занятии, наиболее соответствующей логике учебно-познавательного процесса. Любая наглядность на учебном занятии неэффективна, если она не сопровождается познавательной деятельностью обучаемых. Необходимо тщательно продумать, как активизировать и направить познавательную деятельность учащихся в процессе их подготовки к восприятию наглядных средств, а также после просмотра учебного кино, телепередачи, видеозаписи, или аудиозаписи. Преподносимая при помощи средств обучения информация должна соответствовать современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебником. Информация должна быть доступной [2, 156].

При использовании технических средств обучения необходимо учитывать их соответствие инженерно-техническим требованиям. Успешное использование средств обучения в значительной мере зависит от профессиональной подготовленности преподавателя.

Каждое средство обучения должно соответствовать информативной и функционально – дидактической стороне, то есть тому материалу, изучение которого предусмотрено программой, и с точки зрения соответствия этой информации тем частным методическим задачам, которые решаются при раскрытии определенного содержания.


Выбор средства обучения на каждое учебное занятие – процесс индивидуально-творческий. По каждому предмету трудно централизованно разработать и подобрать средства обучения в соответствии со спецификой и содержанием каждой темы. Индивидуальный стиль работы преподавателя и уровень развития обучаемых вносят свои коррективы в использование этих средств.

Отметим, что действенным считается использование того или иного современного средства обучения, если оно:

- экономит время;

- делает материал более доступным;

- увеличивает объем усвоенных знаний;

- включено в общую систему образовательного процесса и соответствует внутренней логике содержания предмета;

- стимулирует познавательную активность;

- позволяет осуществлять оперативный контроль;

- расширяет представления учащихся об изучаемом материале;

- помогает отрабатывать практические навыки;

- увеличивает долю самостоятельности учащихся.

Таким образом, средства обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса в среднем профессионально – педагогическом заведении. Умелое использование преподавателем различных средств обучения позволит значительно повысить качество профессионального образования обучающихся.

Заключение
Таким образом, методика преподавания любого предмета предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения иностранному языку. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить обучающихся с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности и функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на занятии должны использоваться комплексно.

В ходе выполнения данной работы была достигнута основная ее цель:

были рассмотрены особенности современных средств обучения иностранному языку. Были выполнен следующие задачи:

- изучена методическая литература по теме исследования;

- раскрыто понятие «средство обучения»;

- рассмотрены классификации средств обучения иностранному языку и их характеристики;

- определена роль средств обучения иностранному языку;

- рассмотрены условий эффективного применения средств обучения иностранному языку.

В век современных технологий и у преподавателей появилась возможность использовать на занятии различные технические средства, такие как компьютер, видео и аудио аппаратуру, телевидение, Интернет, мультимедийные средства и многое другое, что в свою очередь позволяет сделать занятия иностранного языка более продуктивными, повысить у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка, ведь используя новейшие технические средства, учащиеся не просто изучают иностранный язык, но и могут полноценно его использовать, например, общаясь с зарубежными сверстниками как по электронной почте (что позволяет учащимся тренироваться в письме), так и, используя веб-камеру (что позволяет учащимся тренироваться в говорении).


В ходе выполнения данной работы было установлено, что использование современных средств обучения иностранному языку, таких как компьютер, видео и аудио записей, Интернета и прочих позволяет:

- восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку;

- повышать мотивацию учащихся к обучению иностранного языка;

- полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности.

- осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого учащегося;

- обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля.

- выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимися одновременно, включая говорение.

К сожалению, не все преподаватели понимают истинную ценность использования технических средств в обучении иностранному языку и не стремятся к этому, так как полагают, что основных средств обучения более чем достаточно для получения необходимых данных при изучении языка. Педагогическая практика нуждается в обновлении для достижения лучших результатов и повышения эффективности. Применение новых методов, технологий обучения иностранным языкам будет способствовать развитию таких качеств личности, которые являются востребованными современным поликультурным и многоязычным обществом. Представленные в данной работе средства обучения иностранным языкам помогают формировать коммуникативную компетенцию, способность к межкультурному взаимодействию, способность критического и творческого мышления, а также помогают ученикам учиться добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

В заключении, необходимо подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются важной частью информационно-образовательной среды. Использование новых технологий - закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть образовательного процесса.


Список использованной литературы:
1. Бабанский Ю.К Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – Москва: Мир, 2021. – 180 c.

2. Беликова Л. Г. Современный кабинет иностранного языка / Л.Г. Беликова. – М.: ДРОФА, 2020. – 224 c