ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет:
- гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;
- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;
- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;
- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.
| Критерии оценивания | Баллы |
1. | Наличие, точность формулировки общественной проблемы | 0-2 |
2. | Обоснование актуальности/неактуальности обозначенной проблемы в современности | 0-2 |
3. | Представлена и обоснована гуманистическая направленность идей автора публикации | 0-2 |
4. | Обоснованность, убедительность аргументации своего мнения о том, как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком | 0-2 |
5. | Грамотность речи | 0-1 |
Максимальный балл | 9 |
Вариативное задание № 2. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Работы ученого – золотой фонд знаний о воспитании, обучении и образовании подрастающего поколения. Прочитайте внимательно отрывок из его статьи «О пользе педагогической литературы» и выполните задание.
К.Д. Ушинский писал: «Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками, а только искусствами... Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях... педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку... Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах,
классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей... Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно...».
Представьте развернутое рассуждение, отражающее заданную тему, краткое обоснование позиции. Выразитесвоеотношениекпозицииавтора иобоснуйтеего. Соотнесите ваше мнение с событиями, эпизодами школьной жизни. Постарайтесь раскрыть возможность (невозможность) переноса авторских идей в современную действительность. Сделайтевыводотом,надчемнеобходимоработатьсовременномуучителю, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства.Работа оценивается в соответствии с критериями, предъявляемыми к сочинению-рассуждению. Рассуждение на тему «Ушли и забыли?» У меня тоже был класс, который я выпустила в 2021году, я его очень любила, вела с третьего класса до девятого. Они все были яркие, интересные, с ними можно было дружить, смотреть кино, обсуждать, и казалось, что у нас сложились отношения надолго. А в результате этот класс ушел, и все. Общение прекратилось, но я знаю, что они сделали правильный выбор, нашли свою дорогу в жизни. Наше общение во время их учёбы не было формальным. Мы переживали вместе и радости, и горе. У одного из ребят в 8 классе тяжело и долго болел мать. Онкология. Он ночами сидел возле её постели. Натерпелся! Ребята постоянно были с ним на связи. Поддерживали, как могли. Это результат? Учительский или какой? Не знаю. Но в науке ребята себя не видели. То, что им интересно было на уроках, я знаю. Это тоже, наверное, критерий. Оценки — точно не показатель. Очень трудно вообще сказать, что такое результат работы учителя. Точно не поступаемость в вуз, точно не ЕГЭ, точно какие-то другие вещи. Я считаю, что результат – это воспитание творческой личности, разносторонне развитой. Хочу процитировать отрывок из книги, который впечатлил автора Римму Анатольевну Храмцову и меня. «…Я раньше очень переживала, что к некоторым учителям выпускники приходят, а ко мне нет, очень. А потом в какой-то момент я поняла, что на самом деле это абсолютно нормально. Я как раз училась в школе, когда вышла «Ночь после выпуска» Тендрякова. Там школьная история, которая происходит в ночь после выпуска, и она начинается с рассказа о том, как выходит на сцену девочка, гордость школы, медалистка, и она должна сказать последнее слово про школу на выпускном вечере. И она говорит: «Люблю ли я свою школу? Да, люблю! Очень! Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог! По какой мне идти? Школа заставляла меня знать все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю... Мне страшно. Очень!» Важным в этом отрывке для меня также, как и для автора, является эмоциональная напряжённость отношения к школьной жизни, к процессам, которые происходили с обучающимися, их готовность/неготовность к будущей жизни. Мне очень понятна и близка точка зрения Риммы Анатольевны. Опыт, такт и теплота, с которыми автор пишет о школе , не могут оставить равнодушным читателей. Я считаю, что книгу «УЧИТЕЛЯ — УЧИТЕЛЯМ» (Сборник интервью Издательская группа «Точка» Москва, 2017) нужно прочитать каждому думающему педагогу.
