Файл: Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
ГЛАВА
2.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ ОНЛАЙН-ПОКУПАТЕЛЕЙ
2.1
Описание ситуации в современном российском обществе
Рынок электронной коммерции в России — один из главных двигателей торговли. Жители зарубежных стран уже давно покупают всё в интернете, а россияне постепенно перенимают эту потребность [15].
По данным аналитических исследований в 2011-2019 годах объём рынка онлайн-торговли увеличивался в среднем на 28%. Если перевести проценты в цифры, получится громадная сумма: объём продаж вырос с 235 млрд до 1,72 трлн рублей. На это повлиял стремительный рост активных пользователей сети и изменение их потребностей. [21]
По данным аналитиков, в 2019 году рынок онлайн-торговли показал значительный рост по сравнению с предыдущими периодами. Катализаторами, которые повлияли на небывалую активность, стали инвестиции крупных игроков. Они вкладывались в рекламу и наращивание логистической инфраструктуры.
По итогам 2019 года Россия заняла 5 место в рейтинге самых быстрорастущих рынков после Мексики, Индии, Филиппин и Китая.
Сравнение рынков с учётом населения показало, что РФ располагается на 9 месте по объёму e-commerce на душу населения. На первых позициях разместились США, Южная Корея и Великобритания.

13
Рис. 2.1.1. Объем eCommerce на душу населения, 2019, долл.
Аналитика показывает, что 78% процентов населения России в возрасте от 12 лет пользуются интернетом. 90% заходят в глобальную сеть каждый день. Ежемесячная аудитория выросла на 6% за 2019 год.
Важные показатели онлайн-торговли за 2019 год:

1,6 трлн выручка;

425 млн заказов;
• средний чек 3 800 рублей;

25%-й рост в рублях;
Количество пользователей интернета и онлайн-покупателей стабильно увеличивается каждый год, а вот средний чек падает уже 3 года. Число заказов увеличивается благодаря увеличению частоты покупок. Жители
России постоянно заказывают товары через интернет, и всё идёт к тому, что онлайн-торговля станет главным источником продаж [14].
Крупные интернет-магазины наращивают объёмы доставки через внутренние службы логистики. Доля «Почты России» за год снизилась на 4% до 20%. В 2018 году государственное предприятие обработало 88 млн посылок, а в 2019 только 44. Стремительно растёт доля самовывоза, покупатели всё чаще забирают заказы самостоятельно.
2020 год называют годом тяжёлых испытаний и проверкой на прочность. После распространения нового коронавируса и введения
1655 1280 1185 895 705 675 640 530 170 25
США
Ю. Корея
Великобритания
Германия
Япония
Канада
Франция
Китай
Россия
Индия
Объем eCommerce на душу населения, 2019, долл.


14 ограничительных мер, стало ясно, что рынок онлайн-торговли ждут большие изменения

. Во-первых, изменится механизм доставки. Во-вторых, покупатели пересмотрят свои потребности и сконцентрируются на товарах первой необходимости.
Так, за последние два года (2020-2021) онлайн-торговля в России значительно наращивает обороты. Россияне все чаще и больше заказывают продукцию через интернет, чтобы защититься от негативных последствий.
Большой рост по сравнению с предыдущими годами зафиксирован в нескольких нишах. Это продукты питания, товары для детей, дом и сад, хобби и рукоделие, товары для взрослых. Сильно прибавила ниша продуктов питания. Люди стали заказывать больше еды через интернет, а оборот магазинов увеличился почти в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. [18]
Пандемия внесла коррективы в предпочтения россиян, но рано или поздно ситуация выровняется. Очевидно, что товары первой необходимости люди будут покупать всегда, но тенденция проникновения онлайн-торговли в разные категории указывает на явное доминирование e-commerce в ближайшие годы.
По прогнозам Data Insight рынок электронной коммерции в России будет стремительно наращивать обороты в ближайшие 4 года. Основные факторы роста — растущее количество онлайн-покупателей и повышенный спрос на товары первой необходимости в интернете. [15]
Факторы, которые повлияют на рост онлайн-продаж в ближайшие годы:
1.
Популяризация удалённой работы. Из-за коронакризиса и самоизоляции люди вынуждены были срочно менять уютный офис на работу за домашним компьютером.
2.
Приток онлайн-покупателей. По данным аналитиков, за время карантина в интернете появилось существенно много миллионов новых

