ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель - закрепление теоретических понятий модуля, формирование умений и навыков оставления поэтапного плана профконсультации, подбора профдиагностических методик и составления программ профессионального развития и личностных профессиональных планов
Методические материалы:
-
Лекции по дисциплине «основы профориентологии» -
Методические материалы к дисциплине
Задание 1. Максимум 15 баллов.
Подбор профориентационных диагностических методик исходя из данных кейса и сформулированной задачи диагностики.
Внимательно прочитайте представленные кейсы. Для каждого из них определите задачу диагностики. Подберите диагностические методики, которые решат данную задачу.
Пример решения задачи.
Примерный кейс: Арина обратилась за консультацией сама, т.к. не может выбрать между профессией инженера-программиста и учителя математики и информатики. Выбор нужно осуществить в ближайшее время, т.к. необходимо выбрать подготовительные курсы, где она будет обучаться до конца 10 класса и весь выпускной год.
Задача диагностики: выявить профессиональные интересы оптанта и показать различия между профессиями инженера-программиста и учителя математики и информатики.
Рекомендуемые методики: ДДО Е. Климова в модификации Азбель и опросник Тип Мышления, Г. Резапкиной.
Обоснование: опросник ДДО уточнит предпочтения по предмету труда – челок-человек как в профессии учителя или человек-знак как в профессии программиста. Опросник Тип мышления поможет определить доминирующий тип мышления, который будет соответствовать одной из профессий.
Кейс №1.
Денис заканчивает 10 класс, но не знает, какое направление дальнейшего обучения выбрать. Интересуется пока только спортом, имеет 1 взрослый разряд по плаванию, занимается дайвингом. Обратился за консультацией, чтобы выбрать направление получения образования, желательного высшего. Родители внимательны к желаниям сына и поддержат его решение.
Задача диагностики: помочь выбрать направление для обучения. Учесть пожелания клиента.
Рекомендуемые методики: Опросник Йоваши, карта интресов – автор Голомшток.
Обоснование: Карта интересов – поможет определить какие еще интересы и склонности присутствуют у клиента, к определенному виду профессиональной деятельности. В этой методике можно определить склонность к спорту. Методика Йоваши предназначена для определения склонностей к различным сферам профессиональной деятельности.
Кейс 2.
Алёна учится в 7 классе, ей предстоит выбрать направление подготовки профильного класса, где она будет учится с 8 по 11 класс. О профессии и будущем она пока не задумывается, увлечена рисованием, в том числе работой в графических редакторах, пробовала создавать фрагменты мультфильмов, ноне считает это возможной будущей профессией. Пришла на консультацию, чтобы выбрать один из классов: естественно-научный, гуманитарный или физико-математический.
Задача диагностики: выявить склонность и интересы клиенты, чтобы определить профиль класса.
Рекомендуемые методики: методика «Профиль» (методика карт интересов Голомштока в модификации Г. Резапкиной).
Обоснование: методика исследует профессиональные интересы. Помогает определить профиль обучения.
Задание 2. Максимум 30 баллов
Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).
Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Пробовала себя на временной работе летом промоутером, работала в Макдоналдсе. Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.
За консультацией обратились Татьяна и ее мама. Мама обеспокоена неопределенным выбором дочери и ее нежеланием учиться в выбранном ее вузе. Татьяна хочет понять свои склонности и задумывается о необходимости самостоятельного выбора профессии. В данном случае речь идет о двух запросах, которые не совпадают: запросе родителя и запросе ребенка.
-
Сформулируйте по исходным данным запрос родителя и запрос ребенка. (максимум 5 баллов)
Запрос Татьяны: помощь в выборе профессии.
Запрос мамы: уговорить ребенка, чтобы она поступила в МАИ.
-
Выберите тактику включения родителя в консультацию. Родитель будет в роли заказчика, наблюдателя или второго клиента на отдельной консультации? Свой ответ обоснуйте.
Родитель будет в роли второго клиента на отдельной консультации, так как нужно выяснить, почему она хочет, чтоб ее ребенок поступил именно в определенный вуз. При чем первая консультация должна быть у мамы, а потом уже с дочерью, где мама будет наблюдателем. Иначе, мама будет давить на дочь на первой консульатции.
Поэтому, для начала проводим первую консультацию с матерью, выясняем почему она хочет, чтобы дочь училась в определенном ВУЗе. Возможно, что у матери была такая же история в детстве, и на нее оказывали точно такое же давление. После консультации с мамой, после того, как все вопросы будут решены, можно проводить консультацию с дочерью.
