Файл: Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
– круглосуточный режим работы – 5%;
– товар доставляется на дом – 5%;
– возможность сравнения товаров – 2%.
На первое место студенты ставят «экономию времени» (встречается в ответах 33% респондентов). Далее студенты считают, что в интернет- магазинах можно найти товары, которые не встречаются в обычных магазинах города (встречается в ответах 24% человек). Оригинальность и новизна товара имеют важное значение для молодых людей. Возможность сравнения товаров хотя и предоставляется во многих интернет-магазинах, но не является основным преимуществом (встречается в ответах 2% респондентов).
Активность молодых людей по использованию услуг интернет- магазинов оценивается частотой обращения к сайтам интернет-магазинов и частотой покупок в них [12].
Частота посещения сайтов оценивалась с помощью вопроса: «Как часто, в среднем, вы заходите на сайты интернет-магазинов?». В результате было получено следующее распределение ответов по шести предложенным вариантам ответов:
– каждый день – 11%;
– два-три раза в неделю – 23%;
– один раз в неделю – 26%;
– один раз в месяц – 26%;
– один раз в квартал – 11%;
– один раз в год – 4%.
Посещают сайты интернет-магазинов не реже одного раза в неделю
60% респондентов.
Частота покупок через интернет оценивалась с помощью вопроса:
«Насколько часто вы делаете покупки в интернет-магазинах?». В этом случае респондентам тоже предлагалось осуществить выбор из шести вариантов:
– два-три раза в неделю – 3%;

21
– один раз в неделю – 10%;
– один раз в месяц – 47%;
– один раз в квартал – 24%;
– один раз в год – 10%;
– обращался всего один раз – 5%.
Очень часто совершают покупки в интернете («два-три раза в неделю» и «один раз в неделю») – 13% опрошенных. Большинство студентов оценивают частоту своих покупок выбором ответа один раз в месяц – 47%.
Редко совершают покупки около15% опрошенных. Высокую частоту покупок при известной ограниченности студентов в средствах можно объяснить тем, что в число покупок включаются и электронные платежи некоторых услуг. Например, студенты часто покупают билеты в кино. Кроме того, студенты часто приобретают недорогие аксессуары и канцтовары. [11]
Анализ ответов на два приведенных выше вопроса показал, что студенты совершенно не испытывают затруднений при поиске информации по товарам и услугам в сети и осуществлении оплаты покупок в сети.
Средние затраты на покупки в интернете у студентов пока не высоки.
Для определения наиболее популярных сайтов, к которым обращаются студенты, был использован открытый вопрос: «Какие интернет сайты вы чаще всего посещаете в поисках информации о товарах и услугах?». При ответе на вопрос можно было указывать несколько сайтов. Лидируют по посещаемости следующие 4-е сайта: AliExpress; Taobao; 100SP; Asos. Эти сайты указали в своих отве- тах 42% студентов. Топ-20 наиболее посещаемых сайтов встречаются у 78% опрошенных.
Интерес представляют критерии, которыми руководствуются студенты при выборе интернет-сайтов, предлагающих товары и услуги в сети. Для оценки важности различных критериев студентам было предложено ответить на следующий вопрос: «Чем вы руководствуетесь при выборе интернет- магазина?». Поскольку, как правило, для выбора используются несколько критериев, то в ответах предлагалось выбрать 3-и наиболее важных критерия


