Файл: Современное международное воздушное право понятие, принципы, источники.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Минский филиал учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»
Реферат
на тему «Современное международное воздушное право: понятие, принципы, источники»
Минск, 2020
Введение
Каждый день самолеты одного государства вылетают в другие страны, доставляя в международные аэропорты разных государств тысячи пассажиров и сотни тонн грузов. В конце XX - начале XXI в. деятельность международного воздушного транспорта приобрела глобальный характер. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), услугами международных авиаперевозчиков пользуются миллионы пассажиров. Огромную роль в том, что международные воздушные перевозки пассажиров и грузов между государствами мира осуществляются регулярно и бесперебойно, играет международное воздушное право, оказывающее огромное регулирующее воздействие на экономику мирового воздушного транспорта. современное международное воздушное право обладает ярко выраженными системными свойствами: выполняет функции регулирования использования воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами в целях авиации, регулирует доступ на рынок международных авиаперевозок, обеспечивает безопасность полетов и авиационную безопасность и поддерживает регулярность, эффективность и экономичность всемирной сети международных воздушных сообщений.
Международное воздушное право — это «молодая» международно-правовая отрасль, возникшая только в XX в., а по-настоящему серьезное развитие получившая уже во второй половине XX столетия. [1]
В своем развитии международное воздушное право прошло три периода:
Первый период (до Первой мировой войны) - формирование теорий и взглядов воздушного права. Были выдвинуты две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством, над своей сухопутной и водной территорией. Но ни одна из них не стала основной.
Второй период (с начала Первой мировой войны до 1944 г.) - для него характерны: 1) юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством; 2) превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.
Третий период (с 1944 г. по настоящее время) — характеризуется разработкой унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила; появлением новых разделов воздушного права:
право международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, право международной безопасности полетов и др. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.
В нормативную базу современного международного воздушного права входят также свыше 3 тыс. двусторонних соглашений о воздушном сообщении, на которых построена вся всемирная сеть международных воздушных сообщений. Нормативная система неоднородна и состоит из норм различных институтов, выполняющих строго определенные функции в системе международного воздушного права. Эти функции синхронизированы друг с другом, что выражается в согласованности и отсутствии противоречий между институтами. Высокая степень согласованности между нормами институтов влияет на синхронность работы всей нормативной системы международного воздушного права. [2]
Основная часть
Международное воздушное право - это самостоятельная отрасль международного права, совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами в отношении использования воздушного пространства с целью осуществления международного воздушного сообщения и обеспечения его безопасности, а также устанавливающих режим воздушных сообщений.
В предмет правового регулирования международного воздушного права входят следующие блоки общественных отношений:
-
отношения по поводу организации международной аэронавигации; -
отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий; -
отношения по поводу обеспечения безопасности международных полетов воздушных судов государств.
Действующими субъектами международного воздушного права являются основные субъекты современного международно-правового пространства, а именно различные современные государства, имеющие международное политико-правовое признание.
Весь комплекс различных отношений между субъектами воздушного права, связанных с обеспечением безопасности и взаимовыгодного использования международных авиаперевозок, представляет собой объект (правового регулирования) современного международного воздушного права. [3]
Основные принципы сотрудничества в области международной гражданской авиации изложены в Чикагской Конвенции:
-
Полный и исключительный суверенитет каждого государства на свое воздушное пространство. -
Обеспечение безопасности полетов по международным воздушным линиям на территории государства. -
Обязательство применять гражданскую авиацию только в мирных целях, целях укрепления дружбы между народами и перевозки различных грузов. -
Предоставление средств и создание необходимых условий для осуществления международных воздушных сообщений своими компаниями. -
Установление регулярного воздушного сообщения путем заключения двухсторонних и многосторонних соглашений между государствами. -
Предоставление Договаривающимися государствами друг другу права на регулярные полеты на их территорию, когда между ними еще не заключено соглашение о воздушном сообщении. -
Осуществление свободных полетов над открытым морем и проливами для всех государств. -
Каждое государство имеет право регулировать коммерческую деятельность на своей территории. -
Каждое государство имеет право регулировать административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию по отношению к экипажам, воздушным судам и пассажирам. -
Любое воздушное судно, вторгшееся в пределы воздушного пространства любого государства считается нарушителем. Государство может применять соответствующие меры к нарушителям воздушного пространства, вплоть до принудительной посадки. -
Каждое государство, совершающее полеты на своих воздушных судах в пределах другой страны, должно подчиняться действующим в этой стране правилам, постановлениям, касающимся полета и маневрирования воздушных судов. -
Вылет воздушного судна для выполнения международного полета допускается только после прохождения экипажем и пассажирами паспортной и таможенной процедур в соответствии с правилами, установленными данным государством. Территорию государства можно пересекать без посадки согласно соглашению или специального разрешения. За каждым государством сохраняется право подвергать обязательной таможенной проверке воздушные суда, выполняющие транзитные полеты. -
В качестве запасных можно использовать только те аэродромы, которые указаны в соглашении о международном воздушном сообщении. Вынужденную посадку можно совершать только в случае крайней необходимости. [4]
Международно-правовой обычай также является источником международного воздушного права, в особенности для государств, не участвующих в Парижской конвенции 1919 г. и Чикагской конвенции 1944 г. Для таких государств нормами международного обычая являются следующие принципы.
-
Принцип государственного суверенитета относительно воздушного пространства над сухопутной и водной территорией государства. -
За пределами государственной территории сохраняется юрисдикция государства флага воздушного судна, внесенного в его реестр. -
В случае бедствия воздушное судно вправе осуществить несанкционированный влет в пределы воздушного пространства иностранного государства с целью совершения аварийной посадки. [5]
Источники:
Нормативную базу современного международного воздушного права составляют:
-
Чикагская конвенция 1944 года. На ее основе строятся взаимоотношения между государствами в области Международной гражданской авиации. Долгое время полеты воздушных судов за пределами государственной территории регулировались только ст. 12 Чикагской конвенции 1944 г. Теперь такие полеты над исключительной экономической зоной, открытым морем, международными проливами и архипелажными водами регулируются также Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.; -
Варшавская конвенция 1929 года. Унифицировала некоторые соглашения о международных воздушных перевозках. -
Гаагский протокол 1955 года. Дополнил Варшавскую конвенцию. -
Кейптаунская конвенция 2001 года. Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования. -
Римская конвенция 1962 года. Постановление о возмещении пассажирам и авиакомпаниям ущерба на территории любого государства. -
Токийская конвенция 1963 года. О правонарушениях, совершенных на борту воздушного судна и о наказании правонарушителей. -
Гаагская конвенция 1970 года. О борьбе с незаконным вмешательством и захватом воздушных судов. Подписана 151 государством. -
Монреальская конвенция 1971 года. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации -
соглашения о коммерческих «свободах воздуха»: Соглашение о транзите по международным воздушным линиям от 7 декабря 1944 г. (Чикаго) (Соглашение о двух свободах), Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. (Соглашение о пяти свободах);
Важную часть нормативной базы действующего международного воздушного права образуют региональные многосторонние соглашения: Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 г; Соглашение о порядке установления тарифов при регулярных воздушных сообщениях между членами Европейской конференции гражданской авиации (ЕКГА) 1967 г.; Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 1971 г. и др.
В нормативную базу современного международного воздушного права входят также около 3 тыс. двусторонних соглашений о воздушном сообщении, на которых построена вся всемирная сеть международных воздушных сообщений.
Особое значение в правовом регулировании международных воздушных сообщений имеют вспомогательные источники МВП. К ним относятся также стандарты и рекомендуемая практика, принимаемые Международной организацией гражданской авиации в целях обеспечения единообразия правил, касающихся международной аэронавигации и международного воздушного транспорта. Хотя международные стандарты ИКАО не являются строго обязательными и государства вправе по своему усмотрению применять или не применять их в своей национальной практике, заложенные в них параметры безопасности, основанные на мировом опыте гражданской авиации, побуждают государства широко пользоваться ими.
Важную роль в правовом регулировании международных воздушных сообщений играют эксплуатационные соглашения между авиаперевозчиками по вопросам коммерческого и технического обслуживания. По своей юридической природе эти соглашения не являются межправительственными и заключаются авиаперевозчиками в развитие и дополнение межправительственных двусторонних соглашений о воздушном сообщении. Поскольку они регулируют гражданско-правовые, коммерческие, информационные, финансовые, технико-эксплуатационные и иные, частноправовые по своей сути, отношения по поводу полетов и перевозок между авиаперевозчиками из разных государств, такие соглашения следует считать источниками международного частного воздушного права. [6]
Заключение
Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства. Не могу не оговориться, что это определение не является общепризнанным. Более распространено ограниченное понимание международного воздушного права как регулирующего только отношения, связанные с гражданской авиацией Действительно, международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. Однако постепенно начали появляться нормы, -регулирующие и иные виды использования воздушного океана, прежде всего, нормы, относящиеся к военному использованию и к экологической защите. Соответствующие положения появились и в актах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которые содержат требование к государствам при определении правил полетов правительственных воздушных судов учитывать интересы безопасности навигации гражданских судов и выполнять по мере возможности общие правила полетов. Необходимость такого рода предписаний не вызывает сомнений. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.