Файл: Значение античной культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Значение древнегреческой культуры столь велико, что недаром называют времена ее расцвета «золотым веком» человечества. Мы восхищаемся идеальными пропорциями архитектуры, непревзойденными творениями скульпторов, поэтов, историков, ученых.

В сохранении греческого культурного наследия и передаче его последующим эпохам огромную роль сыграла римская культура.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества. Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

Античная культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной культуры в следующих областях…

Она заложила основы европейского менталитета. Латынь и греческий язык вошли составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики.

Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством.

В праве - заложила основы общего и частного права всех европейских государств.

В искусстве послужила образцом для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира.

В спорте - дала основу многих видов спорта - борьбы, легкой атлетики, конных состязаний и др., заложила принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр.


В образовании - принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения.

В военном деле - правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики. античный культура мифология

В науке и медицине - дала множество базовых знаний, оснастила языком науку и медицину, дала терминологию.

Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философии, логики, филологии и др.

РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА. - В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.


За последние сто лет промышленное производство планеты возросло более чем в 50 раз, при этом 4/5 всего прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 трлн долларов и может в ближайшие полвека увеличиться в 5-10 раз. Если придерживаться принципа "бытие определяет сознание", то можно было бы ожидать и такого же уровня развития культуры в XX ст. Конечно, дать более-менее объективную оценку культурной жизни второй половины всего века - это дело будущего. Однако специалисты уже сейчас делают некоторые выводы по поводу состояния культуры, в котором оказалось человечество в новом тысячелетии своей истории.

Разнообразие современной культуры с точки зрения расовой, этнической, религиозной, языковой, социально-экономической разнообразии современных народов вовсе не противоречит применению категории "мировая культура". Речь идет о становлении единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм.


Какие основные тенденции развития современной культуры?

Прежде всего растущая интернационализация народнохозяйственных связей привела к тому, что на долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины торговли, почти 80 % новой техники и технологий. Таким образом, во все уголки земного шара передаются передовые методы производственной культуры. О росте интернационализации жизни современности свидетельствуют всеобъемлющий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.

Равенство, братство, свобода, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, а жизненной потребностью, естественным фактором. Возникает общечеловеческая культура. Современные средства передвижения и

передачи информации сближают людей, а научная и техническая мысль все более интернационализируется.

Однако культура XX века. полностью выявила ограниченность, односторонность технологической цивилизации. Культура этой цивилизации состояла на основе особых отношений человека и природы. Человек пытался вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство над природой, прогресс, наращивание технологических и научных знаний. Природа становится объектом человеческой деятельности, эксплуатации, к тому же неограниченной. Цель деятельности человека заключалась в том, чтобы накапливать все больше материальных благ и богатств и на этой основе решать все проблемы.

Техногенной цивилизации присуще представление, что природа для эксплуатации является неисчерпаемой. Однако такой психологии наступает конец. Идейные и научно-технические движения последних десятилетий имеют целью создание новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития. Речь идет о новых отношениях с природой и между людьми.

Прежде всего, Земля, как и человек, как показали последние знания о Вселенной, не является его центром. Человечество лишь пылинка в мире бытия. Радикально меняется представление о постепенности и необратимости общественного прогресса. С появлением атомного, химического, биологического оружия массового уничтожения ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под сомнение. Человечество почувствовало бессилие перед неуправляемыми силами научно-технического прогресса.

В XX веке. перед человеком встали проблемы, от решения которых зависит будущее цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (фр. global - всеобщий, от. лат. globus - шар). К ним относятся: предотвращение войны с применением оружия массового поражения; борьба с загрязнением окружающей среды; преодоление голода, нищеты; поиски новых источников сырья. Человечество надеется на решение этих глобальных проблем. Хотя есть пессимистические модели будущего. Получили распространение исследования футурологов (от лат. futurum - будущее), некоторые из которых считают, что суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем
, внешне детерминирующих жизнь личности. По их мнению, возникает новая ситуация, когда человек, а не производство, ее интеллектуальные и творческие способности становятся главным фактором общественного прогресса. Развитие личных качеств, творческих способностей и возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей силы становится наиболее выгодным вложением капитала.

В современных условиях очень распространена массовая культура. В основном она распространяется с помощью современных средств коммуникативной техники (телевидение, видео - и звукозаписей, кино, прессы, книгопечатания и прочее). Индустриализация культуры является одной из закономерностей современности. Однако этот процесс имеет две стороны. С одной стороны, индустриализация культуры делает ее доступной для широкой аудитории, с другой - общедоступность искусства, полегшеність и упрощенность восприятия резко снижает положительное влияние искусства на развитие личности. Если высокая, элитарная культура ориентируется на интеллектуальную, думающую публику, то массовая культура - на "усредненную" аудиторию. Человек теряет свою индивидуальность и потребность в духовном самосовершенствовании посредством культуры. Человек-конформист, приспособленец в основном потребляет культуру.

Углубление отчуждения в обществе и кризис традиционных религиозных и моральных ценностей на рубеже 50-60-х годов вызвали появление рок-культуры. Рок выразил мироощущение послевоенного поколения, где музыка - это не все, что составляет его содержание. Главное в рок-культуре - моральная позиция. Молодое послевоенное поколение было разочаровано в ценностях довоенной эпохи, на которых спекулировали все тоталитарные режимы, которые развязали Вторую мировую войну и ядерное противостояние. Свой протест молодежь стремилась выразить политически и идеологически нейтральным поведением, предоставить искусству и нравственности простой, человеческий смысл, освободить их из-под диктата государства, церкви, политических партий. Поклонники рок-культуры внешним видом, манерами поведения, музыкой и пением подчеркивали свою связь с массами, ощущение свободы, человеческой солидарности и тому подобное.

Эволюция рок-культуры происходила в сторону потери им социальной ориентации ("панк", "металл'*). Современный рок имеет большое количество стилевых форм. В целом сложность и противоречивость рок-культуры свидетельствует не просто о значительную фазу мировой культуры, а именно о кризисной.


Итак, современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, защите прав человека, гуманизме, распространении научных знаний и передовых технологий, взаємозбагаченні национальных культур, экологическом отношении к жизни и окружающей среды. Несмотря на все противоречия и конфликты, кризисные явления, деятельность представителей различных художественных течений и направлений, различных национальных культур формируется многоликая, противоречивая, но единая общечеловеческая культура на основе целостности мира.