Файл: Сертификация. Основные цели и задачи сертификации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сертификация.
Основные цели и задачи сертификации


Одним из общепризнанных, независимых способов объективного и достоверного доказательств соответствия продукции определенным требованиям служит сертификация.

Сертифика́ция (лат. certum — верно + лат. facere — делать, сделано верно) 

Объектами сертификации могут быть:

  • продукция

  • услуги

  • системы качества

  • персонал

  • рабочие места

  • и т.д.

Сертификация – одна из форм подтверждения соответствия, посредством которой «третья сторона» документально удостоверяет, что объект соответствует заданным требованиям.

Изготовители и исполнители услуг – «первая сторона»;

Покупатели – «вторая сторона»;

Органы по сертификации (ОС), работающие вкупе с испытательными лабораториями (ИЛ) - «третья сторона».

«Первая сторона» при проведении сертификации обязана:

- реализовать продукцию, исполнять услуги только при наличии сертификата;

- обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование её знаком соответствия;

- указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя);

- обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностным лицам, осуществляющим контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

- приостанавливать или сокращать реализацию продукции (предоставление услуги): если она не отвечает требованиям НД; по истечении срока годности или срока службы продукции;

- извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

«Вторая сторона» - имеет право получать информацию о

безопасности и качестве приобретаемой продукции.

Орган по сертификации - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.


ОС выполняет следующие функции:

- сертифицирует продукцию (услуги), выдаёт сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

- осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

- предоставляет заявителю необходимую информацию.

ОС несёт ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдением

правил сертификации.

Испытательная лаборатория (ИЛ) - осуществляет испытания конкретной продукции и передает протоколы испытаний ОС.

ИЛ несёт ответственность за соответствие проведённых ею сертификационных испытаний требованиями НД, а также за достоверность и объективность результатов выданных

сотрудником ИЛ (экспертом).

В практической деятельности эксперт обязан:
- обеспечить объективность и достоверность результатов своей работы;
- соблюдать правила профессиональной этики, быть доброжелательным и уравновешенным;
- обеспечивать конфиденциальность полученной информации, составляющей коммерческую тайну;
- противостоять попыткам оказания на него давления.

В соответствии с ФЗоТР ст. 18 сертификация на­правлена на достижение следующих целей:

1. Содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги).

2. Защита потребителя от недобросовестности продавца или исполнителя.

3. Контроль безопасности продукции (услуги или работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

4.Подтверждение показателей качества продукции с заявленным изготовите­лем.

5. Создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном научно-техническом сотрудничестве

Для достижения указанных целей сертификации должен быть решен ряд

важных задач:

- создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции;

- определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды НД; 

- аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых;

- подготовка и аккредитация экспертов;

Задачи сертификации

- разработка требований к стандартам и другим НД, применяемым для сертификации продукции, процессов и услуг;

- модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;

- установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;

- международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двухсторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации