ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Свобода и моральный выбор человека»
Цель:формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека,понимание значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.
Задачи урока:
предметные:
- познакомить учащихся с понятиями «свобода», «моральный выбор», «нравственное и безнравственное поведение», «моральный конфликт».
метапредметные:
- развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас.
- учить отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.
- воспитывать уважительное отношение к людям, к самому себе.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны понять, что свобода – это, прежде всего способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. Моральный выбор – это выбор между добром и злом.
Формирование УУД:
Личностные действия:
- принятие и освоение социальной роли ученика;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные действия:
- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;
- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества выполненного задания;
Коммуникативные действия:
- сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение;
- умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные действия:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- осуществлять анализ как составление из частей целого;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- на основе анализа делать выводы, обобщать.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы организации: фонтальная, групповая, парная.
Методы обучения на уроке: словесные, наглядные (презентация), творческие, практические и проблемно - поисковые , групповая работа.
Основные термины и понятия:свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, обыгрывание ситуаций.
Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстративный материал, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» авт. А.Я. Данилюк, цветные карандаши, словари.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие «Кувшин счастья»
Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас «вылейте его на себя». Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.
II. Введение в тему. Актуализация знаний.
Напишите красиво свое имя на листочке. Раскрасьте его в любимый цвет.
Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.
- Вас кто–нибудь принуждал к выбору определенного цвета?
Прочитайте слово по первым буквам картинок. (слайд №2)
СВОБОДА
-Запишите это слово в своей тетради. С какими словами ассоциируется у вас это слово
-Сформулируйте тему занятия. (свобода)
-Какова цель нашего урока? (познакомиться с понятиями - свобода, выбор)
Прочитайте записанные на слайде №3 слова, подберите к ним ассоциации и попытайтесь выбрать главное для вас.
СВОБОДА ВЫБОР МОРАЛЬ
Прочитайте свои ассоциации. Составьте 1-2 предложения, используя записанные вами слова. Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек.
III. Целеполагание.
Обсуждение
- Что значит быть свободным?
- Для чего нужна свобода?
- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?
IV Работа по теме урока.
Работа со словарями. (в группах) (слайд №4)
Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь В.И. Даля)
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.( Толковый словарь С.И. Ожегова)
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой Энциклопедический словарь)
- Какое определение слова «свобода» подходит к теме нашего урока? (Ответы детей)
Усвоение исходных знаний.
Восточная притча (Приложение №1)
-Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
-Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод. Человек всегда может сделать выбор. Это его и отличает от животного.
-Всегда ли человек задумывается над выбором? Нужно ли задумываться, что выбрать и зачем? Существует такое понятие моральный выбор. Это понятие состоит из двух слов: мораль и выбор. О слове выбор мы уже говорили, а что такое мораль? Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с моральным выбором? Приведите примеры.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор» (слайд №6)
Y.Физминутка (глазодвигательные упражнения ) (слайд №7)
YI. Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником. (слайд №8)
Теперь обратимся к учебнику стр.22 - 23
- Что значит быть свободным?
- Для чего нужна свобода?
- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
- Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
-Как должен поступать добродетельный человек?
-Что такое моральный конфликт? (запись понятий в тетрадь)
2. Творческое применение знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (работа в группах)
- Сейчас мы снова поработаем в группах. Для начала вспомним правила работы в группах (дети перечисляют). Сейчас каждая группа получит небольшой рассказ. Ваша задача прочитать его и обсудить в группах. Ответить на вопрос: перед каким моральным выбором стоял герой или герои данного рассказа? (Приложение №1)
- А сейчас предлагаю вам в парах обсудить следующие ситуации: (Приложение №2)
2. Работа по сказкам (слайд №9)
Люди с давних пор задумываются о вопросах морального выбора., отражали это в своих сказках. Ответьте на вопросы: - В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
- Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?
3. Творческая минутка
- Подобрать слова, близкие по значению к каждой букве слова.
Свобода, мораль
(Возможные варианты ответов: совесть, воля, общество, добро, …)
YII. Рефлексия деятельности
-Что такое свобода?
-Как связана свобода с моральным выбором?
-Всегда ли у человека есть выбор?
-Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать моральный выбор?
Работа с оценочным листом.
Домашнее задание: оформить в портфолио ученика лист «Моя свобода». В нём продолжите незаконченные предложения:
Я хочу …
Мне нельзя …
Мне можно …
Я могу быть …
-
Спасибо за урок.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику? (слайд № 5)
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Приложение №2
1 группа:
На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.
А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.
Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….
2 группа:
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.
3 группа:
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
Приложение №3
Ситуации для обсуждения в парах.
1.У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе?
2.Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, и знаешь, чей он. Как ты поступишь?
3. Летом ты заработал деньги для поездки на экскурсию, а папа просит тебя отдать ему эти деньги, т.к. они ему сейчас очень необходимы для личных нужд. Как ты поступишь?
Приложение №4
Листы самооценки
(Подчеркните верные утверждения)
От чего зависит моральный выбор человека?
На чём основано нравственное поведение?
Что такое моральный выбор?
Чем определяется моральный выбор человека?
- от страны
- от самого человека
- от родителей
- от друзей
- на законах
- на моральных нормах
- на советах друзей
- на привычках
- между моральными нормами
- между добром и злом
-между своими интересами и интересами других
-верны все ответы
- местом жительства
- стойкостью характера
- семьёй
- возрастом