Файл: Свобода и моральный выбор человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Свобода и моральный выбор человека»

Цель:формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека,понимание значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.

Задачи урока:

предметные:

- познакомить учащихся с понятиями «свобода», «моральный выбор», «нравственное и безнравственное поведение», «моральный конфликт».

метапредметные:

- развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас.

- учить отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.

- воспитывать уважительное отношение к людям, к самому себе.

Планируемые результаты:

- учащиеся должны понять, что свобода – это, прежде всего способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. Моральный выбор – это выбор между добром и злом.

Формирование УУД:

Личностные действия:

- принятие и освоение социальной роли ученика;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные действия:

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;

- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества выполненного задания;

Коммуникативные действия:

- сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение;

- умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные действия:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- осуществлять анализ как составление из частей целого;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- на основе анализа делать выводы, обобщать.

Тип урока:  открытие новых знаний

Формы организации: фонтальная, групповая,  парная.

Методы обучения на уроке: словесные, наглядные (презентация), творческие, практические и проблемно - поисковые , групповая работа.


Основные термины и понятия:свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, обыгрывание ситуаций.

Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстративный материал, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» авт. А.Я. Данилюк, цветные карандаши, словари.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие «Кувшин счастья»

Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас «вылейте его на себя». Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

II. Введение в тему.  Актуализация знаний.

Напишите красиво свое имя на листочке. Раскрасьте его в любимый цвет.

Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

- Вас кто–нибудь принуждал к выбору определенного цвета?

Прочитайте слово по первым буквам картинок. (слайд №2)

СВОБОДА

-Запишите это слово в своей тетради. С какими словами ассоциируется у вас это слово

-Сформулируйте тему занятия. (свобода) 

-Какова цель нашего урока? (познакомиться с понятиями - свобода, выбор)

Прочитайте записанные на слайде №3 слова, подберите к ним ассоциации и попытайтесь выбрать главное для вас.

СВОБОДА ВЫБОР МОРАЛЬ

Прочитайте свои ассоциации. Составьте 1-2 предложения, используя записанные вами слова. Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек.

III. Целеполагание.

Обсуждение

- Что значит быть свободным?

- Для чего нужна свобода?

- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?

IV Работа по теме урока.



Работа со словарями. (в группах) (слайд №4)

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь В.И. Даля)

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.( Толковый словарь С.И. Ожегова)

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой Энциклопедический словарь)

- Какое определение слова «свобода» подходит к теме нашего урока? (Ответы детей)

Усвоение исходных знаний.

Восточная притча (Приложение №1)

-Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

-Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Вывод. Человек всегда может сделать выбор. Это его и отличает от животного.

-Всегда ли человек задумывается над выбором? Нужно ли задумываться, что выбрать и зачем? Существует такое понятие моральный выбор. Это понятие состоит из двух слов: мораль и выбор. О слове выбор мы уже говорили, а что такое мораль? Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с моральным выбором? Приведите примеры.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор» (слайд №6)

Y.Физминутка (глазодвигательные упражнения ) (слайд №7)

YI. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником. (слайд №8)

Теперь обратимся к учебнику стр.22 - 23 

-  Что значит быть свободным?

-  Для чего нужна свобода?

- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

- Что такое моральный выбор?

-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

-Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт? (запись понятий в тетрадь)

2. Творческое применение знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (работа в группах)

- Сейчас мы снова поработаем в группах. Для начала вспомним правила работы в группах (дети перечисляют). Сейчас каждая группа получит небольшой рассказ. Ваша задача прочитать его и обсудить в группах. Ответить на вопрос: перед каким моральным выбором стоял герой или герои данного рассказа? (Приложение №1)

- А сейчас предлагаю вам в парах обсудить следующие ситуации: (Приложение №2)


2. Работа по сказкам (слайд №9)

Люди с давних пор задумываются о вопросах морального выбора., отражали это в своих сказках. Ответьте на вопросы: - В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

- Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

3. Творческая минутка

- Подобрать слова, близкие по значению к каждой букве слова.

Свобода, мораль

(Возможные варианты ответов: совесть, воля, общество, добро, …)

YII. Рефлексия деятельности

-Что такое свобода?

-Как связана свобода с моральным выбором?

-Всегда ли у человека есть выбор?

-Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать моральный выбор?

Работа с оценочным листом.

Домашнее задание: оформить в портфолио ученика лист «Моя свобода». В нём продолжите незаконченные предложения:

Я хочу …

Мне нельзя …

Мне можно …

Я могу быть …

  • Спасибо за урок.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. 
Что ответил Мастер своему ученику? (слайд № 5)


Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Приложение №2

1 группа:

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.


А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

2 группа:

Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.

3 группа:

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Приложение №3

Ситуации для обсуждения в парах.

1.У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе?

2.Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, и знаешь, чей он. Как ты поступишь?

3. Летом ты заработал деньги для поездки на экскурсию, а папа просит тебя отдать ему эти деньги, т.к. они ему сейчас очень необходимы для личных нужд. Как ты поступишь?

Приложение №4

Листы самооценки

(Подчеркните верные утверждения)

От чего зависит моральный выбор человека?

На чём основано нравственное поведение?

Что такое моральный выбор?

Чем определяется моральный выбор человека?

- от страны

- от самого человека

- от родителей

- от друзей

- на законах

- на моральных нормах

- на советах друзей

- на привычках

- между моральными нормами

- между добром и злом

-между своими интересами и интересами других

-верны все ответы

- местом жительства

- стойкостью характера

- семьёй

- возрастом