Файл: Тема самообразования "Формирование правовой культуры старшеклассников".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивидуальный план самообразования
Тема самообразования: "Формирование правовой культуры старшеклассников"
Пояснительная записка
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения у обучающихся нашей школы имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
В соответствии с модернизацией российского образования в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, сформулированы важнейшие задачи воспитания:
-
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания; -
защита прав и интересов обучающихся; -
формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
В Федеральном Законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" №120 от 24.06.1999 г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся школы – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений, правовой грамотности.
К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения требований законов, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание приобретает важную роль в школьном возрасте
, начиная с 7 лет, и особую значимость имеет в 14-18 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится личным убеждением подростка. Важно, чтобы обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали структуру правоохранительных органов, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям "доброта", "порядочность", вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения детей и подростков.
Цель: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи:
1.Воспитание у уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в школе-интернате.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Активизация профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Организация разъяснительных работ среди обучающихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
7. Раскрытие творческого потенциала обучающихся через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Источники самообразования: методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, районные методические объединения, мастер-классы.
Формы самообразования:
-
Индивидуальная – через индивидуальный план, -
Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения социальных педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Направления самообразования:
I.Социально-педагогическое исследование | |
Изучение и анализ семейно-бытовых отношений в семье. | по мере необходимости |
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации; | по мере необходимости |
Изучение нормативно-правовой базы в сфере социальной политики | регулярно |
II.Организация всеобуча | |
Проведение социальной паспортизации класса | ежегодно: сентябрь |
Знакомство с новыми формами мониторинга в образовательном процессе. | регулярно |
III.Социально-педагогическая защита прав ребенка | |
Знакомство с нормативной базой и информирование родителей о имеющихся правах и льготах детей, малоимущих семей, законных представителей, помощь в их обеспечении и защите. | регулярно |
Разработка буклетов, памяток по формированию ЗОЖ, законопослушного поведения. | постоянно |
IV. Методическая деятельность | |
Участие в работе школьного МО классных руководителей. Выступление с докладом по теме самообразования. | по плану МО |
Выступление на родительских собраниях по социально – педагогическим проблемам | по мере необходимости |
Участие в конференциях, семинарах | регулярно |
Размещение информации о мероприятиях по праву, на сайте школы | по мере необходимости |
Разработка буклетов, памяток направленных на формирование законопослушного поведения учащихся. | постоянно |
Разработка методических рекомендаций для учащихся и их родителей по пропаганде ЗОЖ | регулярно |
Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. | регулярно |
Знакомство с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения. | регулярно |
Изучать опыт работы лучших учителей республики и России через Интернет. | регулярно |
Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов, технологий. | регулярно |
Прохождение курсов повышения квалификации по современным технологиям работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении | по возможности |
Ожидаемые результаты:
-
повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; -
реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с отклоняющимся поведением -
разработка буклетов, памяток направленных на формирование законопослушного поведения учащихся.. -
разработка и проведение открытых мероприятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме. -
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
Приложение (Список изучаемой литературы)
1.Социальный педагог в школе. Автор-составитель И.Ю. Фоминичева. Волгоград: Учитель, 2010
2.Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
3.Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка. Автор-составитель Н.А.Меньшина. Волгоград: Учитель, 2008
4.Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. Автор – составитель Е.Ю.Ляпина.- Волгоград: Учитель, 2007
5.Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.- М. ВАКО, 2006.
6.Всеобщая Декларация прав человека ст. 23 Право на труд.
7.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. -М.ВАКО, 2006.
8.Закон РФ « Об образовании» № 122 от 22.08.2004.
9.Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999.
10.Кодекс РФ. Об административных правонарушениях от 30.12.2001.
11.Конвенция ООН. О правах ребенка.
12.Семейный Кодекс РФ.- М. БЕК, 1996.
13.Трудовой Кодекс РФ.
14.Уголовный Кодекс РФ.- М. ЭКСМО, 2008.
Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
15. Ресурсы сети Интернет