Файл: Контрольная работа дисциплина Культуралогия Ф. И. О. студента Киреева Ольга Алексеевна Направление специальность Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

Кафедра философии и гуманитарных наук

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Культуралогия

Ф.И.О. студента: Киреева Ольга Алексеевна

Направление/ специальность «Менеджмент»

Направленность (профиль)/специализация «Менеджмент организации»

Номер группы: 4М82

Номер варианта контрольной работы: 4

Номер зачетной книжки: 181847

Дата регистрации контрольной работы кафедрой:

Новосибирск 2018

Вариант 4.

Теоретическое задание.

«Ренессанс 12 века» в средневековой культуре Западной Европы.


1.1. В чем заключалась христианская переоценка ценностей в средневековой Западной Европе?


1.2. Что такое теоцентризм?


1.3. Какую роль играли монастыри в западноевропейском средневековье?


1.4. Каковы характерные черты средневекового мировоззрения?


1.5. Что можно сказать об образовании в Западной Европе 12 века?


1.6. Какое значение имели крестовые походы для культуры Западной Европы?


1.7. С чем связан рост городов в Европе?


1.8. Что такое куртуазность?


1.9. Каково было социально-политическое устройство средневековой Европы?


1.10. Чем отличается позднее средневековье от раннего средневековья?


1.11. Кто такие трубадуры?


1.12. Когда появляется оформившаяся городская культура средневековья?

Начиная с рубежа 18-19 веков на протяжении всего 19 века, в исторических и философских науках появляется стремление описать Средневековье, как некий объективно случившийся, необходимый этап в развитии человеческой истории. Впервые это новое отношение к эпохе Средневековья появляется в 18 веке в связи с идеей общественного прогресса.

Большую роль в переоценке Средневековья сыграл романтизм, который идеализировал этапы истории, казавшиеся прежде весьма темными страницами в истории человечества.


Следующим этапом в нашем понимании Средневековья становятся социально-экономические учения 19 века, которые связывают Средневековье с формированием особенной социально-экономической формации, мы ее называем «феодализмом». Средневековье описывается как некая закономерная ситуация в развитии человеческого общества, и соответственно, некий закономерный этап в формировании культуры.

В настоящий момент Средневековье рассматривается как промежуток времени, связанный с особым устройством общества, мировоззрением.

Традиционно историю христианского Средневековья принято начинать с момента окончательного падения Римской империи – происходит это в 476 году, когда был низложен последний римский император. Считается, что христианское Средневековье продолжалось с V по XV век.

Стержнем культуры Средневековья была религия. Это отчасти похоже на универсальную роль религии в древности, но лишь отчасти, потому что существенным образом меняются религиозные системы. На смену политеистическим религиям с их прагматизмом, утилитаризмом, выходят монотеистические религии, которые выстраивают жизнь человека в соответствии с этическими основаниями. И это существенно влияет на многие сферы культуры, начиная от повседневной жизни человека, заканчивая образованием, искусством и т.д.

Теоцентризм ­– это одна из культурных тенденций европейского средневековья, согласно которой бог объявляется центром всего сущего, он творец всех видимых форм.

Первые монастыри были созданы в Западной Европе в IV веке н.э. по подобию ближневосточных монашеских организаций.

К средним векам монастыри выполняли множество важных для общества функций. Монахи успешно занимались сельским хозяйством, торговлей. Предоставляли кров странникам и паломникам.

Немаловажную роль играли монастыри и в просветительской деятельности. В них сосредотачивались лучшие библиотеки, скапливались архивы. Кроме того, монахи занимались летописью и переписывали существующие книги. При монастырях образовывались школы.

Характерные черты средневекового мировоззрения:

1. Несовершенство мира;

2. отрицание вечности, главная роль творца – изначального существа

3. изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом;

4. вера и верность – основные качества человека;

5. страх перед Судом и божьей карой.


Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры.



Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным).

В начале VII в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Содержание образования в монастырских школах опиралось на сочинения Августина. Его образовательная программа предусматривала использование только тех светских знаний, которые необходимы христианскому проповеднику, - знание языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии.

Основное внимание, как в монастырских, так и в открываемых при городских соборах кафедральных (епископских) школах уделялось воспитанию нравственности, для чего использовались наставления, посты, чтение сочинений на религиозные темы.

Основной книгой для обучения служил Псалтырь.

В результате широкого распространения монашества по территории Западной Европы средоточием образования были монастырские школы.

Курс обучения в школах был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались изучению философии, два следующих года – богословию, церковной истории и праву, два последних – углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия.

В связи с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей, занимавшихся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединялись в корпорации, называвшиеся университетами. Университеты состояли из нескольких факультетов – младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших – юридического, медицинского, богословского.