15 покупателей. Часть перейдёт на офлайн-покупки, но многие оценили комфорт покупок через интернет.
3.
Рост продаж товаров из категории FMCG. Ниша продуктов питания серьёзно прибавила за два года, также люди начали активно покупать лекарства через интернет.
4.
Увеличение объёма инвестиций. Офлайн-предприниматели, которые даже не рассматривали переход в онлайн, поняли, что будущее в интернете. Они вкладывают деньги в рекламу и развитие цифровой инфраструктуры.
5.
Снижение доли офлайн-продаж. Некоторые бизнесмены полностью переориентируются на интернет-продажи.
Коронакризис нанёс масштабный удар по экономике РФ и доходам граждан. Уровень безработицы в России достиг пиковых значений за последние 8 лет. С начала карантина многие лишились рабочих мест, многие были вынуждены сменить род занятий. В то же время некоторые ниши электронной коммерции получили необычайно высокий поток заказов и постоянных клиентов.[19]
Несмотря на временные трудности, россияне продолжили покупать через интернет. По данным аналитиков, изменения на рынке интернет- торговли из-за пандемии принесут дополнительные 1,6 трлн рублей за 5 лет.
2.2 Результаты социологических исследований потребительского
поведения интернет-покупателей
В этом параграфе будет проведен анализ работ социологических исследований, посвященных исследованию потребительского поведения интернет-покупателей.
Так, в работе Бабарова Н.А. «Социологическое исследование поведения покупателей в интернет-магазине» проведенное социологическое исследование показало, что интернет-магазины предназначены для редких покупок и определённого блага, поэтому они не могут заменить обычные магазины. Основная причина покупок в интернете — это поиск


16 труднодоступных благ. Более старшее поколение менее охотно покупает в интернет-магазине в силу различных причин, которые предстоит выяснить
Интернет-магазин становиться ещё одним местом для проведения досуга [2].
Первый блок вопросов был посвящен анализу предпочитаемой платформы для совершения онлайн покупок. В результате опросе интернет- магазин оказался наиболее популярным ответом, чем другие платформы интернет-торговли, так как 89 % ответивших пользуются им, и лишь малая часть респондентов выбрали Instagram и Вконтакте (примерно по 5,5%), даже не упомянув другие платформы такие как, например, Яндекс Маркет, которая является одной из посещаемых страниц.
Что касается распределения респондентов, то результаты получились следующими: 21 % мужчин и 79 % женщин, которые в основном живут в городе (95 %). Большинство из них ― люди с неоконченным высшим образованием (53 %), либо с законченным высшим (21 %), что обусловлено их возрастом 18-24 года (74 %), то есть студенты (70 % респондентов).
По материальному положению большинство разделилось на два равных блока: первый, имеет хорошее материальное обеспечение, однако крупные покупки (дача, квартира, машина) пока не по карману (39 %), а ко второму относится менее обеспеченная группа, которая имеет неплохое материальное обеспечение и считающая, что на текущие покупки деньги у них есть, но на покупку дорогих вещей приходиться брать в долг или кредит
(39%).
С точки зрения семейного положения — это люди, не состоящие в браке (61 %), также есть люди, не состоящие в браке, но сожительствующие
(18 %) и, которые состоят в браке (21 %). При этом лишь 24 % респондентов имеют детей, что значит большинство — это люди достаточно свободные от семейных обязательств.
Частота покупок весьма низкая, так как большинство респондентов покупают в магазине лишь раз в несколько месяцев и реже (47 %), раз в месяц (17 %) и несколько раз в месяц (22%), а на остальное приходиться

17 лишь в сумме 6 %. Хотя из 95% респондентов ответивших, что они пользовались услугами интернет-магазина, большинство оказалось далеко не новичками, т.к. пользователи менее года составляют 11% от всех пользователей, пользователи от 1 до 3 составляют 28 %, а остальные же ― это более опытные пользователи.
Что же покупают респонденты? В основном это одежда (63 % респондентов), далее идут билеты (39 %) и книги (34 %). При чём респонденты не склонны покупать товар спонтанно, это лишь 6 %. В основном люди знакомятся с отзывами (72 %) и изучают характеристики товара (64 %), также ищут товар со скидкой (39 %). Самое интересное, что и в более масштабных исследованиях одежда также на первом месте и люди покупают примерно по той же схеме [5].
В чем они видят преимуществах интернет-магазинов? Для большинства — это поиск товара, которого нет в магазине (61 %), однако на втором месте по значимости находится низкая цена, что важно для 45 % респондентов. Это весьма логично, так как интернет создаёт удобную базу для удобного поиска и быстрого заказа, что очень важно для современного человека, которому вечно не хватает времени. Возможно, также, что это сильное влияние оказало большой процент молодёжи в выборке, которой необходимы эксклюзивные товары, но желательно по более низким ценам.
Большинство респондентов указало, что их может остановить дорогая доставка (47 %), а это может уменьшить частоту покупки, а также вынудить отказаться от некоторых видов товара, например, от продуктов питания.
Если смотреть на то, что влияет на посещения сайтов, то большинство респондентов (71 %) считают важным возможность присмотреть товар на будущее для его покупки в интернет-магазине или в обычной рознице (такой же товар или его аналог). Менее половины респондентов уверенно говорят и об интересе (41 %) и о том, что могут уделить время самим себе (40 %). Вот именно здесь может крыться ещё один интересный аспект, а именно то, что


