Файл: Практическое задание 3, Модуль Игровые технологии в психологопедагогической коррекции. Требования к составлению психокоррекционных программ слушатель Серова Валерия Сергеевна Преподаватель Эльстен Екатерина Николаевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 562
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840 ч)
Дисциплина: Психолого-педагогическая коррекция
Практическое задание 3, Модуль 3. Игровые технологии в психолого-педагогической коррекции. Требования к составлению психокоррекционных программ
Выполнил:
слушатель Серова Валерия Сергеевна
Преподаватель:
Эльстен Екатерина Николаевна
г. Москва – 2023
Практическое задание 3
Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.
Цель: познакомиться со структурой программы психокоррекционной работы, приобрести умения составлять программу психокоррекционной работы для дошкольников (младших школьников или подростков) с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями
Задание 3.
1. Познакомьтесь со структурой программы психокоррекционной работы (файл Требования к составлению)
2.Составьте программу психокоррекционной работы для дошкольников (младших школьников или подростков) с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями (любое нарушение развития – на Ваш выбор).
Ответ: Психокоррекционная программа "Преодоление страха школьников с нарушением речи"
Все более ухудшающаяся экология, стрессы, неблагоприятные социальные условия жизни повышают процент детей, рождающихся с проблемами в развитии центральной нервной системы и, как следствие, с речевой патологией. И не получив своевременной помощи, дети приобретают массу сопутствующих проблем. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками по причине своего аномального речевого развития. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без недостатков в развитии речи. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Часто им требуется помощь не только логопеда, но и психолога. В таких 56 случаях логопед работает над звуковой стороной,
общим развитием речи, а педагогпсихолог помогает справиться с внутренними трудностями. В связи с этим всё более актуальным становится вопрос психокоррекционной работы с обучающимися, имеющими нарушения речи.
Психокоррекционная работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, а зачастую и поведенческих норм. Психокоррекция опирается на следующие принципы:
1) комплексность клинико-психолого-педагогических воздействий;
2) единство диагностики и коррекции;
3)личностный подход с учетом сложной целостности и индивидуальности психики;
4) деятельностный подход с учетом ведущего вида деятельности для каждого возраста;
5) иерархичность организации психокоррекции, заключающейся направленности работы на создание зоны ближайшего развития;
6) каузальность (детерминизм) — направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии.
Как и любой процесс воздействия (педагогический, лечебный), психокоррекция включает три обязательных компонента, тесно связанных между собой: диагностику, собственно лечебный процесс и оценку его эффективности.
Психологическая диагностика решает следующие задачи:
1) определение соотношения первичного и вторичного в структуре дефекта;
2) выявление вторичной психической симптоматики, характерной для того или иного речевого нарушения;
3) определение общих и специфических закономерностей психического развития при речевых нарушениях различного генеза;
4) изучение влияния речевого нарушения на формирование личности;
5) выбор методов психокоррекции и психотерапии;
6) определение критериев эффективности и оценки воздействия психотерапии и коррекции.
Психодиагностика является своеобразным соединительным звеном между общепсихологическими, логопедическими исследованиями и практикой. Детей с нарушение речи критичны к своему произношению, большинство из них имеют настойчивое стремление к исправлению речевого недостатка.
Боязнь детей того, что над его речью будут смеяться, вызывает у детей чувство страха, снижает познавательную деятельность, что в свою очередь ведет к затруднению развития речи. Со стороны эмоционально - волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.
Психолого - педагогическая коррекция речи у детей должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше психологических факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания.
Цель: устранение неблагоприятного воздействия и оказание помощи в преодолении страхов у детей школьного возраста с нарушением речи, улучшение общего психического состояния ребенка, формирование у него интереса к речевому общению, повышение уверенности в себе.
Задачи:
Определить особенности речевого и психического развития каждого ребенка на основе наблюдения и диагностического исследования.
Осуществление на основе данных обследования, психокоррекционного комплекса направленного на преодоление чувства страха, устранение недостатков речи.
Определить эффективность проведенных игр, по преодолению страха и устранению недостатков речи с помощью наблюдения и диагностического исследования.
Методы. Словесный (беседа, разговор), наглядный (показ, демонстрация), практический (выполнение детьми практических заданий), а также игровой метод. В начальных класах коррекционной школы игра является ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх,— игра вызывает качественные изменения в психике ребенка и имеет огромное влияние на его речевое развитие.
Этапы
1 этап. Ориентировочный. Планирование работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данного класса, изучение литературы по данной проблеме.
2 этап. Диагностический. Подбор диагностических методик, изготовление демонстрационных пособий, для проведения исследования. Проведение исследования с детьми.
3 этап. Коррекционный. Проведение психокоррекционных занятий и игр с детьми младших классов.
Формы работы: групповая форма организации в сочетании с индивидуальной.
Продолжительность 25 - 30 минут.
Частота встреч 1-2 раза в неделю.
Период работы первая половина учебного года (с сентября по январь).
Диагностика.
Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка.
Детям можно предложить нарисовать на темы: "В школе", "На улице, во дворе", "Семья", "Кем я хочу стать".
Сначала детям предложить нарисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросить принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях предложить детям темы выбрать самим. После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводить два раза в неделю, и затрагивают они одну или две темы. Обработка результатов. Анализ рисунков на тему "В детском саду". Рисунки получаются самые разнообразные. Некоторые дети рисуют только столы и педагога; другие рисуют только своих друзей, учителей, чем занимаются в школе; третьи же рисуют только себя в центре внимания. Результаты заносятся в таблицу. В рисунках на тему "В школе" самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре класса это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам на тему "На улице, во дворе". Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье. Анализ рисунков на тему "Семья". Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. Результаты заносятся в таблицу. В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями - это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них - это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола. Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, воспитатель даёт задание нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, боязни своей неправильной речи, того, что его не поймут, будут смеяться. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги,
поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
Перспективный план
Дата | Тема | Цель |
Сентябрь | Проведение диагностических процедур. | Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков, на основе полученного результата прогнозирование деятельности |
Сентябрь | Занятие "Знакомство" | Познакомиться с группой детей, знакомство детей с основными правилами, целями занятий по преодолению негативных эмоций. |
Сентябрь | Занятие "Я дарю тебе радость" | Развивать умение выражать свои эмоции посредством мимики, выразительных жестов; снять психомышечное напряжение. |
Сентябрь | Игра "Слушаем сердце" | Формировать бережное и доверительное отношение к партнеру |
Октябрь | Игра Кораблик | способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка. |
Октябрь | Занятие "Страх" | Познакомить с эмоцией страха; учить распознавать, изображать и реагировать на имеющиеся страхи. |
Октябрь | Игра Ива на ветру. | Способствует доверию и снимает напряжение. |
Октябрь | Занятие "Маленький храбрец" | Повышение самооценки; снятие психомышечного напряжения, устранение страхов; создание положительного эмоционального фона. |
Ноябрь | Игра "Рвакля" | Помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии. |
Ноябрь | Занятие " Пчелка в темноте" | Коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты. |
Ноябрь | Проведение игры Зоопарк | Развивать умение выражать свои эмоции посредством мимики, выразительных жестов; снять психомышечное напряжение. |
Ноябрь | Занятие "Как преодолеть гнев" | Продолжать учить детей распознавать у себя и у других эмоцию гнева; выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; обучать приемам саморегуляции. |
Декабрь | Занятие " Знакомство с эмоцией грусти" | Продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; познакомить с эмоцией грусти; развивать способности выражать эмоции вербально и не вербально; обучать приемам саморегуляции. |
Декабрь | Игры "Медвежата" "Из семечка — в дерево" | Упражнения направлены на мышечное расслабление. обучение выразительным движениям, релаксации. |
Декабрь | Занятие " Сказочное путешествие" | Продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; развивать способности выражать эмоции вербально и не вербально; обучать приемам саморегуляции; снятие психического напряжения. |
Декабрь | Занятие "Мир эмоций" | Закрепление знаний детей об эмоциях; умения определять эмоциональное состояние других людей; тренировка умения владеть своим эмоциональным состоянием. |
Январь | Проведение диагностических процедур | Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков, на основе полученного результата сделать вывод о результате деятельности по преодолению страха. |