Файл: Межпредметные связи в процессе преподавания биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ДОКЛАД

на тему: «Межпредметные связи в процессе преподавания биологии»
     Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд  функ-

ций. Методологическая  функция  выражена в том,  что только на их

основе возможно формирование у учащихся  диалектико-материалисти-

ческих взглядов  на  природу,  современных представлений о ее це-

лостности и развитии,  поскольку межпредметные связи способствуют

отражению в обучении методологии современного естествознания, ко-

торое развивается по линии интеграции идей и  методов  с  позиций

системного подхода к познанию природы.

     Образовательная функция межпредметных связей состоит в  том,

что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний

учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межп-

редметные связи выступают как средство развития биологических по-

нятий, способствуют усвоению связей между ними и  общими  естест-

веннонаучными понятиями.

     Развивающая функция  межпредметных  связей  определяется  их

ролью в  развитии  системного и творческого мышления учащихся,  в

формировании их познавательной  активности,  самостоятельности  и

интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодо-

леть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

     Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их со-

действии всем направлениям воспитания школьников в обучении  био-

логии, Учитель биологии,  опираясь на связи с другими предметами,

реализует комплексный подход к воспитанию.

     Конструктивная функция  межпредметных  связей состоит в том,

что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учеб-

ного материала,  методы и формы организации обучения.  Реализация

межпредметных связей  требует  совместного  планирования учителями

предметов естественнонаучного  цикла  комплексных  форм учебной и

внеклассной работы,  которые предполагают знания ими учебников  и

программ смежных предметов.

     Использование межпредметных связей - одна из наиболее  слож-

ных методических  задач учителя биологии.  Она требует знаний со-


держания программ и учебников  по  другим  предметам.  Реализация

межпредметных связей  в  практике обучения предполагает сотрудни-

чество учителя биологии с учителями химии, физики, географии; по-

сещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.

            Межпредметные связи на уроках ботаники

     С изучения  растений  начинается в биологии последовательное

формирование естественнонаучной картины  мира.

Мировоззренческие  идеи эволюции и уровней организации живой материи

могут получить более глубокое развитие  при  изучении растений с помощью межпредметных связей.

     Растительная клетка изучается как мельчайшая частица  строения организма  растения,  и  одновременно  у учащихся формируются

первичные представления  о  клетке  как  элементарной   структурно-функциональной единице жизни.  Понять строение и процессы жиз-

недеятельности клетки и научно объяснить их учащиеся  могут  лишь

тогда, когда  учитель  раскрывает  закономерные  связи строения и

функций клетки,  ее жизнедеятельности и  внешней  среды.  Понятия

внешней среды и условий жизни учащиеся усваивают в курсе природоведения 5 класса.  Внешней средой называют все, что окружает растения (солнечный свет,  воздух, вода, почва, другие растения, животные и др.), а условиями жизни - то, без чего растение не может

жить (вода,  воздух, свет, тепло). Эти понятия целесообразно повторить, опираясь на знания учащихся из курса природоведения,  при освещении вопроса "Растительный мир как составная часть природы".

Под углом зрения этих понятий важно раскрыть и процессы жизнедея-

тельности клетки.  Учитель  подчеркивает,  что  питание и дыхание

клеток могут происходить лишь тогда,  когда во внешней среде есть

необходимые для этого условия:  вода, воздух, минеральные вещества, свет и тепло.  Из воздуха и почвы поступают внутрь клетки необходимые для питания и дыхания вещества:  вода,  минеральные вещества, кислород, углекислый газ и др. С этими понятиями учащиеся также знакомы из курса природоведения .  Они знают,  что все тела природы состоят из веществ.  Учитель может поставить  перед  ними вопросы: является ли растение телом природы? Из чего оно состоит? Отличаются ли вещества,  из которых состоит растение

,  от веществ неживых тел природы? Последний вопрос является для учащихся проблемным. Он позволяет учителю ввести понятие об  органических  веществах как  веществах,  которые  образуются в клетках в процессе питания (сахар,  крахмал). Введение уже при изучении клетки понятий об  органических  и  минеральных веществах позволяет избежать

неопределенности понятия "питательные вещества" и  определить  их

как органические  и  минеральные  вещества,  которые  поступают в

клетку и образуются в ней в процессе питания. Для объяснения  вопроса о  поступлении веществ в клетку важно использовать известные

учащимся из курса природоведения понятия о растворимых веществах,

растворении и  растворах.  Учитель  биологии  предлагает учащимся

вспомнить, какие вещества называются растворимыми,  какие нерастворимыми. Учащиеся  вспоминают:"Если частицы вещества в воде становятся невидимыми и вместе с водой проходят через фильтр, то это

вещество растворимо в воде.  Если частицы плавают в воде или осе-

дают на дно,  а также задерживаются фильтром, то это вещество не-

растворимо в воде".  Учитель ставит новый проблемный вопрос:  какие, растворимые или нерастворимые в воде,  вещества поступают  в

клетку? На основании опыта,  демонстрирующего поступление веществ

в клетку, учащиеся делают выводы о том, что твердые вещества поступают в клетку только в растворенном виде, а вода растворяет минеральные соли;  вода с растворенными в ней веществами (соли, сахар) поступает в цитоплазму и образует клеточный сок, заполняющий вакуоли. Говоря о движении цитоплазмы, целесообразно подчеркнуть, что движение  присуще всей живой и неживой природе,  и предложить учащимся привести известные им из  курса  природоведения  примеры движения тел (движения тела человека,  небесных тел, Земли вокруг Солнца, воздуха, воды, растений и животных).

     Развитие общих  естественнонаучных понятий о телах и веществах необходимо предусмотреть и при изучении строения клетки. Учитель предлагает учащимся привести примеры тел живой природы и отмечает, что внутри одних,  более крупных тел могут находиться более мелкие тела. На вопрос "Есть ли такие тела в клетке?" учащиеся отвечают:  "Ядро - это небольшое тельце в  цитоплазме  клетки. Пластиды - Это также мелкие тельца в цитоплазме".  Расширение понятия о веществах происходит,  когда учитель, обобщая знания учащихся из курсов природоведения и ботаники, отмечает, что вещества могут быть органическими (сахар,  крахмал) и неорганическими (вода, минеральные  соли);  твердыми (соль,  сахар),  жидкими (вода, раствор соли, раствор иода) и газообразными (кислород, углекислый газ); растворимыми  и нерастворимыми в воде;  бесцветными и иметь цвет (иод,  вещества,  окрашивающие пластиды, содержащиеся в кле-


точном соке); цитоплазма представляет собой живое бесцветное вязкое вещество.  Такие знания имеют пропедевтическое значение:  они подготавливают учащихся к изучении химии и физики, а также позволяют им увидеть связь биологических и физико-химических процессовв природе.

Заключение

     Забота о построении содержания единого курса биологии,  усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи

с другими учебными предметами.

     Межпредметные связи влияют на  состав  и  структуру  учебных

предметов. Каждый  учебный  предмет  является  источником тех или

иных видов межпредметных связей.  Поэтому  возможно  выделить  те

связи, которые учитываются в содержании биологии,  и, наоборот, -

идущие от биологии в другие учебные предметы. Межпредметность  -  это  современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного  материала целого ряда предметов,  усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации  обучения,  обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА

     1. Всесвятский Б.В.  Системный подход к биологическому обра-

зованию в средней школе.- М.: Просвещение,1985.

     2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания би-

ологии. - М. : Просвещение, 1985.

     3. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.:

Просвещение, 1986.

     4. Максимова В.Н.,  Груздева Н.В. Межпредметные связи в обу-

чении биологии.- М.: Просвещение, 1987.

     5. Максимова В.Н.  Межпредметные связи в учебно-воспитатель-

ном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.