22 из списка 10 предложенных. Распределение ответов респондентов по частоте встречаемости критериев выбора интернет-магазинов представлен на рис.
2.1.2.
Рис. 2.1.2. Частотный ряд распределения встречаемости критериев выбора интернет-магазинов
Главным критерием студенты считают «положительные отзывы / рекомендации». Близок к этому критерию по смыслу критерий сразу
«смотрю только известные интернет-магазины «на слуху»». Даже критерий
«лучшие цены» не имеет такого значения, как отзывы окружающих. При низких ценах не всегда можно приобрести товары надлежащего качества.
Молодые люди находятся в постоянном поиске. Поэтому в ответах приверженность к одному сайту не высока.
Кроме одежды, через интернет студентки часто приобретают косметику. Достаточно распространено приобретение через интернет билетов в театр, кино, на концерт. Очень мало покупают молодые люди музыкальные диски, диски с кинофильмами и программным обеспечением.
Молодые люди до сих пор больше пользуются пиратскими копиями дисков.
На расширение покупок в сети интернет оказывают влияние опасения расхождения между потребительскими ожиданиями и фактически приобретенными товарами и услугами. Для оценки таких расхождений в
5 6
19 23 22 29 38 46 51 60 0
10 20 30 40 50 60 70
выбираю по воле случая персональные скидки постоянно покупаю на одном и том же сайте самый удобный сайт (полнота/удобство …
проводятся акции и скидки самый лучший выбор/большой ассортимент сразу смотрю только известные интернет-магазины выбираю по наличию в нем нужного мне товара лучшие цены положительные отзывы/рекомендации в %

23 анкете был использован вопрос: «Чего Вы больше всего опасаетесь при интернет-покупках?». В данном случае был использован вопрос со списком из 9-ти вариантов ответов:
– сделал(а) заказ – пришлют несоответствующий/ бракованный товар –
28%;
– осуществил(а) предоплату – не вышлют товар – 26%;
– пришлют товар, который не подойдет по размеру – 10%;
– пришлют товар низкого качества – 9%;
– обещают оригинал – пришлют подделку – 7%;
– откажут в возврате, если приобретенный товар не понравится или не подойдет по размеру – 6%;
– украдут мои данные при оплате банковской картой –5%;
– отсутствие гарантии на купленный товар – 5%;
– не вернут деньги при оформлении возврата – 3%. [3]
Более всего, при покупке в интернете, молодые люди опасаются получить товар или услугу, не соответствующие заявленному качеству
(«бракованный товар» – 28%). Следующее опасение состоит в том, что после оплаты товар могут не выслать. Такое опасение получило излишне завышенную оценку. Конечно, существуют мошеннические сайты, но основная масса пользуется все-таки проверенными сайтами. Такое опасение скорее вызвано отсутствием достаточного опыта. Опытные пользователи больше опасаются, что не подойдет размер или пришлют некачественный товар. Если при расхождении размера товар, как правило, достаточно легко обменять, то несоответствие ожидаемому качеству доказать несколько сложней.
Вопрос по теме неудовлетворенности потребителей был сформулирован в форме открытого вопроса: «При каких аусловиях вы стали бы обращаться к услугам интернет-магазина чаще, чем сейчас?». В результате обработки ответов на этот вопрос была выявлена 20 типология вариантов ответов (рис. 2.1.3).


24
Рис. 2.1.3. Частотный ряд распределения встречаемости типологий условий увеличения количества покупок студентами в интернет-магазинах
Наибольшее значение для молодых людей имеет сокращение сроков доставки.
Вывод по проведенному исследованию можно сделать следующим образом: рынок электронной коммерции в России показывает очень высокие темпы роста. Наиболее динамичным сегментом является поколение Z
(молодые люди 1998-2010 годов рождения). Совершенный сервис сайтов интернет-магазинов делает поиск и приобретение товаров и услуг формой проведения досуга и приятного времяпрепровождения для молодежи [10].
В статье Суворовой А.С. «Потребительское поведение онлайн- покупателей при занятии шоппингом в интернет-магазинах» приводятся результаты исследования.
Стоит отметить тот факт, что гендер и возраст не является факторами, влияющими на активность совершения покупки в Интернет-магазинах. По результатам исследования три наиболее покупаемых категории товара: билеты, одежда и обувь, аксессуары.
Найдя интересный товар в интернет-магазине, что мотивирует пользователя его приобрести? В исследовании респондентов спрашивалось о
1 2
2 2
2 3
3 3
3 3
3 4
4 5
7 7
9 11 12 28 0
5 10 15 20 25 30
более широкий размерный ряд наличие сводоного времени упрощение процедуры обмена и возврата уверенность в том, что товар подойдет улучшение качества сайтов при увеличении количества акций и распродаж консультация специалистов снижение цен возможность примерить или потрогать более подробная информация о товаре улучшение финансового положения при наличии гарантии продавца безопасность и надежность сделки увеличение количества скидок наличие необходимого товара совершенствование системы доставки повышение качества товара расширение ассортимента товаров совершенствование сервиса обслуживания уменьшение сроков доставки в %