18 покупатель может заходить в интернет-магазин лишь для того, чтобы посмотреть на различные товары, то есть создавать из этого досуг.
Также был задан вопрос о влиянии ситуации с COVID-19
(коронавирус) на решения покупать в интернет-магазине и влияние было и на это указало 25 % респондентов. Это, конечно, не малое влияние, но скорее всего спадёт после отмены режима самоизоляции и карантина в стране.
В социологическом исследовании Кмети Е.Б и Крутьякова М.С.
«Исследование поведения российских потребителей в процессе трансграничных онлайн-покупок»
Основные результаты исследования были сформулированы следующим образом:
− 75,4% респондентов совершают покупки в онлайн-магазинах;
− в общем рейтинге интернет-магазинов лидировали следующие зарубежные торговые площадки: AliExpress (41,6%), Asos (27,3%), IHerb
(10,6%), Ebay (9%), Yoox (6%), Joom (5,3%) и другие;
− среди главных причин обращения в интернет-магазины представлены следующие: 40,4% считают, все онлайн магазины работают круглосуточно,
37,5% привлекают более низкие цены, 41,3% привыкли, что товар доставляют до самого дома, 45,2 % принудительно покупают товары онлайн, из-за их физического отсутствия в реальных торговых сетях. Более слабые результаты продемонстрировали следующие причины: возможность смотреть отзывы (25%), возможность сравнивания товаров онлайн (27,9%), боязнь прямого контакта с продавцами (32,7%);
− среди преимуществ зарубежных интернет-магазинов российские покупатели выделяют следующее: более широкий ассортимент (32,5%), более низкие цены (22,5%), наличие эксклюзивных товаров (16,5%), большее количество скидок (14,5%);
− самый главный барьер при совершении онлайн-покупок – товар не соответствует фотографиям, предоставленным на сайте (43,4%), 30,8% обеспокоены тем, что товар придёт позднее указанного срока, 29,8% не

19 привыкли долго ждать, их не устраивает доставка дольше двух недель, 27,9% опрошенных сомневаются, что купленный товар подойдёт по размеру;
− потребителей абсолютно не пугает сложная регистрация на сайте, отсутствие перевода на русский язык, а также отсутствие товара на складе;
− что же россияне покупают в интернете? Спектр товаров, приобретаемых в интернете весьма разнообразен, 22,4% покупают одежду,
19,8% - обувь, 22,1% аксессуары, 6,7% товары для ремонта, 6,1% товары категории “Красота и здоровье”, остальные приобретают товары для ремонта, продовольственные товары, электронику, игрушки, товары для детей, электроприборы;
− средний чек 51% опрошенных – до 1000 рублей, 23,1% покупают на сумму от 1000 до 5000, 22,1% - от 5000 до 10000 рублей и лишь 3,8% заказывают на сумму 10000 рублей и более;
− портрет потребителей (50,7% респондентов) – это молодые люди от
18 до 25 лет, 26-35 лет 22,5%, 39,1% – студенты, 37,7% - трудоустроенные.
Ниже будет представлен анализ исследования Мартышенко С.Н. Для исследования покупательского спроса в сети интернет в молодежной среде был проведен интернет-опрос студентов вузов г. Владивостока с использованием гугл-форм. В опросе приняли участие 1070 студентов.
Прежде всего, оценивались факторы привлекательности приобретения товаров и услуг через интернет. Преимущества покупок через интернет оценивались на основании ответов на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, заключается основное преимущество покупки товаров в интернет- магазинах?». На выбор предлагалось семь вариантов ответов. Частоты их встречаемости по убыванию представлены следующими оценками:
– это экономит время – 33%;
– можно найти то, чего нет в обычных магазинах – 24%;
– цены в интернет-магазинах ниже – 20%;
– возможность избежать суеты традиционных магазинов – 7%;
– доступно больше информации о товаре – 4%;