Файл: Философия, её предмет, структура, функции. Специфика философского мировоззрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 643
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Философия, её предмет, структура, функции. Специфика философского мировоззрения.
Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo — любовь иsophia — мудрость, т.е. философия — это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427—347 гг. до н. э.). Философы — это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания — это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология– учение о мире в целом. Гносеология – познание мира. Философская антропология – философское учение о человеке. Социология – рассмотрение и изучение жизни общества. Этика– учение о морали, и т.д.
Структура философии: Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности. Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания. Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни». Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться? Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.
Гносеология и этика И. Канта, система объективного идеализма и диалектический метод Г. Гегеля как вершины западноевропейской классической философии
Немецкая классическая философия (2-я половина XVIII – 1-я половина XIX веков) является периодом, завершающим классическую философскую традицию, которая начинается с досократиков и заканчивается на творчестве Фейербаха и Маркса.
Первым представителем данной традиции является Эммануил Кант, идеи которого оказали значительное влияние на теорию познания и этики. В теории познания Кант обосновывал идеи активности человеческого сознания. Основной идеей гносеологии канта является утверждение активной роли познающего субъекта в процессе познания: то есть наше сознание непассивно отражает (копирует) внешний мир, но само участвует в его формировании в качестве объекте познания. Сознание трансформирует данные органов чувств при помощи априорных форм, т.е. идеальных (нематериальные) структур (априорные формы такие, как пространство, время, основные категории разума, при помощи которых сознание структурирует и упорядочивает поток чувственных восприятий, создавая наблюдаемый нами мир).
Таким образом, мы воспринимаем и познаем мир не таким, как он есть сам по себе, а в видоизмененной нашим сознанием формой. Кант стоит на позициях агностицизма, утверждая, что объективный мир не доступен нашему познанию; мы познаем мир лишь в рамках способностей и возможностей нашего (человеческого) сознания. Кант отрицал возможность познания мира самого по себе, утверждая, что наше познание реальности осуществляется лишь в рамках способностей и структур нашего сознания.
Кант сформулировал универсальный, по его мнению, нравственный закон – «категорический императив».
Кант приводит 2 основные формулировки категорического императива:
«поступай так, чтобы максима твоей воли, то есть личный мотив поступка, могла служить одновременно основой всеобщего законодательства» (относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе).
в своих действиях относись к человеку и человечеству в целом, как к цели, но не как к средству.
Идеи Канта оказали значительное влияние на философскую методологию познания, этики, а также на теорию государства и права.
Философские системы Георга Гегеля и Иосифа Шеллинга
Гегель и Шеллинг являются последними крупными представителями объективного идеализма западноевропейской философии. С их точки зрения, в основе возникновения и развития всего существующего лежит деятельность мирового разума. Мировой разум, создавая многообразие реальности, реализует собственное внутреннее содержание, т.е. природные и общественные процессы представляют собой выражение содержания мирового разума. Развитие человеческой культуры (науки, искусства) представляет собою процесс самопознания мирового разума. Через сознание человека абсолютный разум постигает собственное содержание, реализованное в мире.
Различие между идеями Гегеля и Шеллинга заключается в их подходе к познанию мира.
Гегель считал, что вершиной мировоззрения является философия, лишь она дает истинное и фундаментальное знание о мире, т.к., с одной стороны, философия основывается на разуме, а с другой – способна помыслить различные мировые явления из некоторого единого основания. Остальные науки, по мнению Гегеля, менее совершенны по сравнению с философией, т.к. они разделяют мир на множество автономных сфер исследования, т.е. мир предстает не в виду единой научной системы (как в философии), но в виду множества оторванных друг от друга теорий и гипотез.
Шеллинг считал, что основанные на разуме сферы культуры (наука, философия) принципиально неспособны дать фундаментальные знания о мире, т.к. понятие и структура нашего мышления улавливает в реальности лишь постоянные статичные законы и элементы. Разум не может адекватно выразить динамичную становящуюся природу реальности, это может сделать лишь искусство, т.к. оно опирается на интуитивное переживание мира. Лишь искусство способно выразить ту творческую энергию мирового разума, которая лежит в основе многообразных мировых процессов.
Русская философия: этапы развития, проблемы, характерные черты, главные представители. Специфика русской национальной философии, и её влияние на современность.
Можно выделить следующие основные этапы её развития:
Зачатки философии на основе религии (X-XVII вв.);
Отделение философии от религии и формирование ее как самостоятельного социального института (XVIII-сер. девятнадцатого века);
Начало создания оригинальных философских учений (сер. XIX- начало ХХ.);
Предметами философского поиска русских мыслителей были:
Проблема человека;
Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
Проблемы морали и нравственности;
Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
Проблема власти;
Проблема государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего.
По мнению Николая Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).
Семён Франк характеризовал русскую философию указанием на присущую русским мыслителям неразделимость рационального и нравственного смыслов, присущих слову «правда».
Одним из первых философов-западников был А. Радищев(1749–1802). Он опирался на принципы равенства всех людей, признание естественных прав и свобод личности. Радищев критиковал российскую государственность, считался одним из основателей российского социализма. Его философские положения соединяют в себе рационализм, материализм, пантеизм и гуманизм, утверждают приоритет материальных вещей и чувственного познания.
Одним из ярких представителей русской философии был П. Чаадаев (1794-1856), который критиковал Россию за ее «отлученность» от достижения цивилизации. Он описал
характерные черты русской философии и ее отличия от западной. Чадаева нельзя отнести к представителям славянофильства или западников, он одинаково признавал влияние духовности и рациональности, зависимости человека от Бога, социальной среды и материальной независимости, свободы.
Русская философия имеет существенные отличия от мировой философии. Её уникальность заключается в том, что она развивалась отдельно от мировой философии и не подвергалась влиянию Запада. Если на Западе человек – это индивид, то в русской философии человек – это вселенная, тотальность, микрокосмос, несущий в себе ответ на тайну макрокосмоса. Сущность, то что лежит в основе человека – это не я, а мы. К числу основных направлений русской философии можно отнести: Западничество и либерализм. Славянофильство и почвенничество Народничество Анархизм Космизм Толстовство Софиология Евразийство Марксизм-ленинизм Этатизм Традиционализм Национализм Истоки русской философии.
Наиболее известными философами конца XIX и начала XX веков являются Владимир Соловьев, Василий Розанов, Лев Толстой, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев, Питирим Сорокин и Владимир Вернадский. С начала 1920-х до конца 1980-х годов, в русской философии господствовали идеи марксизма, которые представлялись коммунистической партией в качестве догматов, не являющихся предметом для обсуждения.
Вторая половина XIX в. В российской и мировой истории
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских преобразований. Это время отмены в России многовекового крепостного права и целой серии реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни.
18 февраля 1855 г. на российский престол вступил 37-летний Александр II. 19 февраля 1861 г. император подписал Манифест об отмене крепостного права. Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества.
Земельная реформа. Основным вопросом в России на протяжении XVIII—XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в работе Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько десятков программ по отмене крепостного права как российских, так и иностранных авторов. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного права, решение земельного вопроса в России.
В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.
Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др. Отмена крепостного права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые, по сути, не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне — с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи)