ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коллектив как объект управления
Детский коллектив является основной базой для накопления детьми социального опыта. В ней под руководством педагога ребенок приобретает опыт коллективного поведения как в позиции подчинения, так и лидерства. Это приводит к формированию таких социально ценных личностных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и др. В коллективе также развиваются личностные характеристики: самооценка, уровень стремлений и самоуважения, то есть принятие или непринятие себя как личности. Коллективная деятельность предоставляет возможности для реализации физического, художественного потенциала личности. Роль коллективность заключается еще и в том, что она дает возможность практического развития демократических форм организации жизни через активное участие в детском самоуправлении и разнообразной общественной жизни.
Развитие идеи воспитания личности в коллективе оформилось в отечественной педагогике в 20-е годы XX века. В те годы эта идея наиболее ярко была выражена в статьях А. В. Луначарского и Н. К. Крупской и практически воплотилась в опыте первых коммунальных школ (в частности, в школе С. Т. Шацкого). Особенно значительный вклад в развитие теории и практики коллектива внес А. А. Макаренко. Он впервые обосновал теорию воспитательного коллектива, раскрыл принципы и условия его построения, опираясь на гуманистические идеи веры в ребенка, в возможность его перевоспитания. Основные положения его теории были использованы и получили практическое подтверждение в работе исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Дальнейшее развитие идеи личностного развития в коллективе прослеживается в работах В. А. Сухомлинского, О. С. Богдановой, Т. Е. Конниковой и др. Внимание ученых было направлено на выявление наиболее эффективных форм организации детских коллективов, стимулирование коллективной деятельности, развитие функций самоуправления и др. Современная концепция детского коллектива рассматривает его как средство достижения образовательных задач, стоящих перед обществом
, а для ребенка он выступает как своего рода среда обитания и опыт обучения. предыдущие поколения [Л. И. Новикова, А. В. Мудрик].
Понятие "коллектив" означает совокупность людей, их общность. В педагогике это определение использует А. С. Макаренко, который под коллективом понимает группу детей, объединенных общими, социально ценными целями и совместной деятельностью, организованной для их достижения. В связи с этим важны признаки коллективного это: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность по ее достижению; отношения взаимной ответственности и зависимости между членами коллектива; государственный орган. Не менее значимыми являются такие признаки, как: наличие позитивных традиций в коллективе; сплоченность; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; сознательная дисциплина. Только высокоразвитая команда обладает всеми этими характеристиками и способна выполнять свои социальные функции. Эти функции к ним относятся: организационные - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательные - коллектив становится носителем и проводником определенных нравственных установок (ценностей); стимулирующие - коллектив регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Процесс тимбилдинга проходит несколько этапов. Впервые они были обоснованы А. С. Макаренко, который считал, что основным средством формирования коллектива является требование.
На первом этапе развития коллектива такое средство является единственным требованием учителя к ученикам. Показателем возникновения коллектива из неорганизованной группы является выделение реального активного актива из числа наиболее предприимчивых ребят.
На втором этапе актив становится проводником требований студента. Здесь вступает в силу закон параллельного действия, когда требования учителя к ученику передаются не напрямую, а через актив. В этом случае сам актив должен обладать реальным авторитетом.
Третья стадия почти сливается со второй. Его отличительной особенностью является то, что требования к отдельному члену устанавливаются командой. Это свидетельствует о сложившейся в коллективе системе самоуправления.
В настоящее время существуют и другие подходы к определению этапов развития коллектива (Л. И. Новикова, А. Н.Лутошкин).
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, которая должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация перспективных устремлений, создание позитивных традиций.
Педагогическая потребность является важным фактором формирования коллектива. Помогает быстро организовать детей, укрепить отношения. При его реализации нужно учитывать настроение учеников, общественное мнение коллектива, опираться на него. Общественное мнение в коллективе-это совокупность тех социальных оценок, которые дают учащиеся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Зрелость общественного мнения проявляется в реальных жизненных условиях или через создание ситуаций свободного выбора.
Большое значение имеет организация перспективных устремлений учащихся или “закон движения коллектива” (А. С. Макаренко). Развитие коллектива-это его создание и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и дальних. Остановка в движении коллектива означает его распад.
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления . Основными требованиями к его оптимальному функционированию являются: периодическая замена органов самоуправления и их отчетности; наличие атрибутов, игровых элементов.
В развитии коллектива важную роль играют традиции, которые наиболее ярко , эмоционально и выразительно воплощают коллективные отношения и общественное мнение коллектива. Их накопление и развитие является важным фактором развития коллектива.