Файл: Монгольская империя и изменение политической карты мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания для второй группы
— Охарактеризуйте первые победы монголов.
— Оцените их важность для развития монгольского государства.
Дополнительный материал для третьей группы
Итальянский путешественник Джиованни Плано дель Карпини о военном искусстве монголов
Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по меньшей мере один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооруженная лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи... У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла... Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Вышеупомянутые железные наконечники имеют острый хвост длиною в один палец, который вставляется в дерево. Щит сделан у них из ивовых или других прутьев...
Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство... За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают... стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках...
Вопросы и задания для третьей группы
— В чем секрет военных успехов монголов?
— Как итальянский путешественник описывает вооружение монголов?
— В чем была сила монгольского войска?
— Оцените тактику монголов.
(Третья группа представляет свою работу в виде перечня.)
Причины военных успехов монголов
1. Слабость тех стран, на которые нападали монголы. И Китай, и Средняя Азия находились в условиях феодальной раздробленности.
2. Монгольское войско было многочисленным, организованным и хорошо вооруженным.
3. Тактика монгольской конницы имела ярко выраженный наступательный характер: нанести внезапный удар, внести панику в ряды противника. Монголы избегали больших сражений и разбивали противника по частям.
4. Вторжению обычно предшествовала разведка и дипломатическая подготовка, направленная на изоляцию противника от возможных союзников и на раздувание внутренних усобиц.
5. Непрерывное руководство боем: монгольские ханы, темники и тысячники следили за всеми передвижениями войска, с помощью различных сигналов передавали приказы. Чтобы легче было управлять боем, отряды были в одежде определенного цвета, а лошади в отряд подбирали одной масти.
6. Перед своими войсками монголы ставили живой щит из пленных, чтобы деморализовать противника.
7. Жестокая дисциплина.
8. Использование передового технического опыта и военных специалистов захваченных стран.
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
3. Битва на Калке
В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который княжил в Галиче: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут».
Мстислав Удалой созвал в Киеве совет князей Южной Руси. На призыв галицкого князя откликнулись: киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославович Черниговский, Даниил Романович, княживший во Владимире-Волынском. Владимиро-суздальский князь послал полк на помощь, но тот не успел явиться к началу сражения.
Монголы послали к русским посольство из 10 человек, которое заявило: «Мы слышим, что вы идете против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и на конюхов своих, на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир». Но русские перебили послов и двинулись на половцев.
Русские войска перешли Днепр. Монголы осыпали русских стрелами и отступили. Не зная их обычной тактики заманивания, князья приняли их отступление за бегство. Русские не заметили, что оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали.
В конце мая 1223 г. состоялось кровопролитное сражение на берегу реки Калки. Монголы осадили лагерь Мстислава Романовича. Три дня киевляне отбивали все атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь и впоследствии отпустить на волю за выкуп, те согласились. Обещание было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.
Одержав победу на Калке, монголы разорили несколько городов и сел в Черниговском княжестве, но вглубь русских земель не пошли. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки.
Вопросы к классу
- Когда состоялась битва на Калке? Опишите ее.
- Почему русские проиграли битву, несмотря на численное превосходство?
— Возможен ли был иной исход битвы?
(Ответы учеников.)
— Предположите, какие уроки должны были извлечь русские князья после битвы на Калке.
(Учитель записывает на доске версии учеников.)
1. Следует соблюдать обычаи врага. Нельзя убивать послов. За убийство посла на Востоке жестоко мстят.
2. Необходимо заранее изучить тактику врага, чтобы не попадать в смертельную ловушку.
3. Нельзя действовать разрозненно, идя в бой с таким серьезным противником.
4. Необходимо готовиться к встрече с врагом, объединять силы, готовить общее военное руководство, прекратить междоусобицы и объединиться.
4. Историческое наследие Монгольской империи
В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава.
— Работая с п. 4 § 15 и картой на с. 8 учебника, дайте характеристику вновь созданному государству.
(Проверка выполнения задания, составление схемы.)
— Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, на котором рассматривается вопрос о том, какой след оставила Монгольская держава в истории.
— Разделитесь на две группы и выполните задание.
Первая группа отстаивает позицию: «Монгольская империя оставила положительный след в истории».
Вторая группа отстаивает позицию: «Монгольская империя оставила отрицательный след в истории».
(Ученики могут пользоваться учебником, справочными пособиями, наглядными средствами.)
V. Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
— Заполните сравнительную таблицу «Историческое наследие Монгольской империи».
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
| |
(Проверка выполнения задания.)
Рефлексия
Домашнее задание
1. Прочитать § 15, с. 4-10 учебника (ч. 2).
2. Задание на выбор.
• Составить словарь из изученных терминов § 15.
• Выполнить задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 11 учебника (ч. 2).