3) Письменно спланируйте первую консультацию, заполнив таблицу:
Таблица 1. Содержание работы профориентолога на каждом этапе консультации
Этап | Содержание работы с родителем | Содержание работы с подростком |
Подготовительный этап | Слушаем проблему, анализируем. Примерно понимаем, какой будет объем работы. Договариваемся о времени и количестве консультаций. Исследуем проблему и готовим материалы для консультации. | Выслушиваем проблему подростка, анализируем и готовим методические материалы |
Формулирование запроса | Родитель формулирует запрос, мы задаем уточняющие вопросы. | Ребенок формулирует запрос, мы задаем вопросы. Если ест проблема по запросу, помогаем. |
Выдвижение гипотезы | Мы выдвигаем профконсультационную гипотезу, с которой будем дальше работать. | Выдвигаем профконсультационную гипотезу, с которой будет дальше работать. |
Определение цели консультации | Определяем конкретную цель консультации. Рассказываем какие методики применяем и как они могут помочь. | Объясняем ребенок какой может носить процесс консультирования |
Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа | Здесь нужно держать в курсе родителя, как проводится работа с методиками. В чем плюс. | Применяем психодиагностические методы. А так же наблюдаем за ребенком, что он говорит. |
Подведение итогов | Рассказываем результаты методик, какие рекомендации и выводы мы сделали на основании данных методик. Выслушиваем мнения родителя. Выдвигаем следующие задачи консультации при необходимости. Проводим рефлексию результатов. | Доводим ребенка до результата, выслушиваем его мнениния, отвечаем на вопросы. Выдаем рекомендации на руки. Проводим рефлексию результатов работы. |
Протоколирование | Составляем краткий протокол консультации: - анкета: - общие выводы; - проблема клиента по его пониманию; - гипотеза; - конкретная цель; - четкие шаги для достижения цели; - итог консультации - примечание | Составляем краткий протокол консультации: - анкета: - общие выводы; - проблема клиента по его пониманию; - гипотеза; - конкретная цель; - четкие шаги для достижения цели; - итог консультации - примечание |
4) Подготовьте и запишите основные вопросы, которые задает профконсультант в процессе работы клиентам, заполним таблицу (максимум10 баллов).
Таблица 2. Вопросы для обсуждения с клиентами
Этап | Основные вопросы профконсультанта при работе с родителем | Основные вопросы профконсультанта при работе с подростком |
Подготовительный этап |
|
|
Формулирование запроса | 1. Какой результат Вы хотели бы получить в итоге? 2. Как Вы поймете, что консультация прошла успешно? 3. Может ли Ваш ребенок самостоятельно определится с выбором профессии? Или это зависит только от Вас? 4. Почему Вы так считаете? 5. Чего бы Вы хотели для своей дочери? 6. Сможете ли Вы поддерживать дочь, помогать ей, если она выберет не то место учебы, которое запланировали для неё Вы? 7. А теперь, учитывая вышесказанное, что бы Вы все таки хотели получить от консультации? |
|
Выдвижение гипотезы | 1. Кто Вы по специальности? 2. Вы сами выбирали себе специальность или находились под влиянием родителей и друзей? 3. Почему для Вас важно высшее образование? 4. У вас Высшее образование? 5. Довольны ли Вы результатом выбора своей специальности? Что бы Вы изменили? Почему? 6. Как Вы считаете, специальность человек должен выбирать, самостоятельно учитывая свои склонности или всё под влиянием других? 7. Какие по-вашему есть минусы в том, чтобы специальность и ВУЗ выбирали за Вас? | 1. Есть вещи, которые у Вас получаются очень круто? 2. Если представить, что у тебя есть шанс получить профессию, в которой ты наверняка будешь успешна, какую бы ты выбрала? 3. Какие профессии и учебные заведения ты уже рассматривала самостоятельно? 4. Как ты относишься к высшему образованию, для тебя оно важно? 5. Насколько важно для тебя заниматься любимым делом? 6. Есть ли такие профессии и люди в этих профессия которыми ты восхищаешься? |
Определение цели консультации | 1. Понятна ли Вам цель нашей консультации? 2. Возникают ли у Вас вопросы, касающиеся цели консультации? 3. Понятен ли Вам выбор направления консультации? | 1. Понятна ли Вам цель нашей консультации? 2. Возникают ли у Вас вопросы, касающиеся цели консультации? 3. Понятен ли Вам выбор направления консультации? |
Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа | 1. Понятна ли Вам суть работы? 2. Необходимо ли сделать перерыв? 3. Возникают ли у Вас по ходу работы какие-либо вопросы? | 1. Понятна ли Вам суть работы? 2. Необходимо ли сделать перерыв? 3. Возникают ли у Вас по ходу работы какие-либо вопросы? 4. Методики не вызывают затруднений? 5. Понятны ли Вам основные моменты работы? |
Подведение итогов | 1. Как, по-вашему, мы смогли достигнуть целей консультации? 2. Какую работу ещё необходимо будет провести, по вашему мнению? 3. Какие положительные моменты из консультации Вы могли бы выделить? 4. С чем во время консультации возникли самые большие трудности? 5. Есть ли вопросы по рекомендациям? 6. Есть ли вопросы по результатам методик? 7. Какие выводы Вы сделали для себя, благодаря данной консультации? | 1. Как, по вашему, мы смогли достигнуть целей консультации? 2. Какую работу ещё необходимо будет провести, по вашему мнению? 3. Какие положительные моменты из консультации Вы могли бы выделить? 4. С чем во время консультации возникли самые большие трудности? 5. Есть ли вопросы по рекомендациям? 6. Есть ли вопросы по результатам методик? 7.Какие выводы Вы сделали для себя, благодаря данной консультации? 8. Нужна ли Вам информация о тех или иных профессиях? |
Протоколирование | Все ли требования к протоколу соблюдены? | Все ли требования к протоколу соблюдены? |
5) Сделайте выводы по работе с данным кейсом. Ответьте на вопросы: сколько консультаций может понадобиться дополнительно для решения запроса клиента/клиентов?
Я думаю, что для решения этого запроса понадобиться около 2-3 консультаций, если вдруг возникнут дополнительные запросы на получение информации.