Файл: Доклад роль метода наблюдения в психологопедагогической диагностике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

ДОКЛАД

«РОЛЬ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ»
Студентки 3 курса заочной формы обучения группы 02022053
Полупановой Оксаны Валерьевны

Руководитель:

Садовски М.В.


Белгород, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…. ………………………...……………………………………... 3

Роль метода наблюдения в психолого-педагогической диагностике.…...3

Заключение…...………………..…………………………...…………........7

Список литературы………...…………………………………....………….8

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных методов научного исследования в педагогике является наблюдение.  С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как наличие навязчивых или стереотипных действий, проявление тревожности, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности двигательного развития.

Наблюдение позволяет широко и многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения [2].


Актуальность темы. В настоящее время методу наблюдения уделяется все большее внимание. Опыт психологов и социологов в использовании этого метода очень важен и для психолого-педагогической диагностики. Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.

Роль метода наблюдения в психолого-педагогической диагностике

В психологии наблюдение – это преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие.

В педагогической диагностике наблюдение как метод также широко распространен. В педагогической практике объектами наблюдения являются поведение и действия учащихся, учебных групп, педагогов и других участников педагогических процессов.

Однако следует различать обыденное и научное наблюдение. Обыденное наблюдение не является целенаправленным и осуществляется стихийно. Оно не предусматривает фиксирование результатов. Обыденное наблюдение часто позволяет увидеть лишь случайные проявления в поведении учащихся. Преподаватель ежедневно ведет наблюдение за поведением учащихся на уроке, но такое наблюдение часто можно отнести к обыденному, так как от него в силу разброса внимания на большое количество учеников могут ускользнуть важные моменты в поведении отдельного учащегося. Целенаправленное наблюдение позволяет педагогу лучше изучить личность ученика, быть более объективным в оценке его поступков и поведения. Целенаправленное педагогическое наблюдение роднит его с психологическим наблюдением [1].

Основная задача психолого-педагогического наблюдения – выявление учащихся, у которых поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения других учащихся, в частности – выявление учащихся «группы риска» как в учебном, так и воспитательном процессах.

Метод реализуется в широком возрастном диапазоне.

Для обеспечения объективности наблюдения рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Наблюдение должно иметь цель – чем точнее определена цель наблюдения, тем легче регистрировать результат и получать достоверные выводы.



2. Наблюдение должно осуществляться по заранее намеченному плану – в плане детализируются отдельные вопросы, по которым желательно получить нужные сведения.

3. Количество диагностируемых признаков должно быть четко определено и быть оптимальным для анализа. Чем точнее определены характеристики для наблюдения, тем более точно можно дать их описание. Чем более точно зафиксированы эти характеристики, тем легче их анализировать и интерпретировать.

4. Психолого-педагогическое наблюдение лучше осуществлять в естественных для учащихся условиях – это даст возможность увидеть естественное поведение учащихся.

5. Наблюдатель должен знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждать их. Эти ошибки могут быть методологическими – обусловленными неправильным использованием метода наблюдений для выбранных условий и регистрационными – связанными с неточной записью данных [5].

Часто наблюдение реализуется через заполнение карты наблюдения.

Если наблюдение проводится сторонним представителем (например, практикантом), то осуществление наблюдения обязательно предусматривает договоренность с педагогами о времени и цели наблюдения. При этом учащихся не всегда ставят в известность о проведении наблюдения. «Незаметность» наблюдения снижает вероятность демонстрации учащимися нетипичных для них форм поведения. Желательно не проявлять живого интереса к происходящему в группе. Процедуру наблюдения рекомендуется начинать со второго или третьего посещения, когда присутствие постороннего человека станет привычным в учебной группе.

Наблюдение, как правило, ведется в несколько этапов, что позволяет диагностировать устойчивость проявления личностного качества. Это связано с тем, что объем внимания наблюдателя имеет определенные ограничения. Так, наблюдать более 6–8 учащихся одновременно – задача практически невыполнимая [4].

Карта наблюдения позволяет осуществлять диагностику системно и целенаправленно. Она представляет собой авторскую разработку, в которой указываются наблюдаемые характеристики и баллы для их оценивания.

Обработка результатов наблюдения представляет собой подсчет количества баллов, характеризующих поведенческие проявления, свидетельствующих о наличии и уровне сформированности наблюдаемого личностного качества.

Метод наблюдения предусматривает прежде всего качественную интерпретацию данных. Для наблюдения необходимо заранее заготовить бланки.


Наблюдение – классический психологический и педагогический метод исследования. Его отличительные признаки следующие:

● направлено на социально важные области поведения, явления жизнедеятельности;

● проводится организованно, по плану; систематизировано (т. е. по обоснованно выделенным показателям и индикаторам);

● требует сбора максимально возможного объема интересующей информации, в том числе с помощью аппаратуры;

● результаты наблюдения должны однозначно фиксироваться в форме, удобной для наблюдателя и для интерпретации;

● требует высокой квалификации, специальной подготовки, способности отделять свои мнения от зафиксированных факторов, снижать субъективность собственного восприятия [3].

Преимущества наблюдения как метода сбора информации заключаются:

● в непосредственности фиксации уникальных факторов реального поведения;

● естественности поведения испытуемых (при умело скрытом факте наблюдения);

● возможности более адекватно характеризовать реальные ситуации, чем через собственные оценки и мнения обследуемых, и перепроверять соотношение декларируемых ценностей и реального поведения;

● возможности непосредственного анализа сравнительного поведения групп и индивидов;

● возможности для опытного наблюдателя синхронного многомерного охвата диагностируемых явлений, форм поведения обследуемых;

● в возможности свободного изменения (расширения, углубления) поля наблюдения.

К недостаткам наблюдения относят:

● подверженность наблюдателя ситуативным психическим состояниям, влияющим на качество и объем собираемой информации;

● значимость факторов социальной дистанции и межкультурных различий;

● влияние установок наблюдателя на оценочный характер фиксируемых факторов, их восприятие и отбор;

● сложность отбора необходимых, запрограммированных единиц наблюдения в реальной, живой комплексной ситуации;

● однократность, неповторимость многих наблюдаемых ситуаций, единичность фиксируемых актов (что затрудняет суждение об их репрезентативности для устойчивого поведения);

● скрытость ряда мотивов поведения;

● существенное влияние первого впечатления (эффект первичности) при открытом наблюдении и смущающее влияние наблюдателя на поведение обследуемых;


● неопределенное влияние наблюдателя на группу и отдельных ее членов при включенном наблюдении и участии наблюдателя в жизнедеятельности изучаемой группы;

● возможностью влияния на восприятие наблюдателя эффекта Барнума, гало-эффекта, эффекта недавности [6].

Таким образом, роль наблюдения заключается в том, что он является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В практике психолого-педагогической диагностики метод наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных особенностей и их количественной оценки. Методика психолого-педагогической диагностики требует научного обоснования. Исходя из этого, с одной стороны, не следует сводить её к простому наблюдению, а с другой стороны, без разумного его использования добиться существенного улучшения невозможно.

Таким образом можно сказать, что метод наблюдения имеет важное значение и роль при проведении психолого-педагогической диагностики. Поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности при диагностике, чем взрослый человек. А метод наблюдения позволяет получить обширную информацию о человеке и при этом не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.




СПИОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галасюк, И.Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.

2. Назарова, Н.М. Специальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов]; под ред. Н. М. Назаровой. — 11-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.

3. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 376 с.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 640с.