25 том, какие факторы они выделяют для себя, которые влияют на выбор и покупку товара в Интернет-магазине? По результатам опроса было выяснено, что тремя наиболее мотивирующими к совершению покупки в Интернет- магазине оказались положительные отзывы о товаре (23,5%), его качество
(17,0%) и наличие бесплатной доставки (15,3%). [17]
Почему люди покупают в Интернете? Проведенное исследование показало, что основным мотивом респондентов является большой ассортимент продукции, а более выгодные цены являются второй позицией в рейтинге мотивов. [11]
Согласно исследованию Data Insight, в 2021 году покупки на маркетплейсах делает более половины интернет-пользователей России. В августе 2020 года этот показатель составлял 51% интернет-пользователей
(53,5 млн) и в последующие 12 месяцев продолжал расти. Главный решающий фактор для большинства покупателей маркетплейсов — уровень цен: так ответили 72% опрошенных. Далее расположились удобство получения заказов и скорость доставки, качество товаров, широта ассортимента, количество акций и распродаж.
Особым лидером среди российских маркетплейсов является
Wildberries, который охватывает не только Россию, но и некоторые страны
СНГ, является лидером по продажам и по количеству аудитории. В связи с этим дальнейший анализ будет строиться на исследованиях, посвященных изучению Wildberries и сравнению его с другими популярными маркетплейсами.
Что касается конкретно Wildberries, главными мотивами данного маркетплейса являются: быстрая и удобная доставка – 51%, наличие хороших скидок – 46%, широкий ассортимент – 39%, возможность покупать товары дешевле – 33%, также треть респондентов использует данный маркетплейс, потому что он является первым, который они используют, когда хотят совершить покупки, что говорит о достаточном уровне доверия к маркетплейсу. (см. рис 2.2.1)


26
Рисунок 2.2.1 Мотивы использования маркетплейса Wildberries (в % от числа мотивов)
Ozon любят за удобную и быструю доставку – 51,0%, также за наличие хороших скидок – 43,0%. Также маркетплейс имеет широкий ассортимент и иногда предоставляет возможность покупать товары дешевле, чем в других магазинах. (см. рис. 2.2.2)
Рисунок 2.2.2Мотивы использования маркетплейса Ozon (в % от числа мотивов
Из рисунка 2.2.3 видно, что Яндекс Маркет имеет быструю, удобную доставку. Данный мотив имеет высокий прирост – 15%, по сравнению с прошлым годом. Пользователи также отмечают хорошие скидки, но данный мотив имеет тенденцию к снижению, по сравнению с прошлым годом.
Довольно высокий прирост имеет мотив «Я всегда иду сначала именно на эту