Вариативноезадание№3. Прочитайте текст и выполните задания. |
Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый»
— Нет рецептов, друг мой,— сказал Яков Никифорович.— Нету. Как в тибетской медицине, все зависит от состояния больного: лекарство, доза, способ применения. И я не оракул, не Пифия и не Сократ. Из опыта подскажу, как бы я на твоем месте начал, а дальше — сам доедешь, а может, откажешься, найдешь свое. Сколько, наверное, есть дельных учителей, столько есть и методов... Вот я бы и начал с себя... Как? С себя — значит с муштры, самодисциплины. Без нее, Володя, не бывает подлинного учителя, и чем дурней, разболтанней достался класс, выше должна быть моя самодисциплина. Должен я стать если не героем, то уж таким образцом, что рот раскрывай, сплетничай, удивляйся, злословь. Да, люди всегда так: позлословят сначала, потом подражать начнут, потом — уважать. Авторитет не сразу растет. Его завоевывают. Что такое авторитет? Прежде всего, по- моему, хозяин слову. Сказал — сделал, обещал — выполнил, назначил срок
-
пришел минута в минуту. Иранская пословица говорит: «Если у тебя нет врагов, не наживай их невыполненными обещаниями». Видишь, и я вроде бы за поучительство принялся. Нет, не поучаю. Размышляю я... А самое важное -
не читать мораль, в позитуру не становиться. Таких не любят. Будь непогрешим, но нигде не подчеркивай своей непогрешимости. И невозможна она. А если уж тебе мораль надо дать, преподнеси ее в виде афоризма. Я так всегда делал. Вот, к примеру, скажу, как бы между прочим: «Знаете ли вы, что такое поступок?» Смотрят: чего это он? «Ну, скажем, кто-то у кого-то рубль взял и не отдал... А поступок — ведь это много... Ведь это очень много! Говорят так: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу...»… Бывало, я... Смех вспомнить... Начал работу в детдоме при колонии. Ребята буйные, лодыри, хулиганы, запущенные. Всякие. И вот... Орал. Кулаком стучал. Из класса под микитки вытаскивал... Не мог понять, дурень,— слабость свою демонстрирую, слабость, забывал, что учитель. Да и не учитель я тогда был, так — преподаватель. Годы ушли, пока понял себя, потом их... Ты меня провидцем назвал, а я твою судьбу и угадал и предсказал
случайно. Интуиция... Не больше. Она учителю — верховое чутье. Вижу: сидит парнишка, в глазах искорки. Учится не худо. Объяснять начнет, старается, чтоб я понял, и самолюбивый — у-у! Вот я и предсказал тебе. И ты не бойся предсказывать, ободрить словом... Не попадешь? А вдруг попадешь? Теперь о классе. Пойдем от сказанного... Сперва бы я попробовал у них родить привычку ходить в школу. А чтобы она взошла, поступок требуется. Пришел Иванов раз — похвали; заметь, обязательно заметь и похвали. Пришел два — опять похвали и в третий раз не скупись на доброе слово. Иванову нелегко, но он-то поймет, что ты о нем постоянно думаешь, заботишься. А похвала человеку — как растению поливка. Без этого нельзя. И прорастет потихоньку привычка. А еще, друг мой Володя, на уроки приходи не к звонку, а пораньше. За час, скажем... Я не ошибся. Да, за час... И сделай этот час нулевым уроком,
вроде консультации для всех и по всем предметам... Так и объяви... Приходите учить уроки, беседовать, вопросы задавать. Конечно, эрудиция твоя должна быть на высоте. Без эрудиции какой ты учитель?! Нет эрудиции — бросай все. У нас вон одна учительница не знала, что такое антибиотики, так ведь над ней потешались, как над дурой... Говори с ними обо всем: о любви, о нуждах, о пустяках, о людях, задачи с ними решай, диктанты пиши, истории поучительные рассказывай, а на вечерах танцуй лучше всех и вальс и всякий там шейк. Одевайся красиво, не будь синим чулком. Не стиляжь, но и в монахи не лезь. И потянутся к тебе, поймут, что ты правдив и знающ, начнет расти твой авторитет, не авторитет — авторитетище. И ты увидишь самое главное — тебе начнут подражать, начнут говорить твоим голосом. Вот это, Володя, самое большое счастье учителя — увидеть в них свое отражение. Хороший учитель, Володя, должен быть еще и хорошим актером. Не в дурном смысле... Нет... Тут ничего плохого. Ведь они прежде всего зрители, ты перед ними стоишь, как на сцене. Так играй, чтоб тебе верили, не лги и не фальшивь. Вот и в театре, когда видим талантливую игру, разве не плачем? Не переживаем? А ведь
великолепно известно каждому, что Отелло-актер не задушил Дездемону и что после спектакля они, может быть, пойдут куда-нибудь ужинать...
