Файл: Психоэмоциональное состояние спортсменов занимающихся биатлоном в процессе соревновательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда физический компонент достигает своего оптимума, у спортсмена начинают появляться особо субъективные, причем весьма своеобразные ощущения. А.В. Алексеев приводит пример: «немало бегунов, у которых при приближении к пику спортивной формы (перед наступлением ОБС) появляется удивительно приятное чувство — для них становится легче и естественнее бегать, чем ходить. У пловцов в это время обостряется «чувство воды» — она начинает восприниматься «особенно быстрой, скользкой»».
2. Эмоциональный компонент ОБС, «уровень эмоционального возбуждения». Уровень эмоционального возбуждения — определенная сила волнения в очень высоком уровне эмоционального возбуждения. Когда наступает успокоение уровень эмоционального возбуждения снижается, падает. Понятие об уровне эмоционального возбуждения, которое можно измерить, позволяет достаточно хорошо ориентироваться в силе переживаний человека, в частности, при занятиях спортом. Правильно найденный уровень эмоционального возбуждения является, можно сказать, стержнем, определяющим очень многое в соревновательном состоянии спортсмена.
3. Мыслительный компонент ОБС. Понятие «мыслительный» применяется здесь несколько условно, так как и физический, и эмоциональный компоненты ОБС в той или иной степени всегда связаны с мыслительными процессами. Например, такие физические качества как «свежесть мышц», их способность «взорваться», не только физические, но и эмоциональные, и мыслительные ощущения. Также и любое эмоциональное состояние, как правило, осмысливается или, во всяком случае, может быть осмыслено, и поэтому называется мыслительный компонентом ОБС. Наблюдения показывают, что есть такие элементы в ОБС, которые лучше выделить в специальную группу — группу мыслительных процессов.
Итак, по А. В. Алексееву, ОБС складывается из трех компонентов – физического, эмоционального и мыслительного. В разных видах спорта и у разных спортсменов «процентное отношение» этих компонентов различно.
1.2. Эмоциональный компонент психической готовности

Е. А. Калинин и А. В. Алексеев выделяют эмоциональный компонент психической готовности как отдельный и очень важный компонент психической готовности.
Авторы ведут речь о понятии «уровень эмоционального возбуждения», под которым понимают определенную силу волнения, в очень высоком уровне эмоционального возбуждения.

Сила волнения является ни чем иным, как уровнем эмоционального возбуждения или психическим напряжением. Изменения психического напряжения перед стартом прямо связаны с навыком двигательной деятельности и рядом физиологических показателей. Так, качество двигательных навыков улучшается с возрастанием эмоционального напряжения. Но как только напряжение поднимается выше линии оптимума, переходя в напряженность, возможности спортсмена координировать тонкие детали в технике, своевременно и хорошо расслаблять неработающие мышцы, существенно ухудшаются.
Очень важно отметить следующее: спортивная деятельность будет успешной, если она протекает на оптимальном для данного вида деятельности уровне эмоционального возбуждения.
Существует по крайней мере, два метода измерения эмоционального возбуждения: подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) и регистрация электрокожного сопротивления (ЭКС).
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения может проявляться весьма различно: от высочайшего, на грани непереносимого напряжения, до просто хорошего настроения, которое тоже является выражением определенной степени возбуждения нервно-психической сферы.
Для дальнейшего рассмотрения вопроса необходимо изучить понятие эмоции.
1.3. Эмоции и их виды

Эмоция — (от лат. emovere — возбуждать, волновать). Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.
Трудно найти область жизнедеятельности человека, где эмоциональные процессы не играют самой существенной роли. Спорт и искусство, автоматизированное производство и космос, досуг и общение, все мгновения нашей жизни пронизаны эмоциональными явлениями, как силовыми линиями. Однако, несмотря на то громадное значение, какое эмоции имеют в нашей жизни, прогресс в их изучении в сравнении с достижениями в области познавательных процессов весьма незначителен.
В чем же видит специфику эмоций традиционная, эмпирическая психология? Если за познавательными процессами признаются функции отражения объективного мира, то за эмоциональными — отражение субъективного с мира. В монографии Вилюнаса это представление формулируется следующим образом: “… вне субъекта не существует решительно ничего, что представляло бы объективный «коррелят» любви, страха или любого другого эмоционального переживания, т. е. что находилось бы с ними в том же отношении, какое обнаруживают, например, звуковые волны и слуховые ощущения...”[9].



В лаборатории В.Вундта в Лейпциге использовались два метода: импрессивнный, основанный на самонаблюдении переживания приятного и неприятного, и экспрессивный, состоящий в регистрации эмоциональных реакций организма /изменения пульса и дыхания/. Используя первый из этих методов, Вундт указал, что по мере увеличения интенсивности едва заметного исходно приятного ощущения растет его положительная эмоциональная окраска. Достигнув определенной интенсивности, эта положительная окраска начинает уменьшаться и, перейдя через нулевую точку, становится отрицательной.
В соответствии с диалектико — материалистическим подходом к пониманию эмоциональных явлений мы должны рассматривать их прежде всего динамически, т. е. как эмоциональные процессы. По мнению большинства психологов, наиболее общим свойством эмоционального процесса является переключение. Многочисленные факты указывают на то, что эмоциональная окраска результата значимой деятельности может переключаться с причины этого результата на второстепенные условия. Так, вечер, проведенный с приятным человеком, весь приобретает положительную валентность, в результате чего все присутствующие, включая, прежде всего хозяев, также приобретают соответствующую эмоциональную валентность. Такой тип переключения получил название эмоциональной генерализация или иррадиация. Возможен и обратный, более редкий, тип переключения — локализация, при которой серия неудач при единственной успешной попытке может сужать исходно более общую положительную валентность предмета взаимодействия. К локализации может приводить и аффект. Другим, пожалуй, еще более известным и изученным свойством эмоциональных явлений считается их коммуникативность, благодаря которой люди могут понять друг друга без слов, опираясь только на систему экспрессивных средств: мимика, пантомимика, жесты, паралингвистика. Эмоциональная экспрессия, безусловно, занимает ведущее положение в системе невербальных средств общения. В традиционном изучении эмоций фигурируют три компонента:
· психический /переживание/;
· поведенческий /экспрессивное выражение/;
· физический /сдвиги в организме, которые нельзя вызвать произвольно, но можно объективно изучать/.
Отсутствие аппаратурных методик и безусловное жизненное значение поставило в традиционной психологии во главу угла изучение эмоциональной экспрессии. Особое внимание было уделено мимике лица, при вербальной коммуникации выделялась также интонация голоса. С помощью классических методов узнавания и выражения эмоций была показана высокая информативность положения губ и бровей в идентификации эмоционального состояния. Так, опущенные уголки губ и брови идентифицируются как печаль, грусть, а приподнятые уголки губ и брови — как радость. Чуть менее информативными считаются выражения глаз и носа.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Нам становится трудно промолчать, остаться бездействующим. В этом случае человек готов «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность — тогда говорят об астенических эмоциях. Мы говорим, что «чувства расслабляют человека», «все валится из рук». Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытывающего чувство страха человека возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха могут «подгибаться колени». Именно поэтому говорят о двух видах страха: «мобилизующем» и «дезорганизующем" [11].
К.Е. Изард выделил следующие основные, или, как он назвал их, «фундаментальные», эмоции, определяющие все остальные [18].
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или, во всяком случае, неопределенной.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.