Файл: Творчество и личность. Понятие и сущность творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Творчество и личность.

  1. Понятие и сущность творчества.

Так, к примеру, Современный толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова трактует понятие «творчество» как «то, что создано в результате деятельности, совокупности сделанного, сотворенного кем-либо» [14].

Сходное по смыслу определение творчеству дает Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова. «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [15].

Несколько отличающееся понятие, подчеркивающее важность человека как субъекта творческой деятельности предлагает Советский энциклопедический словарь: «творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, а не творчества» [12].

С другой точки зрения на процесс и результат творчества смотрят составители культурологических словарей. Основное внимание обращается ими на общественную значимость ценностей, полученных в результате творчества, то какой вклад они делают в культурное развитие общества. «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественной истинной уникальностью ».

Творчество как проявление человеческой индивидуальности, имеющее определенные психологические основы - вот что такое творчество с точки зрения психологии. «Творчество - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение детской игры. Будучи культурно - историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у индивида способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» [14]. Кроме этого, в психологии творчество тесно связано с понятием «креативность». Данное понятие трактуется, как «способность порождать идеи, отклоняться от традиционной схемы мышления, быстро решать проблемные ситуации». Это определение дает нам право сделать вывод о том, что в психологии творчество мыслится не только как способность человека к созданию каких бы то ни было культурных ценностей, это еще и его личностное качество, помогающее неординарно смотреть на действительность и находить выходы из сложных ситуаций.


Своеобразный синтез вышеперечисленных определений представляет собой взгляд В.И. Андреева на данную проблему. Вот его определение: «творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личностной и социальной значимостью, а также прогрессивностью». [2]. Как мы видим, в данном определении находит свое отражение психологический, культурологический и общенаучный аспект понимания феномена творчества.

Николай Бердяев - Смысл творчества.

«Рождающаяся в творческом акте красота есть уже переход из "мира сего" в космос, в иное бытие, и в ней не может быть тьмы, которая была еще в грешной природе творившего. Подлинная картина или стихотворение не принадлежат уже к физическому плану бытия, в них нет материальной тяжести, они входят в свободный космос. И творческий акт есть самооткровение и самоценность, не знающая над собой внешнего суда».

ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура - это почва, на которой взрастает творчество. И в то же время культура - продукт творчества. Развитие культуры есть след­ствие множества творческих актов, совершаемых в истории челове­чества. Творческая деятель-ность  -  источник всех новаций, которые возникают в культуре и изменяют ее (за исключением случайных «мутаций» в ее содержании). В этом смысле творчество есть движу­щая сила развития культуры, важнейший фактор ее динамики.

Подчеркивая роль творчества в культуре, нельзя вместе с тем не­дооценивать значение репродуктивной, воспроизводящей деятельно­сти. Она необходима для поддержания жизни человеческого обще­ства и сохранения накопленного им опыта. Она спасает культурное наследство от разрушительного воздействия времени.

Однако без творческой деятельности не только изменение, но и сохранение культуры было бы не всегда возможно. Когда в обществе замирает творческая деятельность людей (а это случается в истории), его способность адаптироваться к изменениям среды падает. Утра­тившие смысл в новых условиях традиции становятся мертвым гру­

зом, лишь отягощающим жизнь, и постепенно разрушаются, а новые, более эффективные формы поведения не приходят им на смену. Это ведет к деградации культуры и примитивизации образа жизни. Забы­ваются знания и умения, которые оказываются «лишними», хотя при творческом подходе к их использованию могли бы принести пользу. Подвергаются эрозии и гибнут сооружения, произведения искусст­ва, рукописи, книги - материальные воплощения культуры прошло­го, для сохранения и восстановления которых недостает ни сил, ни желания, да и нет возможности, так как для этого нужно было бы изобрести новые средства и новую технику.


  1. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Виды творчества

Несомненно, что творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Это приводит к выделению современными философами разных видов творчества:

производственно-техническое

изобретательское

научное

политическое

организаторское

философское

  художественное

мифологическое

религиозное повседневно-бытовое и т. п.

Этапы творческого процесса

Можно выделить следующие этапы творческого процесса:

1. Подготовка: накопление знаний и совершенствование мастерства, формулировка задачи.

2. Концентрация усилий: упорная работа с целью получить решение.

3. Передышка: период умственного отдыха, когда изобретатель отвлекается от решаемой задачи.

4. Озарение: получение новой идеи или видоизменение уже известной, которая является искомым решением.

5. Доведение работы до конца: обобщение, оценка.

Эти этапы не обязательно должны идти в строгой последовательности. Периоды работы могут чередоваться с периодами передышки или периодами подготовки к работе (например, накопление знаний и мастерства). При этом озарение обычно следует за передышкой.

Если от творческой деятельности ждут результатов, то необходимо создать такие условия для решения задачи, чтобы сам процесс творчества протекал в наиболее благоприятной обстановке. Если кто-либо берется за решение задачи без должной подготовки или не выделяет времени на концентрацию усилий или на передышку, то вряд ли можно ожидать, что его деятельность окажется плодотворной. При планировании работы полезно иметь ввиду особенности творческого процесса и обеспечить его успешное протекание.


Особенности творческого процесса

Творчество представляет собой явление, относящееся прежде всего к конкретным субъектам и связанное с особенностями человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда.

3)

Творческая личность рассматривается, как личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию.

Основными компонентами творческой личности являются:

- творческая направленность (мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты и т.д.);

- творческий потенциал (совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность применять их при постановке проблем и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в определенной сфере и т.д.);

- индивидуально-психологическое своеобразие (волевые черты характера, эмоциональная устойчивость при преодолении трудностей, самоорганизация, критическая самооценка, восторженное переживание достигнутого успеха, осознание себя как творца материальных и духовных ценностей, соответствующих потребностям других людей, и т.д.).

Одаренность — сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности. Б. М. Теплов понимал одаренность как совокупность способностей, которые не просто сосуществуют, но и приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг

друга и образуют качественно новое образование.Долгое время в отечественной психологии была весьма попу-лярна классификация одаренных детей Н. С. Лейтеса, который выделял:

— детей с ускоренным умственным развитием (учащиеся, которые при прочих равных условиях резко выделяются высоким уровнем интеллекта);

— детей с ранней умственной специализацией (учащиеся, у которых при обычном уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какому-нибудь отдельному учебному предмету);

— детей с отдельными признаками незаурядных способностей

(этих детей отличают особые качества отдельных психических процессов
, например, необычная память на какие-нибудь объекты, богатство воображения, особая наблюдательность).

Свою типологию интеллектуально одаренных людей приводит А. Холодная. Она выделяет шесть различных типов:

1) с показателем интеллекта более 135–140 единиц;

2) с высоким уровнем академической успешности;
3) с высоким уровнем развития творческих способностей;

4) с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных

видов деятельности;

5) с экстраординарными интеллектуальными достижениями;

6) с экстраординарными интеллектуальными возможностями,

связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обы-

денной жизни людей.

Талант —высокий уровень развития способностей, прежде все-

го специальных (хотя некоторые психологи и отождествляют его

с одаренностью). Результаты деятельности талантливого человека

отличаются оригинальностью и принципиальной новизной.

Талант —высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Также и максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке — в 35–40 лет, в поэзии — в 24–30.

Высшим уровнем развития способностей являетсягениаль-

ность — высшая степень одаренности человека, выражающаяся в

продукте деятельности, имеющем историческое значение.

Гениальность (от лат. genius – дух) — высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных установлений.