В тексте № 3 автор Н.Г. Никонов поднимает вопросы: «Что такое авторитет? Какую педагогическую позицию должен занять учитель, чтобы стать авторитетом для своих учеников?» Предложите свой ответ на вопрос о том, что такое авторитет учителя. Обоснуйте свое мнение, используя аргументы автора и свои собственные.
Ответдолженчеткодемонстрироватьпониманиеавторомавторитета учителя. При этом личное мнение может быть обоснованос использованием разных способов аргументации. В ответе могут бытьописаныконкретныеситуации,вкоторыхпроявляетсяучительскийавторитет,использованыссылкинаавторитетноемнение.
№ | Критерии оценивания работы | баллы |
1. | В тексте содержится ответ на поставленный вопрос – ответа на вопрос нет;
| от 0 до 3 |
2. | Обоснованность личной позиции – наличие, выраженность | от 0 до 2 |
3. | Аргументированность: использование разных систем аргументации опора на свои личные аргументы или иные (авторитетные) мнения | от 0 до 3 |
4. | Грамотность речи | 0-1 |
Максимальный балл | 9 |
Инвариантноезадание№4. Прочитайте книгу, содержащую интервью учителей и директоров школ России, пользующихся авторитетом в
профессиональной среде, чьи ученики получают высокие баллы на экзаменах, побеждают на всероссийских и международных предметных олимпиадах, становятся профессионалами высокого класса. Доступ по ссылке: https://vbudushee.ru/upload/lib/teachers-to- teachers_12.20.pdf?ysclid=lc697r4d9p390674166
Выберите наиболее понравившееся интервью одного-двух учителей. Напишите свободное рассуждение, отражающее вашу ценностно-смысловую позицию на тему выбранного интервью, используя стратегию LA «написать, чтобы прочитать»:
a)вступитевдиалогсавтором;
б) найдите отрывок, который, по вашему мнению, важен для автора. Прокомментируйте его и объясните, почему вы считаете его важным;
в)выскажитесьвподдержкуутверждения,сделанноговтексте,илиопровергнитеего.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом интервью | Баллы | | |||
1 | Понимание смысла высказывания | | | |||
| Дано верное объяснение смысла высказывания. Ошибок в интерпретации нет | 2 | | |||
| Дано в целом верное объяснение смысла высказывания, но допущена одна ошибка в его интерпретации | 1 | | |||
| Дано неверное объяснение смысла высказывания или объяснение смысла высказывания в работе отсутствует | 0 | | |||
2 | Наличие примеров-аргументов | | | |||
| Приведено не менее двух примеров-аргументов, которые соответствуют объяснению смысла высказывания | 2 | | |||
| Приведен один пример-аргумент, который соответствует объяснению смысла высказывания | 1 | | |||
| В работе не приведено ни одного примера-аргумента, объясняющего смысл высказывания, или в качестве примера- аргумента приведена цитата без объяснения | 0 | | |||
3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | | | |||
| Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические | | | |||
ибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | | | | |||
| Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | ||||
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | ||||
4 | Композиционная стройность, смысловая цельность, речевая связность | | ||||
| Работа характеризуется композиционной стройностью, смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения и завершенностью, ошибок в построении текста нет | 2 | ||||
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | ||||
| В работе допущено две и более ошибки в построении текста, более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | ||||
5 | Грамотность построения текста | | ||||
| Грубых ошибок нет | 1 | ||||
| Ошибки затрудняют чтение и понимание текста | 0 | ||||
6 | Соблюдение этических норм | | ||||
| Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | ||||
| Допущены этические ошибки (одна и более) | 0 | ||||
| Максимальный балл | |