27 площадку» - 13%, что говорит о возрастании популярности маркетплейса и доверии к нему.
Рисунок 2.2.3 Мотивы использования маркетплейса Яндекс. Маркет (в
% от общего числа мотивов)
Далее перейдем к тому, какие барьеры существуют при покупке в
Интернет-магазинах. Респондентам был задан вопрос, почему, по их мнению, другие люди предпочитают не совершать покупки в Интернет-магазинах.
Респондентами были выделены три топовых причины, среди которых: ощущение риска быть обманутым (26,6%), отсутствие опыта онлайн-покупок
(20,2%), непривычность услуги (17,7%).
По результатам вопроса о том, какие факторы могут повлиять на них самих при отказе от покупки в Интернет-магазине, основными барьерами для респондентов являются: неизвестность магазина (30,2%), неуверенность в качестве товара (19,8%), большая вероятность случаев мошенничества
(18,7%). [15]
Абсолютное большинство респондентов в результате исследования говорят о позитивных прогнозах развития Интернет-маркетинга в России.
При этом была проверена и подтверждена гипотеза о том, что именно женщины дают более положительный прогноз развитию Интернет – продажам в России, чем мужчины.

28
1   2   3

Заключение
Исходя из вышесказанного стоит сделать вывод о том, что потребительское поведение является особо влиятельным фактором экономического развития, поскольку оно отражает современные социально- экономические процессы, происходящие в том или ином обществе. Оно отражает те или иные социально-экономические изменения среды, и одновременно выступает фактором, влияющим на качество воспроизводства человеческого капитала. Особого внимания заслуживает потребительское поведения индивидов в сети Интернет, поскольку оно имеет ряд особенностей и проблем, которые нуждаются в изучении и исследовании.
Сам феномен онлайн-коммерции является процессом покупки, продажи, передачи или обмена продуктами, услугами и информацией с помощью электронных средств коммуникации. Онлайн - коммерция может быть осуществлена в различных формах, видах и типах, и в целом представляет из себя многомерную сложную структуру, которая требует дальнейшего изучения.
В России электронная торговля, в частности потребительское поведение в Интернете находится на стадии интенсивного развития и зависит от множества факторов.
В среднем российский потребитель совершает покупки в интернете около 1 раза в месяц, чаще всего потребители покупают одежду, аксессуары и книги. Средний чек потребителей за одну покупку составляет 1000 руб., следовательно это говорит о неготовности россиян покупать онлайн-товары на большие суммы. Больше всего в онлайн-покупках потребителей привлекает большой ассортимент товаров и низкие цены, а отталкивает – боязнь получить несоответствующий/ бракованный товар. Лидирующей площадкой для онлайн-покупок является Wildberries, его выбирают за быструю доставку и большой ассортимент товаров.

29
Приложение 1 Программа социологического исследования по теме «Поведение российских интернет-покупателей»
1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Проблемная ситуация заключается в том, что на сегодняшний день нет достаточно более подробного изучения поведения покупателей в сети Интернет, поскольку оно только начинает набирать свою популярность. Из этого следует, что имеется необходимость изучения особенностей поведения покупателей в сети Интернет, которые характерны для интернет-пользователей на текущий день.
1.2 Объект исследования: российские интернет-покупатели
1.3 Предмет исследования: поведение российских интернет-покупателей
1.4 Цель исследования: рассмотреть поведение российских покупателей в сети
Интернет
1.5 Задачи исследования:
1.1. Выяснить частоту онлайн-покупок интернет-покупателями
1.2 Выяснить частоту онлайн-покупок при пандемии COVID-19 1.3 Выяснить предпочитаемые категории товаров респондентов
1.4 Выяснить предпочитаемые интернет-сайты для онлайн-покупок
1.5 Выяснить основные достоинства интернет-покупок, выделяемые интернет- покупателями
1.6 Выяснить основные недостатки интернет-покупок, выделяемые интернет- покупателями
1.7 Выяснить отношение интернет-покупателей к интернет-магазинам
1.8 Выяснить осведомлённость покупателей о правилах пользования услугами интернет-магазинов
2. Выяснить влияние следующих факторов на поведение российских интернет- покупателей:
2.1 пола
2.2 возраста
2.3 уровня образования
2.4 сферы деятельности (учёба, работа)
2.5 дохода
2.6 типа населённого пункта
3. Сконструировать типологию респондентов по поведению и определить доминирующий тип.