Файл: История высшего образования Казахстана.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История высшего образования Казахстана
Развитие высшего образования в Казахстане насчитывает без малого всего одно столетие.

Прообразами вузов были средневековые медресе, в которых учились известные философы Центральной Азии того времени.

В IX в. в средневековом городе Отырар на территории современного Казахстана существовало медресе, в котором обучался известный философ Востока Абу Насыр АльФараби. Как писал академик А. Машанов, одним из учеников медресе был и Коркыт.

В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 году в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 году факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 году получил имя Абая Кунанбаева.

В 1929 году в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934 году в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С. Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби).

В 1931 году в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.

Университетский сектор к 1980-м годам насчитывал только 2 вуза (Казахский государственный университет и Карагандинский государственный университет). Общая численность вузов в Казахстане к распаду СССР составила 55 вузов.

Новый исторический период развития высшего образования наступил с приобретением независимости Казахстана. Казахстан построил национальную систему образования, имеющую свое отличительное и узнаваемое лицо.

С момента обретения суверенитета Казахстана в 1991 году высшая школа претерпела много изменений, как в институциальном, законодательном, так и в финансово-хозяйственном аспектах.

Условно прошедший период времени с момента обретения Казахстаном суверенитета можно разделить на следующие этапы.

Первый этап - с 1991 по 1994 годы.
Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования. Основными задачами данного этапа было создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования в целях обеспечения достаточной независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рынка труда. Проводимые меры были определены в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан, который впервые установил внедрение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров.

Второй этап – с 1995 по 1998 годы. Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания. Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. Принимаются первые казахстанские образовательные стандарты высшего профессионального образования. Активно развивается негосударственный сектор образования.

Третий этап - с 1999 по 2000 годы. Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования. На этом этапе происходит реальная децентрализация системы управления организациями образования. Кардинально изменились принципы приема в высшие учебные заведения, осуществлен переход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.

Четвертый этап - с 2001 года. Стратегическое развитие системы высшего профессионального образования. Определены основные направления непрерывного развития высшего образования в двадцать первом веке.



Как известно в Казахстане за период независимости было принято три поколения законов об образовании: в 1992 – Закон РК «Об образовании» и 1993 г. – Закон РК «О высшем образовании»; второе поколение закона – 1999 г. – Закон РК «Об образовании», заменивший оба закона; и в 2007 г. – новый Закон РК «Об образовании».

В соответствии Законом «Об образовании», 2007 г. законодательно обеспечен переход на 12-летнее среднее образование; закреплена трехступенчатая модель подготовки кадров высшего и послевузовского образования (бакалавр – магистр – доктор PhD), магистратура выведена в уровень послевузовского образования; введена институциональная и специализированная аккредитация и др. Все уровни образования сопровождаются образовательными программами, что обеспечивает возможность мониторить систему с дошкольного уровня до послевузовского и дополнительного образования.

Условно с 2010 года начался новый стратегический этап развития системы высшего образования, направленный на укрепление позиций Казахстана в мировом образовательном пространстве. Принятая в 2010 году Государственная программа развития образования до 2020 г. направлена на повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

Создан новый университет мирового уровня Назарбаев-университет. Казахстанские вузы вошли в мировые рейтинги университетов. Внедрение кредитной технологии обучения в систему высшего образования РК привнесла многие качественные изменения в образовательный процесс, и вместе с тем явилась условием становления самостоятельности будущих специалистов.

В настоящее время учебные заведения системы высшего образования Республики Казахстан делятся на три типа: классический университет, профильный университет или академия, а также институты, относящиеся к высшим учебным заведениям университетского типа.