Файл: Кровь и кровообращение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Урок биологии в 8 классе на тему:

«Кровь и кровообращение»

Учебник «Биология» 8 кл. для общеобразовательных организаций под редакцией профессора Пасечника В.В.

Москва «Просвещение» 2010 г.
Обобщающий урок в 8 классе на тему: «Кровь и кровообращение»

Цель урока: создать условия для повторения, закрепления и обобщения знаний по теме «Кровь и кровообращение»

Задачи:

Образовательные:

- выявления сформированности понятий по теме «Кровь. Кровообращение»;

- обобщить, углубить и закрепить знания о строении органов кровообращения и их функциях;

- связать материал по теме с другими науками;

Развивающие:

- развить и закрепить умение учащихся работать с различными видами тестов,

использовать знания в нестандартных ситуациях;

- прослеживать межпредметные связи биологии с химией, математикой и др.

предметами;

умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное,

осмысливать и применять полученную информацию;

- развивать самостоятельную деятельность;

Воспитательные:

- продолжить формирование понятий об организме, как едином целом,

взаимосвязи его с окружающей средой.

- формирование умения работать в группах;

- уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично

излагать свою точку зрения и аргументировать её.

- содействовать формированию сознательного отношения к значению

донорства в жизни людей.
Ожидаемые результаты:

Предметные УУД:

- сформировано понятие по теме «Кровь. Кровообращение»;

- обобщено, углублено и закреплено знания о строении органов кровообращения и их функциях;

- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками;
Личностные УУД: развитие и закрепление умений учащихся работать с

различными видами тестов, использовать знания в нестандартных ситуациях;


формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.

Регулятивные УУД:

-умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное,

осмысливать и применять полученную информацию;

- формирование умения определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составление плана и последовательности действий,

контроль знаний.

Коммуникативные УУД:

- формирование понятий об организме, как едином целом, взаимосвязи его с

окружающей средой.

- формирование умения работать в группах;

- уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично

излагать свою точку зрения и аргументировать её.

- содействовать формированию сознательного отношения к значению

донорства в жизни людей.

Познавательные УУД: постановка проблемы, умение структурировать тексты, умение давать определение понятиям
Ход урока.

Организационный момент (5 мин). Учитель читает эпиграф урока:

Что такое сердце? Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе – все земное

Умещается в его пределы!

Потому что нет ему покоя!

Потому что сердце золотое!
Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает название и

обосновывает выбор. («Артерии», «Вены»). В жюри входят учитель и два

наиболее сильных ученика класса.
Представление команд учителем
1 конкурс Блиц-опрос (на время и правильность) (5 мин)

Каждый правильный ответ 1 балл
Блиц-опрос «Артерии» (Приложение 1)

1. Сколько отделов в сердце человека?

2. Сосуды, приносящие кровь к сердцу?

3. Какая кровь течет по артериям большого круга кровообращения?

4. Самая крупная артерия нашего тела?

5. Как называются клапаны между предсердиями и желудочками?

6. Время сокращения предсердий

7. Кровь, насыщенная кислородом?
Ответы на вопросы

1. Четыре камеры. Два предсердия и два желудочка

2. Вены

3. Артериальная кровь

4. Аорта

5. Створчатые клапаны

6. 0,1 сек

Блиц опрос «Вены»

1. Кровь насыщенная углекислым газом?



2. Время сокращения желудочков

3. В каком органе кровь обогащается кислородом?

4. Откуда начинается большой круг кровообращения?

5. Где находятся полулунные клапаны?

6. Самые мелкие кровеносные сосуды?

7. Сосуды, уносящие кровь от сердца?

 Ответы на вопросы

1. Венозная кровь

2. 0,3 сек.

3. Лёгкие

4. Левый желудочек сердца

5. Между желудочком и артерией

6. Капилляры

7. Вены
2 конкурс - «Путешествие крови в организме человека» (10 мин)

Вставить пропущенные слова (на время) в тексте.

Команда «Артерии»

Я постоянно путешествую в организме человека. Вот меня понесло в правое

предсердие. Открылись (створчатые) клапаны, и я оказался в (правом

желудочке). Хотел было я вернуться обратно, но не смог открыть створки,

ведь они удерживаются прочными нитями. Прошло всего (0,3) секунды, и я

оказался перед (полулунными) клапанами, закрывающими вход в

(легочную) артерию. Они открылись, и я понесся к легочным пузырькам.

Там произошел газообмен. Мой пассажир – гемоглобин обменял (СО2 ) на

(О2 ). Оттуда по легочным венам я попал в (левое) предсердие. На этом я

завершил путешествие по малому кругу кровообращения. Я очень горжусь

собой, потому что участвую в осуществлении одной из важнейших функций

крови- дыхательной.
Вставить пропущенные слова (на время) в тексте

Команда «Вены»

Я постоянно путешествую в организме человека. Вот меня понесло в левое

предсердие и через (0,1 сек) я оказался в (левом) желудочке. За мной плотно

сомкнулись (створчатые) клапаны и через (0,3 сек) я оказался, пройдя

(полулунные) клапаны в аорте. Меня понесло к внутренним органам.

Каждой клетке я отдал (кислород О2) и насытился (углекислым газом СО2).

После газообмена я по вене попал в (правое) предсердие. Так я завершил

свое путешествие по большому кругу кровообращения. Я очень горжусь

собой, потому что участвую в осуществлении одной из важнейших функций

крови- дыхательной.
Оценка 5-балльная.

Индивидуальная работа учащихся «Проверь себя»

(письменная работа на 10 мин)
1. Система органов кровообращения состоит из:

А) сердца и околосердечной мышцы


Б) сердца и кровеносных сосудов

В) артерий, вен и капилляров

Г) сердца и легких
2. Артериальная кровь в отличие от венозной

А) ярко-красная, бедная кислородом

Б) ярко-красная, богатая кислородом

В) темная, бедная кислородом

Г) темная, богатая кислородом
3. Малый круг кровообращения заканчивается в...

А) правом предсердии;

Б) левом желудочке;

В) правом желудочке;

Г) левом предсердии;
4. Кровь в аорту поступает...

А) из правого желудочка сердца.

Б) из левого желудочка.

В) из левого желудочка сердца.

Г) из правого предсердия.

Найдите ошибки в тексте.

1. Сердце человека – это трехкамерный мышечный орган.

2. Оно помещается в околосердечной сумке из соединительной ткани,

внутри которой находится жидкость, уменьшающая трение при

сокращениях.

3. Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает

кровь по большому кругу кровообращения.

4. Между правым и левым желудочками находится неполная перегородка,

поэтому кровь в большом круге смешанная.

Ответы:
Ошибки, допущенные в предложениях

1. Сердце у человека четырехкамерное.

3. Сердечная мышца сильнее развита в левом желудочке, так как именно

он качает в большой круг кровообращения.

4. Перегородка полная, а кровь разделена на венозную и артериальную

полностью.

По окончании выполнения работы учащиеся меняются работами и проверяют ответы одноклассников. Критерии оценок за два задания
0-1 ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4 и более ошибок – «3»
Практические домашние задания командам, т.е. учащиеся должны

подготовиться к заданию дома (8 мин)

Задача №1 При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь

сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета.

Какой сосуд повреждён?

- Какова первая помощь при артериальном кровотечении.
Задача №2 Повреждена рука. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого


цвета. Какой сосуд повреждён?

- Какова первая помощь при венозном кровотечении
Оценка 5-балльная.
Заключение (3 мин.)

Чтобы сердце оставалось на долгие годы здоровым, его нужно укреплять

В конце урока подводятся итоги конкурсов.

Объявляется команда- победитель.
Рефлексия (2 мин)

Учитель: Сейчас каждый из вас сделает вывод, пользуясь любой фразой

Сегодня я узнал



Было интересно



Я понял, что



Меня удивило, что



Мне понравилось




Учитель оценивает работу детей со своей точки зрения, ставит оценки (2 мин)