Сроки обучения были неопределенными, учение в целом могло продолжаться 11-12 лет, и не каждый студент выдерживал этот срок. Преподавание состояло из чтения лекций и диспутов. Обучение велось на латинском языке. Во время лекций студенты старших курсов сидели на скамьях, а младших – на полу, на соломе, «дабы внушить им смирение». Обязательные лекции начинались около 5 часов утра и заканчивались в 9-10 часов. После обеда назначались занятия, посещение которых не было обязательным для всех. За пропуск обязательных лекций или за опоздание на них взимался штраф с преподавателей и со студентов.


Крестовые походы обозначают начало конца средневековья. Они стали завершением развития христианской цивилизации. Это был наибольший всплеск средневековой христианской энергии, после которой наступил внутренний кризис христианства. Это конец средневекового универсализма, стремления построить великое христианское государство. Крестовые походы обнаружили несбыточность этой идеи, ее разложение, крах союза церкви и мира, попытки распространить этот синтез на всю вселенную. Потерпев неудачу, цивилизация расторгает свой союз с церковью.
Кроме того, крестоносцы столкнулись с мусульманским миром. Это было испытание той уверенности, что только христиане являются подлинными людьми, что только христианское западноевропейское устройство мира является естественным, имеет право на существование. Они столкнулись с тем, что вне христианского мира есть нормальные люди, исполненные даже большими добродетелями, чем сами христиане. Это столкновение с культурой и нравственностью мусульманского мира было испытанием для осознания своей исключительности западного мира. Средневековая Европа воспринимала себя как норму, которая должна стать нормой для всего человечества. Обнаружилось, что существует некая иная норма, которая тоже имеет право на существование.

Крестовые походы способствовали накоплению полупелагианских средневековых представлений о том, что можно выкупить у Бога спасение, избавления от Его гнева, от чистилища добрыми делами - оно получило мощную многовековую общеевропейскую мотивацию. Оно способствовало закреплению уродливых сотериологических представлений западного богословия.

Плодотворным, а с другой стороны, пагубным для Европы стало наводнение всевозможными реликвиями, святыми мощами. Это способствовало магическому восприятию святыни, что отразилось на принятии Таинства как силы, действующей независимо от готовности принять эту святыню, магического представления о христианских Таинствах.

Крестовые походы имели огромное значение для политических изменений в Западной Европе, которые окажутся критическими в разложении средневекового универсализма. Крестовые походы обеспечивали отток феодалов-рыцарей в Святую Землю, добрая половина из которых не вернулась в Европу. Происходил отток носителей феодального сознания из Европы. Класс феодалов, его могущество в эпоху крестовых походов были значительно уничтожены. Средневековый универсализм был возможен только в условиях феодального общества, так, как только в условиях феодальной раздробленности было возможно существование такого общеевропейского сознания. С одной стороны, была общеевропейская церковь, с другой - некое общеевропейское христианское государственное образование. С уничтожением класса феодалов ослабла феодальная раздробленность, появились национальные государства. Объединение национальных государств во имя общего христианского государства было уже менее возможно, чем объединение феодалов. Формирование национального государства вступило в противоречия с идеей универсализма, так как интересы своего национального государства были более значимы, чем интересы некоего «всемирного государства».


Самым роковым итогом крестовых походов стало ослабление восточного христианства. Падение Константинополя, захват его крестоносцами стало прелюдией взятия его турками. После удара западных христиан византийцы уже не смогли в полной мере восстановиться. Этот религиозно-политический антагонизм стал уже непримиримым, речи теперь о единении с западными христианами не могло быть. До четвертого крестового похода общение еще было, после него сознание общения уже было невозможно. Важнейшим духовным процессом этого времени является то, что в начале второго тысячелетия западная христианская традиция уже отделилась от восточного христианства, от наследия Вселенской церкви. Происходит становление западного, германского типа религиозного сознания.

Было несколько сословий, благодаря которым происходило возникновение и развитие средневековых городов в Европе.

1. Купцы: перевозили различные товары морем и по суше.

2. Сословие ремесленников: мастера, изготовлявшие промышленную продукцию, были фундаментом городской экономики.

3. Духовенство: церкви и монастыри занимались не только отправлением религиозных ритуалов, но и научной и хозяйственной деятельностью, а также участвовали в политической жизни.

4. Солдаты: войска не только участвовали в походах и оборонных операциях, но и поддерживали порядок внутри города. Правители привлекали их к поимке воров и разбойников.

5. Профессора и студенты: университеты оказали немалое влияние на формирование средневековых городов.

6. Класс аристократии: дворцы королей, герцогов и прочих знатных особ также располагались в городах.

7. Прочие образованные мещане: лекари, писари, банкиры, землемеры, судьи и т. д.

8. Городская беднота: слуги, попрошайки, воры.

Основными причинами роста городов являлось:

- Господство натурального хозяйства в период раннего Средневековья.

- Создание предпосылок к отделению ремесла от сельского хозяйства.

- Возникновение средневековых городов как центров ремесла и торговли.

- Борьба городов с феодальными сеньорами в XI—XIII вв.

Куртуазность – это система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции. Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается. Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов,